Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Авраам изначально родился неевреем. Свою жену Сару он обратил в еврейство. При этом Авраам запретил своему рабу Элиэзеру искать жену для Ицхака среди девушек Ханаана. «Расизм» или глубокий расчет?

Краткое содержание главы.

1) Кончина Сары и ее похороны. Приобретение пещеры Махпела в вечное владение еврейскому народу (Берешит 23:1—20);

2) Женитьба Ицхака и Ривки (24 глава): Авраам посылает слугу в Арам-Наараим взять из его родни жену для Ицхака (24:1—9), Элиэзер прибывает в Харан — Всевышний слышит его молитву и делает так, что у колодца появляется Ривка (24:10-28), Элиэзер рассказывает о своем пути и о целях своего путешествия (24:29—49), Ривка соглашается идти с ним, чтобы стать женой Ицхаку (24:50-67);

3) Список потомков Авраама от Кетуры (25:1—6);

4) Кончина Авраама и его захоронение в пещере Махпела (25:7—11);

5) Потомки Ишмаэля, его кончина (25:12—18).

Выражение «Хаей-Сара» переводится как «жизнь Сары»: «И было жизни Сары сто двадцать семь лет». Так начинается недельная глава.

Но о самой Саре в ней ни слова. Говорится только, что, когда Сара, жена Авраама, скончалась в Кирьят-Арба, он же Хеврон, Авраам решил похоронить ее на своей земле. Не в том смысле своей, что вся Страна была обещана ему и его потомкам, а в том, что он задумал купить участок для могилы за свои деньги. Чтобы потом никто не сказал: вы, евреи, получили землю в подарок от местных племен, а ведете себя как хозяева.

Местное племя хетов, почитая праведного Авраама, вначале заявило устами своих начальников: «В лучшей из наших гробниц похорони свою умершую», т.е. бери бесплатно. Но он предложил им за участок двойную цену — и выяснилось, что они люди неупрямые.

Мы уже неоднократно говорили, что праотцы еврейского народа прекрасно знали, что живут не частной жизнью ближневосточных шейхов, но своими поступками как бы предвосхищают судьбу потомков, так что каждый эпизод их биографии является прообразом конкретного события еврейской истории.

Землю мы не берем в подарок, мы ее выкупаем. Так началось с Авраама, так было во все поколения, вплоть до нас. И лишь однажды — при завоевании Кенаана еврейскими коленами под предводительством Йеошуа бин Нун (Иисуса Навина) — земля бралась силой. Но тогда мы выполняли заповедь Всевышнего, Который таким образом наказал неисправимых идолопоклонников.

Сара была похоронена в хевронской гробнице Махпела, где потом нашли успокоение почти все наши праотцы. По сей день в ней хранятся останки Авраама и Сары, Ицхака и Ривки, Яакова и Леи. И лишь Рахель, вторая жена Яакова, похоронена отдельно… Глава посвящена важному событию — сватовству Ицхака и Ривки.

Оказывается, Ицхак не привел суженую в дом отца (как случилось, например, в следующем поколении с Яаковом, повстречавшим Рахель). Жену сыну нашел Авраам, вернее, по его поручению — Элиэзер, управляющий дома Авраама. Поручение было такое: пойти на бывшую родину Авраама, откуда тот вышел с женой и племянником (вы помните, как его звали?), и там взять невестку из семьи его ближайших родственников. «Только заклинаю тебя Всевышним, не бери моему сыну жены из кенаанских дочерей».

Но почему, собственно говоря, «не бери»? Сам Авраам родился неевреем. В жены он взял себе женщину из неевреек, переведя ее в еврейство. Как видим, наша вера открыта для всех. Родился у матери еврейки — еврей. Перешел в еврейство, взяв на себя обязательство соблюдать все законы Торы, — тоже еврей. А тут вдруг запрет: только не из кенаанок!

Мы уже сказали, что лишь однажды евреи брали свою землю в сражениях (не защищаясь, а завоевывая) — когда входили в Эрец Кенаан.

Жителям Кенаана было предложено на выбор одно из трех: или оставить идолопоклонство, или мирно покинуть Страну, или взяться за оружие. Из десяти племен, обитавших в Кенаане в ту пору, каждый по-своему решил эту задачу. Большинство воевали, кто-то потом долго сосуществовал с евреями бок о бок. Но с веками от тех народов не осталось ни следа.

Они пропали или растворились в других племенах. Но не в евреях, единственном вечном народе! Ибо в противном случае они дожили бы до наших дней. А Всевышний присудил их к исчезновению. Уж слишком велики были их грехи на ниве идолопоклонства.

Женясь на иноверце, надо знать, что его влияние на твоих детей не пройдет бесследно, даже если твоя семья живет в еврейской среде. У нас трудная вера; заповеди, которые мы исполняем, — многочисленны и непросты. Взять в супруги иноземца (или иноземку) можно только при условии, что он перешел в еврейскую веру. Кенаанцы же остались вообще за чертой. Возьми Ицхак в жены кенаанку — и как потом мы воевали бы с ними после нашего Исхода из Египта? По какому праву?

Была еще одна причина не брать жену для Ицхака из кенаанок. Может быть, самая главная. Кенаанцы не были мягкосердечными людьми. Они не могли похвастать крепкой моралью. Этим они оличались от родственников Авраама, не меньших, кстати, идолопоклонников, чем они. Но семья Бетуэля, отца Лавана и Ривки, славилась своим гостеприимством, чего сроду не было у кенаанцев. (Смотри эпизод, где Ривка приглашает Элиэзера зайти в дом.) Как раз то, что нужно было Аврааму!

Элиэзер выполнил поручение господина. В этом ему помог Всевышний. Ривка, встреченная слугой Авраама у колодца, оказалась достойной стать одной из наших праматерей. Происходя из рода, прямо скажем, не самых больших в мире праведников (обманщики, служители идолов), являясь родной сестрой Лавана, который в дальнейшем чуть было не погубил нарождавшийся народ (в лице Яакова и его семьи; об этом в другой раз), — Ривка ни в чем не уступала покойной Саре в главных своих качествах: доброте, скромности, готовности пожертвовать собой ради Имени Всевышнего. Ибо такова задача еврейского народа на земле во все времена — свидетельствовать о могуществе Творца мира и о Его справедливом управлении этим миром.


Сара — великая праведница и пророчица. Даже Аврааму велел Б-г «слушать» все, что она скажет. Тем не менее, долгие годы Сара была бесплодной, и только прямое вмешательство Всевышнего помогло ей родить сына Ицхака. Читать дальше