Из цикла «Знание Субботы», темы: Тшува, Суббота, Рав Эуд Авицедек
«Раскаяние — это когда человек возвращается к Всевышнему всем сердцем и всей душой. И это в порядке вещей, что мир возвращается к Всевышнему, и нет у него существования со стороны самого себя, но лишь то, что он возвращается ко Всевышнему, от Которого он и существует. И к Нему возвращаются все существующие, и в этом их существование, что они возвращаются к Творцу… и это само — заслуга человека, когда он идет за миропорядком, установленным Всевышним» (Маараль).
Следует поразмыслить об этих словах Маараля, ибо есть в них нечто необычное. Ведь, как мы говорили выше, раскаяние не соответствует ходу событий, диктуемому мудростью, пророчеством и Торой. Как же можно назвать его частью миропорядка? Более того, ведь время — которое и есть миропорядок — движется от прошлого к будущему, и как можно понять, что в настоящем можно изменить действие, которое было произведено в прошлом: стереть его, или превратить из преднамеренного в неосознанное, или даже обратить в заслугу?
Чтобы мы могли испить спрятанной здесь живой воды, нам нужно, прежде всего, осмыслить третье намерение в сотворении мира: раскрытие Единства Творца. Это внутренний порядок всего мироздания и происходящих в нем процессов в Шесть Тысяч лет. Когда мы осмыслим это знание, мы увидим, что раскаяние относится к порядку нашего мира.
«Третье понимание замысла творения мира — это весьма замечательное знание. Оно состоит в следующем: Эманирующий хотел раскрыть Свое единство, показать, что “Я первый, и Я последний”, и что, в конце концов, всякое проклятие превратится в благословение, и все зло вернется в добро… Из этого уже следует знание всех сфирот, которые все возвращаются к высшему единству Бесконечного… Это — основа веры Израиля — знать единство Эманирующего» (Рамхаль, Питхей Хохма веДаат).
Эманирующий, благословен Он, сократил и скрыл Свое простое единство под покровом мира материальности. Из этой реальности ступенчато развилось творение зла — чтобы раскрыть это приводящее в трепет понятие: Единство Творца. Это раскрытие будет видно в реальности, когда все развитие мироздания, со всеми его эпизодами, вернется к своему корню.
«Три времени: начало, окончание и настоящее. О сотворении мира написано בראשית — ברא שש, что Шесть первых дней творения включают все Шесть тысяч лет. И потому тот, кто подробно знает сотворение мира, каждый его день, сможет знать, что произойдет в каждый момент этих лет. А Последние дни — это Грядущее, когда все вернется к своему источнику. Как написано, что Всевышний очистит весь мир в Последние дни, и потому раскаяние называется тшува (возвращение), поскольку творения возвратятся к своему источнику» (Виленский Гаон).
Таков порядок мира
Так это и в микрокосме — человеке. Его душа — от Бога свыше, она спустилась в наш мир, чтобы скрыться в пелене тела. Этот спуск — сокращение для ее света, сверкающего от одного конца мира до другого. Но спуск этот имеет своей целью подъем, чтобы возвысить душу тем, что она очищает тело до духовного уровня. И не только тело, но и все мироздание, которое стало для нее орудием для служения Творцу. Когда душа вернется к своему корню, возвысится вместе с ней тело и все мироздание. И тогда раскроется, что все эти аспекты привели, в замечательном единстве, к раскрытию славы Творца.
Это порядок микрокосма.
В корне всякого греха стоит сокрытие провидения и власти Всевышнего в нижнем мире. Творец скрывается за завесой природы, созданной при творении мира. Это творение материи, которая порождает недостатки — грехи, зло в мироздании. Грешник усилил своими деяниями эту конструкцию сокрытия, — ведь известно, что каждый грех усиливает завесу, отделяющую творение от Творца. Своим раскаянием человек освещает эти низкие и темные места. Он раскрывает силу провидения и власти Всевышнего, даже если она не видна. Раскаивающийся раскрывает царство Всевышнего в нижнем мире. «Велико раскаяние, ведь оно приносит излечение в мир… достигает Трона Славы… приближает Избавление… Преднамеренные преступления превращаются в неосознанные… в заслуги… ибо человеку, который раскаялся, прощают ему и всему миру» (Йома 86). В этом преимущество раскаявшегося по сравнению с полным праведником: он раскрывает свет изнутри тьмы, всякое такое раскрытие относится к глубочайшему открытию Единства. «Превратить тьму в свет, и этим возвысится Всевышний в славе Своей» (Зоар). Это раскаяние, достигающее трона Славы, которым «возвышается Всевышний в славе Своей».
***
Теперь нам легче понять, почему при раскаянии из любви к Всевышнему, преднамеренные преступления превращаются в заслуги: «И потому этот грешник, который отдалился от Всевышнего через свой грех, и это отдаление обязывает возвращение к Всевышнему. И потому это отдаление становится ему заслугой, поскольку есть здесь возвращение к Всевышнему» (Маараль).
«Отдаление обязывает возвращение», поскольку это процесс раскрытия единства Всевышнего — таков порядок мира. И чем больше отдаление, тем сильнее свечение возвращения: «Именно когда раскаяние происходит из любви… Ибо, когда раскаяние происходит из любви, — поскольку любовь есть полное приобщение к Всевышнему, как сказано: “…любить Господа, Бога твоего, и приобщаться к Нему”, потому раскаяние выступает как часть миропорядка, поскольку мир должен быть приобщен к Всевышнему, чтобы существовать. И поскольку приобщение осуществляется только силой любви, поэтому только тогда, когда раскаяние движется любовью, именно тогда преднамеренные грехи превращаются в заслуги» (Маараль).
Слово אהבה, любовь, имеет то же самое числовое значение, что и אחד, один, единство. Это сила, объединяющая человека с его Творцом. В раскаянии из любви раскаивающийся объединяет все отдалившиеся аспекты — в нем и во всем мироздании, зависящем от него, чтобы вернуться к их единому корню. Ведь в этом заключается миропорядок и раскрытие Единства: все далекие реалии вернутся, чтобы приобщиться к Нему.
***
«И еще было установлено, чтобы существовал единообразный цикл дней, повторяющийся раз за разом и состоящий из семи дней. И это потому, что все Творение было создано за семь дней, и все его бытие заключено в это число. Поэтому именно этому числу подобает называться “совершенной мерой”, так как все Творение должно осуществляться через него. В большем же (числе) нет нужды, ибо в нем (в семи) было завершено все Творение.
Этот цикл, таким образом, постоянно повторяется до конца 6000 лет. Более того, и во всей мировой истории существует этот (семеричный) цикл в увеличенном масштабе, т.е. все дни этого мира разделены на шесть тысяч (лет), за которыми следует тысяча (лет) Покоя. После этого все Бытие будет обновлено и установится другая система Мироздания, согласно постановлению Высшей Мудрости.
Было определено, что конец всякого цикла будет святым, и это явится большим возвышением для всех дней. Ибо, хотя большинство дней профанны и свят только один из семи, это как раз то, что необходимо этому миру, как мы упомянули. Но, с другой стороны, поскольку святой день — конец и завершение каждого цикла, то весь цикл исправляется и возвышается через него, и выходит, что все дни человека освящаются» (Рамхаль, Путь Творца ч.4 гл.7).
«Таков миропорядок: каждый шесть дней возвращаются к своему корню в субботний день и рождаются заново обновленными и исправленными. Выходит, что все шесть дней действия являются ветвями субботы, которая — Малхут. Потому написано, что канун субботы — подобающее время для раскаяния, чтобы все дни возвратились к своему источнику чистыми от всякого греха, ибо они возвращаются к субботе и выходят обновленными…» (Шла).
Здесь нам открываются врата для понимания концепции субботы как основы раскаяния. Ведь вся возможность исправить прошлое заложена в этом порядке возвращения дней; суббота ретроактивно исправляет (обновляет) будние дни. Высшая цель циклического порядка дней в том, что «весь цикл исправляется и возвышается». Это «миропорядок», который отчеканен Эманатором в мироздании. В самом сотворении природы «суббота установлена и существует постоянно». Эта суббота есть корень и высшее раскрытие порядка раскаяния внутри хода времени. Поразмыслите над этим хорошенько.
«И если человек продаст дочь свою в рабыни, то она не должна выйти, как выходят рабы» (Шмот 21:7). «И если продаст человек» — это Всевышний; «свою дочь» — это святая душа; «в рабыни» — стать рабыней, порабощаемой среди вас в этом мире. Прошу вас, когда придет время ей выходить их этого мира, «не должна выйти, как выходят рабы» — не выйдет грязной, не выйдет запачканной грехами, но выйдет свободной, ясной и чистой, чтобы ее Господин радовался ей и прославялся ею, и дал ей добрую награду в Эдене…» (Зоар).
Велико раскаяние, ибо оно приносит избавление, как сказано: «И придет в Сион избавитель, к раскаявшимся в преступлении в Яакове». В чем причина, что «придет в Сион избавитель»? — Из-за «раскаявшихся в преступлении в Яакове» (Йома 86). Объясняет Маараль: «Поскольку раскаявшийся отделяется от злого начала и тем самым выходит на свободу, ведь грешник порабощен злому началу… — это избавление… И известно еще, что раскаяние (тшува) — со стороны высшей ступени, которая является ступенью избавления».
Корень мира раскаяния — из той реальности, что предварила наш мир. Предварила — не только в смысле времени, но в порядке ступенчатого развития миров, предварила в уровне, предварила в внутреннем содержании. Это реальность «мира свободы», свободы от Управления суда, свободы от конструкции зла и порабощения ею: «Сила раскаяния, которая достигает своего высшего корня, мира раскаяния, мира свободы и света во всем… И оттуда эманируется и нисходит дополнительная высшая святость и сияющий свет, чтобы уничтожить всякую нечистоту и исправить миры, как они были раньше, добавочным новым светом из мира раскаяния, являющегося на них» (Нефеш аХаим).
«Мир свободы» — это мир, основанный на Управлении полного единства. Это управление, которое не подчиняется Управлению суда, поскольку его источник — та самая высшая реальность, где не существует зла, но только добро, только единственная воля Всевышнего в раскрытии воздаяния блага. Та реальность, в которой Бог один и Имя Его одно — день, который весь — суббота. Оттуда проистекает сила раскаяния.
И этим заканчивается раскаяние: истребление зла и возвращение всех частей добра, которые отдалились из-за греха, к своим корням. Тем самым кающийся возвращается в мир раскаяния, мир свободы, мир юбилейного года, когда все вещи возвращаются на свое место. «Ибо место раскаявшихся весьма превознесенно, это высшее светило, Грядущий мир, называемый тшува (возвращение). И потому раскаявшиеся называются “наследующими Страну Жизни наверху”… (Шла). В этом высшем мире — мире Бины — раскроется замысел глубины управления Всевышнего и вся цель создания зла, и станет известно, что оно служило для раскрытия славы царства и единства Творца. Тем самым зло будет исправлено в своем корне.
“Грядущий мир называется тшува (возвращение, раскаяние)” — а ведь Грядущий мир сотворен раньше нашего мира, он — цель ступенчатого развития, к которой оно ведет: таков внутренний порядок мира.
“Мы учили: Раби Шимон бар Йохай говорит: Иди и смотри, сколь мил Израиль перед Всевышним, что во всяком месте, куда они изгоняются — Шехина (Божественное Присутствие) с ними. И когда они в будущем будут избавлены — Божественное Присутствие будет с ними, как сказано: “И вернется Господь, Бог твой, с твоими пленными…”. Не сказано “и вернет”, но “и вернется”. Это учит нас, что Всевышний тоже возвращается с ними из изгнания” (Мегила 29).
Шехина — это качество Царства (Малхут) Всевышнего, пребывающее в нижнем мире. Оно пребывает с евреями даже в их нечистоте. Оно — обетование и упование на избавление. Корень его качества — вторая буква ה святого Имени Всевышнего.
***
Мир свободы — высшая Суббота — источник и цель достижения раскаяния, и ее корень — первая, высшая буква ה святого Имени Всевышнего. А Шехина — нижняя Суббота — фундамент раскрытия раскаяния в нижнем мире; ее корень — вторая буква ה Имени. В субботу, чьи деяния двойные, есть единобразное соответствие между этими двумя буквами Имени. Нижняя суббота черпает свою реальность из Высшей. К ней она поднимается в совершенстве, тем самым возвращая все мироздание к своему корню.
В этом корень того факта, что суббота есть возможность для раскаяния человека: “Всякая суббота — это нижняя ה, и в букве ה есть выход и возможность для раскаявшихся”.
“Вся сила раскаяния — от субботнего дня” (раби Цадок аКоэн).
Читайте на сайте обзор по теме Раскаяние — Тшува
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.