Темы: Недельная глава, Еврейские знакомства, Шидух, Народы мира, Хаей Сара, Пещера Махпела, Похороны, Тора и бизнес, Хесед, Рав Бенцион Зильбер, Ривка
Дорогие Друзья,
В нашей беседе мы затронем несколько тем, очень важных в еврейской жизни.
Одна из основных тем нашей недельной главы — «Жизнь Сары» — уважение к умершим.
Тора говорит, что на день своей смерти Сара была в весьма преклонном возрасте, но говорит это очень интересным языком — «Саре было сто лет, и двадцать лет, и семь лет». Почему слово «лет» повторяется трижды? Раши приводит цитату из мидраша (цитирую не полностью): «В сто лет Сара была безгрешна, как двадцатилетняя девушка…». И разъясняет, что до двадцати лет человек еще не несет настоящей, полной ответственности за свои поступки перед Высшим Судом, но после двадцати он уже дает полный отчет перед Б-гом за все, что совершил.
Сара умерла в городе Кирьят-Арба. Раши объясняет, что город получил такое название из-за четверых исполинов, живших там. Но приводит и дополнительное объяснение: в будущем там будут похоронены четыре пары праведников (мы еще вернемся к этому в продолжении беседы).
Итак, Авраам, узнав о кончине супруги, немедленно приезжает и приступает к организации похорон. Естественно, он желает похоронить Сару в тот же день — день смерти. Таков закон: умершего следует хоронить как можно быстрее, нельзя затягивать с похоронами. Исключение составляют только те случаи, когда перенести похороны на более поздний срок необходимо, чтобы проявить больше уважения к усопшему. Например, когда единственный сын на момент смерти отца находится за границей, естественно, следует дать ему возможность проводить отца в последний путь. Другой случай. Много лет назад мы были в субботу в Цфате и там узнали, что в ночь на субботу ушел из жизни великий праведник, Рав Стайплер (отец знаменитого Рава Хаима Каневского). Естественно, очень многие евреи хотели выполнить заповедь участия в похоронах праведника. А они должны были состояться в Бней-Браке. Поэтому похороны были отложены до 10 утра следующего дня после субботы.
Здесь хотелось бы отметить один интересный факт: в любом месте, где евреи поселялись, одной из первых задач глав общины было — организовать место для еврейского кладбища. И ошибаются те не сведущие в еврейских законах люди, которые считают, что умершим неважно, где их похоронят. Даже во время Катастрофы (Второй мировой войны) первое, что беспокоило многих евреев на местах эвакуации, это — похоронят ли их как евреев. Наказанием для нас было, когда убитых и умерших хоронили в братских могилах или вообще оставляли непогребенными. Закон («Шульхан Арух» — Свод еврейских законов) не позволяет хоронить праведников рядом с неправедными людьми. Талмуд (трактат «Санедрин») сообщает, что даже тех, кого казнили одним из четырех видов казни, хоронили не вместе со всеми, а в зависимости от вида казни. Их хоронили на одном из двух специально отделенных для этого участков кладбища.
Но вернемся к похоронам Сары. Аврааму срочно необходимо место для захоронения, поэтому он обращается к хитийцам — гражданам города Кирьят-Арба — с просьбой посодействовать в этом вопросе. Он кланяется хитийцам и называет себя «пришельцем» и «поселенцем». Это учит нас вежливости, а также тому, что тот, кто нуждается в одолжении другого, обязан проявлять к нему уважение. Для хитийцев было огромной честью помочь великому праведнику Аврааму, поэтому каждый горожанин предлагает свое семейное место погребения (как это было принято в то время). Естественно, Аврааму было нужно особое семейное место погребения, поэтому он с благодарностью отклонил все их лестные предложения и попросил продать ему пещеру на окраине поля, которую жители прозвали Меарат а-Махпела (в переводе с иврита — «Двойная пещера»). Эта земля принадлежала Эфрону — именитому горожанину. Среди прочего, Эфрон в тот самый день (согласно комментарию Раши) получил новое звание — его избрали стражем порядка. И Авраам объясняет хитийцам, что их содействие в покупке земли станет для него самым дорогим подарком.
О Меарат а-Махпела в святой Книге Зоар сказано: Авраам узнал об особой святости этого места, зайдя в пещеру за убежавшим теленком. Там Авраам вдруг почувствовал и увидел изумительный свет, исходивший из глубины. Там были похоронены первые люди, созданные Б-гом, Адам и Хава. И Б-г открыл Аврааму, что здесь будут похоронены и он с Сарой, Ицхак с Ривкой и Яаков с Леей (четыре пары праведников). Тут может возникнуть хороший и даже актуальный вопрос: может ли человек покупать сам для себя участок на кладбище? А почему бы и нет, это совершенно естественно.
Мудрецы поясняют: то, что Эфрон получил новую должность в тот самый день, не было случайным совпадением. На Небесах не хотели, чтобы праведный Авраам вел переговоры с человеком «низкого звания» (скажем так, это не прибавило бы почета великому праведнику в глазах окружения).
Эфрон был счастлив, что к нему обратился знаменитый Авраам. И хотя Эфрон совершенно не собирался продавать эту землю, он немедленно соглашается «помочь хорошему человеку и еще и другу». Поразительно, что Эфрон готов подарить Аврааму не только саму запущенную пещеру, но и все поле, где была пещера, с его деревьями и всем, что на нем росло. Сам собой напрашивается вопрос: что заставило хитийского полицейского проявить такую редкую щедрость и великодушие? Давать больше, чем попросили? Мудрецы объясняют: Эфрон был из категории людей, обожающих деньги. Поэтому он быстро произвел математический расчет: за пещеру больших денег не получить, а за поле можно. Он говорил о подарке, но в действительности знал, что Авраам заплатит. Поэтому Эфрон предлагает Аврааму прекрасный «подарок» — и пещеру и поле вместе. Рамбан говорит, что Авраам сразу понял «завуалированный намек» и немедленно приступил к заключению сделки. Он благодарит Эфрона и «дипломатически» не соглашается на замечательный подарок. Он настаивает на своем желании купить поле и пещеру за полную цену. Авраам обращается к Эфрону на глазах всех граждан города с одной целью. Как объясняется в Гморе, когда человек хочет продать поле, то право на покупку в первую очередь предоставляется хозяевам соседних примыкающих полей. Они имеют право расторгнуть сделку с покупателем-чужаком и перекупить поле для себя. Поэтому, заключая сделку, Авраам дает возможность всем соседям узнать о покупке поля.
Эфрон был «немного огорчен» нежеланием Авраама принять поле в подарок и заявил, что ему даже неудобно обсуждать «с таким хорошим другом» такую смешную сумму, как четыреста серебряных монет, поэтому бери бесплатно! Сумма, названная Эфроном — огромна, и по расценкам того времени цена поля и была очень сильно завышена. Авраам, не раздумывая, немедленно отсчитал серебряные монеты высшего качества и передал в руки хитийца. Сделка заключена! В то время ходили различные монеты, размером побольше и поменьше, старые и поновее, потертые и не потертые, поэтому Авраам расплачивается лучшими — тем самым предупреждая неприятности и возможные претензии продавца в будущем. Заплатив, Авраам немедленно похоронил Сару.
Почему Авраам так настаивает на покупке и не хочет принять подарок? Во-первых, Авраам, учивший вере в единого Б-га, не хотел быть обязанным идолопоклоннику Эфрону за ценный подарок. Во-вторых, существовала опасность, что Эфрон передумает и захочет «отменить» подарок: «Я дал тебе подарок, думал, что ты ведешь себя прилично. А сейчас!! Отдавай поле!» А если Авраам заплатит, сделка станет необратимой. Если Эфрон захочет расторгнуть ее, то Авраам скажет: «Принеси деньги, положи их на стол, и тогда будем обсуждать». А Эфрон этого никогда не сделает. И чем больше сумма, тем сделка надежнее.
Хотел бы также заметить, что Мидраш приводит очень интересный факт: есть три места в Израиле, купленные евреями у представителей других народов, и за них была заплачена полная цена. Первое место — Меарат-а-Махпела, купленная Авраамом. Второе место — могила Йосефа в Шхеме, земля была куплена праотцом Яаковом за сто ксито. Третье место — Храмовая Гора в Иерусалиме, купленная царем Давидом у Аравны. Поэтому, говорит Мидраш, ни у одного народа в мире нет и не может быть притязаний на эти святые места. По-видимому, современные арабы этот Мидраш не учили… Я понимаю, что Мидраш имеет в виду: приобретение за полную стоимость обладает особой духовной силой.
Второй важный еврейский вопрос, о котором идет речь в нашей главе, — как правильно выбирать невесту.
Авраам посылает своего верного слугу Элиэзера в Харан и берет с него «страшную клятву» не брать Ицхаку (сыну Авраама) невесту из местных кнаанейских народов, а только из семьи отца Авраама. Более того, Элиэзеру запрещено увозить Ицхака за границы Земли Кнаан (впоследствии Земли Израиля), поэтому, если девушка не согласится оставить свою семью и переехать в Кнаан, Элиэзер освобождается от этой миссии.
Почему Аврааму так важно, чтобы невестка происходила из дома его отца? Ведь там, как и здесь, все были идолопоклонниками. Объясняет Рабейну Нисим: у людей есть врожденные, наследственные свойства и есть — приобретенные в результате проживания в том или ином окружении. Мы знаем, что врожденными качествами евреев являются скромность, доброта и милосердие. Именно поэтому Авраам ищет такую невесту для своего сына. Ведь от Ицхака произойдет еврейский народ.
Элиэзер отправляется в дальний путь и, придя в нужное место, останавливается у городского колодца, так как в то время черпать воду из колодца и приносить домой было занятием незамужних девушек. Элиэзер молит Б-га помочь ему определить нужную девушку и даже ставит условие: пусть, когда он попросит у девушки напоить его водой, она ответит: «Я напою и тебя, и верблюдов». И появляется Ривка, которая была внучкой брата Авраама. По просьбе Элиэзера Ривка поит его водой, а затем быстро черпает воду и поит его верблюдов. Тора подчеркивает, что Ривка делает все очень быстро, чем очень напоминает Авраама, который всегда спешил делать добро. Зачем Элиэзер ставил такое условие, почему недостаточно, чтобы девушка напоила только его? Элиэзеру надо было, чтобы она была доброй. Есть люди добрые, а есть «мягкотелые», которые просто не умеют сказать нет. Как узнать, что она добрая? Добрый человек делает другим больше того, о чем его попросили, а слабохарактерный — только то, что попросили, так как ему просто неудобно отказать.
И не только сама Ривка была гостеприимной. Она, не спросив разрешения отца, приводит путника на ночлег, что ясно показывает: в ее семье принято гостеприимство.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Как строить и украшать сукку? Законы и обычаи.
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Избранные главы из «Кицур Шулхан Арух»»
Когда и как нужно находиться в Сукке (праздничном шалаше), чтобы выполнить заповедь? При каких условиях необходимо говорить при исполнении этой заповеди специальное благословение?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Б-гобоязненный человек позаботится, чтобы за его столом каждый день сидел бедняк; он будет относиться к нему так, словно это один из праотцев, и подаст ему лучшие блюда, как подал бы их небесным гостям.
Арье Шерцер
В этот праздник евреи едят и пьют в шалашах, встречают гостей и учат Тору тоже в шалашах. Даже спать положено в шалаше
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Избранные главы из «Кицур Шулхан Арух»»
из книги "Кицур Шулхан Арух"
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Когда человек пребывает во временном жилище, под кровом Вс-вышнего, Шхина простирает над ним свои крылья, и Авраам и другие ушпизин находятся в суке вместе с ним.
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
Из книги "Дерех Ашем". Внутренний смысл праздников.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Из Раамсеса — в Суккот
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Возвышенный урок упования на Всевышнего
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Тора предписывает жить в суке семь дней точно так же, как все остальное время человек живет в своем доме.