Из цикла «Знание Субботы», темы: Суббота, Еврейская молитва, Рав Эуд Авицедек
«Ты один и Имя Твое одно». Поскольку Тора дана утром в субботу, и мы читали в молитве «Возрадуется Моше», где речь идет о даровании Торы, установили в Минху читать «Ты один», то есть, как Ты один и нет подобного Тебе, так и «кто подобен Твоему народу Израилю, единственному народу», кто, в отличие от остальных, возжелал получить Тору. Об этом говорится в трактатах Брахот (6) и Хагига (3): «Господа ты возвысил сегодня, и Господь возвысил тебя сегодня». Сказал Всевышний Израилю: Вы сделали Меня единственным в мире, и Я сделаю вас единственными в мире. Вы сделали Меня единственным в мире, как написано: «Слушай, Израиль, Господь наш Бог, Господь один»; и Я сделаю вас единственными в мире, как написано: «И кто как народ Твой, Израиль, единственный народ на земле».
«Время послеполуденной молитвы (Минхи) в субботу указывает на самый высокий уровень и ступень» (Рокеах).
«А я — молитва моя Тебе, Господи, во время благоволения». Время Минхи называется «благоволение благоволений» (Зоар).
*
Попытаемся разобраться в корне вещей. Мы объяснили, что во время субботней молитвы Минха раскрывается третий замысел сотворения мира — раскрытие единства Творца. Данную концепцию объясняет Рамхаль: «Единство Бесконечного в том, что только Его воля существует, и не существует никакой другой воли, но лишь от Него. И потому Он один властвует и никакая другая воля». Суть данного знания: «Понять, как все сотворенное или сделанное в мире исходит из высшей воли, и как все управляется правильным образом от единого Бога, чтобы вести все круговороты к полному совершенству в конце времен» (135 Питхей Хохма 1). Из этого следует сотворение зла и всех его аспектов, чтобы показать, «что все бывшее злом в начале, не исходит из другого владычества, чтобы могло стоять против Него, но оно, в конечном итоге, несомненное благо. И тогда станет очевидно, что нет другого владычества, кроме Его».
Час Минхи в будние дни — это время, когда в мире властвует суровый Суд. Это качество суда, обязывающее к существованию зла ради возможности свободы выбора. «С полудня уменьшается свет, и чем больше он уменьшается, тем ближе начало суда» (Виленский Гаон).
Но в субботу время Минхи — это время благоволения: «Поскольку в будний день во время молитвы Минха стоит Суд в мире, это не час благоволения. Но в субботу, когда весь гнев устранен и все включено в одно (Суд и Милость объединены), и хотя Суд пробуждается, он служит лишь приправой (то есть, только чтобы раскрыть его сладость). И потому необходимы слова Писания, связанные с Единством, чтобы объединить все ступени. Ибо когда есть Единство, Суд включается в Милость, и все источает аромат. И об этом и написано: “Время благоволения”. Время благоволения включает все (Суд и Милость) как одно, и Суд источает аромат и в то время, и во всем есть радость» (Зоар).
В час Минхи раскрывается в малых масштабах нечто подобное тому раскрытию Единства, которое произойдет в Грядущем. Это раскрытие того, что все зло — порождение Суда, возвращается к добру. И нет более других волей в реальности, но лишь Его единственная воля, желание воздать благо.
«Суббота есть тайна воли… А в Минхе раскрывается внутренняя воля… И вот, в субботний день во время Минхи также пробуждается Суд… Ибо и в субботу солнце идет на запад, и начинает темнеть. Но тайна в том, что все будние времена исправляются в субботу, и поэтому в эти времена пробуждается не само пробуждение буднего дня, но услащение субботы в нем. И потому, когда Израиль произносит молитву Минха, тогда идет исправление, и пробуждается зло… Но поскольку сила субботы услащает, тогда раскрывается воля со стороны конечной воли, что все зло обратится в добро. иИ это Великое Услащение, и называется покоем» (Рамхаль, Адир баМаром).
«Что со стороны конечной воли все зло обратится в добро» — это раскрытие единства Творца, то, что нет ничего, кроме единственной воли — желания воздать благо. И это — вечный покой, когда весь процесс придет к своей цели. Конечное действие возвращается к единению с первоначальным замыслом — покою истинному и верному. Ты один и Имя Твое одно. Поразмыслите над этим хорошенько.
*
«Черна я — все дни недели, но прекрасна — в субботу» (Шир аШирим раба).
Внутреннее желание Собрания Израиля также раскрывается в субботу: «Наше желание — исполнять Твою волю! Но кто мешает? Закваска в тесте и порабощение царствами» (Брахот17). Но в субботу, в «день, когда дал тебе Господь отдохнуть от своей печали и своего гнева», что толкуется как спасение от обвинения дурного начала и войны с ним, тогда раскрывается внутренняя воля Израиля: «Наше желание — исполнять Твою волю — “но прекрасна — в субботу” — “кто подобен народу Твоему, Израилю, единственному народу на земле”».
*
«Покой мира, тишины, безмятежности и уверенности».
«В этом суть Грядущего мира, где упокоение. А упокоение противоположно нашему миру, где нет покоя, И это следует из ступени нашего мира, ибо ступень его в том, что он изменчив и не стоит на одном» (Маараль).
«И потому суббота — день покоя, ибо беспокойство имеет место со стороны противодействия какому-то объекту, а объекту, который один — нет противодействия, и потому есть в нем покой. И потому суббота, которая одна, достойна покоя» (Маараль). Когда нет сопротивления, когда есть раскрытие только одного желания — воли воль со стороны Всевышнего и со стороны Его народа Израиля, тогда наступает истинный и верный покой. Все приходит к актуальному совершенству — это раскрытие Его единства. Тогда имеет место вечное упокоение, категория истины — бесконечной реальности. «Праведники восседают, и короны на их головах» — другими словами, в Грядущем мире нет движения, как в этом мире… Это указывает на то, что человек пребывает в реальном совершенстве и не двигается по направлении к совершенству, так как он уже совершенен. А все, что совершенно, — покоится и восседает. (Маараль). Поразмыслите над всем этим хорошенько.
*
«Яаков и его сыновья будут покоиться в нем». «И расположился лагерем перед городом» — это учит нас, что установил Яаков тхумин (территорию, в границах которой разрешено передвижение) в субботу» (Берешит раба). Поэтому «будут покоится в нем», но не покоились в движении… Что не породил Яаков плевелы (недостойное потомство), как Авраам и Ицхак. Но его ложе было совершенно, все — праведное семя». Это качество Яакова-Израиля-Йешуруна: прямая бесконечная линия, «все — праведное семя».
«Без сопротивления» — только объединить Имя Всевышнего: Слушай Израиль, Господь наш Бог, Господь один. Великое объединение Собрания Израиля с его Другом: «…а суббота Грядущего — соответствует единству, как сказано: “В тот день будет Господь один, и Имя Его одно”».
«И это тайна слов בו и בם в субботней молитве (“Яаков и сыновья его будут покоиться в НИХ (בם)”), которые связаны с тайной Йовеля, а “в Нее” (בה) — с тайной Шмиты» (Виленский Гаон). «Гиматрия слова בה — 7, седьмой день святой субботы, и в Шахарит и Минху говорят בו и בם, гиматрия этих двух слов вместе 50 — соответствует 50 субботам в году, или как сказано в толковании нашего учителя: בו и בם в субботу, в тайне Йовеля» (Виленский Гаон).
Суббота Творения, это раскрытие срединной точки, святого чертога Шести дней действия, это Швиит — Шмита дней сотворения мира.
Суббота дарования Торы — это восьмой день, который выше природы (гематрия בו = 8), это Тора, которая дает возможность совершенства, чтобы достичь Грядущей субботы, великого Йовеля, мира свободы — «будут покоиться в них». «Знай, что качество Йовеля наверху — это Швиит. Она высшая и она — тайна полного избавления и свободы… Это Грядущий мир, называемый Великой субботой» (Шаарей Ора).
Это категория соединения с категорией нешамы (высшей души), которая отошла от Адама вследствие греха познания, в результате чего он и все человечество были наказаны смертью.
Соединение с высшей душой есть тайна вечной жизни Грядущего мира.
Азриэль Казаков
О смысле столкновения современной западной и консервативной мусульманской культур.
Рав Аарон Лупьянский
История отношений евреев и мусульман — точное отражение жизни Ицхака и Ишмаэля в Торе — конструктивного и деструктивново смеха.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Юность Ишмаэля
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Рафаэль Айзенберг,
из цикла «В конце дней»
Мировые войны и события в конце времен глазами еврейских пророков и книги Зоар
Рав Ицхак Зильбер
Статья р. Ицхака Зильбера о «награждении Ишмаэля»
Рав Ицхак Зильбер
Лекция рава Ицхака Зильбера
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сару забирают во дворец Авимелеха, но Всевышний предостерегает царя от приближения к ней. У праотца и праматери появляется Ицхак.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Смерть Авраама упоминается в Торе несколько раз. Различные слова, обозначающие кончину, не являются синонимами.