Темы: Суббота, 39 мелахот, Моше Пантелят
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте! ЧТО ТАКОЕ РАБОТА? Что я могу делать в субботу, а чего делать нельзя?
Прежде всего, давайте уточним термины. Есть общая работа, а есть некоторые запрещенные в Субботу действия. У последних в Торе есть свое название — мелаха (множественное число — мелахот). Только за неимением более подходящего эквивалента этот термин обычно переводят как работа. На самом деле в слове мелаха можно усмотреть женскую форму понятия малах, что означает ангел, посланник Всевышнего. Здесь есть своя логика: человек послан Творцом освоить и завоевать мир (Как сказал Всевышний только что созданному первому человеку: «Плодитесь и размножайтесь, наполняйте землю и осваивайте ее». Так вот, те самые действия, которыми он выполняет свое посланничество, и должны быть прекращены в Субботу — вне зависимости от того, связаны они с тяжелыми усилиями или нет. Шесть дней мы покоряем природу, ставя ее силы себе на службу. Но в седьмой день не вмешиваемся в естественный ход явлений и не изменяем мир. Но о каких конкретных действиях идет речь? Мы не будем размышлять, какие действия в большей, а какие в меньшей степени демонстрируют способность человека преображать мир. Дело в том, что конкретные законы субботы, разработанные в деталях, уже даны в Торе, а высказанная выше идея о необходимости приостановить завоевание мира раз в семь дней представляет собой осмысление этих законов лишь на втором этапе (после получения в готовом виде). Замечательно, — скажете Вы, — но, читая Тору, трудно не заметить, что никакой детально разработанной системы субботних запретов в ней нет; есть только общее и туманное требование не делать работы (мелахот), да еще запрет разводить огонь. Замечание выглядит верным по поводу текста Письменной Торы. Но дело в том, что в Торе Устной содержится подробное разъяснение законов Субботы.Все же, в Письменной Торе есть намек на список мелахот, приведенный в Устной Торе (в Талмуде). Что за намек? Одним из первых действий, совершенных евреями в Синайской пустыне сразу после получения Торы, было сооружение Соборного шатра, Мишкана, который, представляя собой сборно-разборную конструкцию, должен был выполнять функции Переносного Храма на все время скитаний по пустыне. Подробно описав строение Мишкана, Тора начинает рассказ о его сооружении: «И собрал Моше все общество сыновей Израиля, и сказал им: вот слова, которые велел передать Всевышний: шесть дней пусть делается мелаха, но седьмой день будет для вас святыней, Субботой для Всевышнего. Всякий, делающий мелаху в этот день, должен быть предан смерти…» И сразу за этими словами идет приказ приступить к сооружению Мишкана (см. Шмот 35:4). Причем возникает вопрос: какая связь между этими разными вещами? Почему Творец счел нужным повторить заповедь о Субботе перед началом работы над Мишканом? Вывод напрашивается сам собой. Всевышний видел, с каким нетерпением ждут евреи начала работы над Храмом, который должен был символизировать прощение греха золотого тельца. Кто знает, может, их энтузиазм был настолько велик, что они в творческом порыве решили бы возводить Мишкан и по Субботам? Опасение не было лишено оснований, поэтому Создатель предупредил: Мишкан будет строиться шесть дней в неделю, а с наступлением Субботы вся работа должна быть приостановлена! Но если так, то мы получаем несложное уравнение: все операции, необходимые для сооружения Мишкана, нельзя совершать в Субботу, как сказал Моше: «Шесть дней пусть делается мелаха, но седьмой день будет для вас святыней». Т.е., работа над Мишканом и называется мелахой. Вот мы и получили определение того, что такое мелаха.Теперь давайте попробуем восстановить список мелахот, изучая описание строительства Мишкана, как оно приведено в Торе. Мишкан представлял собой разборный шатер, стены которого собирались из брусьев, а сверху на них в несколько слоев клались покровы из кож и шерсти животных. Начнем с шерстяного покрова. Чтобы получить его, необходимо ОСТРИЧЬ овец. Вот у нас и есть первая операция! Затем нужно ПРОЧЕСАТЬ и ОТБЕЛИТЬ шерсть (проще говоря, выстирать ее или почистить). Теперь ее можно ПОКРАСИТЬ. Для приготовления красителей теплых тонов использовались вещества, получаемые из растений. А растения, как известно, надо сначала вырастить, для чего необходимо проделать ряд земледельческих операций. Нужно ВСПАХАТЬ землю и ПОСЕЯТЬ семена подходящих растений. После «посевной» надо провести «уборочную»: СЖАТЬ урожай (убрать его, т.е. сорвать выросшие растения), а также СВЯЗАТЬ В СНОПЫ собранные растения. Затем требуется ОБМОЛОТИТЬ собранное для того чтобы отделить зерна от колосьев (если речь идет о зерновых), и ПРОВЕЯТЬ, подбрасывая их на ветер, выдувающий отходы. Перед тем как начать МОЛОТЬ зерна в жерновах, нужно их ПЕРЕБРАТЬ, чтобы очистить от примеси мусора (даже небольшое его количество могло испортить краску). Получившийся порошок нужно ПРОСЕЯТЬ в сите, чтобы отделить его от снятой кожуры. Теперь уже совершенно чистый красильный порошок можно ЗАМЕШАТЬ на воде, до состояния гомогенной кашицы, и уже последнюю СВАРИТЬ на огне, пока не получится готовая краска. Трудоемкий процесс! Но другого выхода у евреев не было. Теперь обратимся к шерсти. После крашения ее нужно ПРЯСТЬ. Затем следует ВЫТКАТЬ полотно. Сюда входят две предварительные операции — РАСПРАВЛЕНИЕ и УСТАНОВЛЕНИЕ продольных параллельных нитей для основы ткани в станке. Иногда в процессе работы требуется РАСПУСТИТЬ неудачно получившуюся ткань, чтобы соткать ее снова. Готовую ткань следует РАСКРОИТЬ и РАЗРЕЗАТЬ (по выкройке), а потом СШИТЬ. В процессе шитья приходится иногда РВАТЬ и РАСПАРЫВАТЬ полотно, в особенности, когда в нем обнаруживается отверстие: чтобы не было складок, древние ткачи делали продольный разрез и зашивали его по всей длине. Кстати, мы едва не забыли о голубой краске для шерстяного покрова. В стародавние времена ее получали из особых моллюсков, которых нужно было ЛОВИТЬ на берегу моря. Для этого требовалось изготовить сети, т.е. надо было ЗАВЯЗЫВАТЬ, а иногда и РАЗВЯЗЫВАТЬ узлы (для изменения формы сети). Ловить приходилось и других животных. Для сооружения Мишкана были необходимы кожи животных, которых приходилось их ловить и УБИВАТЬ, а затем СНИМАТЬ шкуру, СКОБЛИТЬ ее, убирая щетину и подкожный жир, ДУБИТЬ полученные кожи и только потом сшивать их вместе для покрытия шатра. Теперь перейдем к возведению стен. Их собирали из массивных брусьев прямоугольного сечения, которые евреи, по преданию, вынесли готовыми из Египта. Брусья вставлялись одним концом в тяжелые металлические подставки; далее следовало скрепить их друг с другом, чтобы образовались стены, т.е. стену надо было ПОСТРОИТЬ. Есть еще одна операция: Мишкан, поскольку он был Переносным храмом, нужно было время от времени разбирать, иными словами, РАЗРУШАТЬ — чтобы возвести на новом месте. Брусья выстраивали в стену не произвольно, а по строгому порядку: те, что были ближе к той части Храма, что называлась Святая Святых, нельзя было в следующий раз ставить на более далекое место. Поэтому, чтобы не произошло путаницы, надо было НАПИСАТЬ на них порядковые номера, и если при маркировке допускалась ошибка, приходилось СТИРАТЬ НАПИСАННОЕ с тем, чтобы написать правильно. Для исполнения многих операций (например, чтобы сварить краску) требовалось ЗАЖЕЧЬ огонь, а затем его поддерживать. Для этого нужны угли, которые изготовлялись путем ТУШЕНИЯ недогоревших поленьев. Кроме того, нужно было ВЫНОСИТЬ грузы из частных владений в общественное. И наконец последнее действие — ЗАВЕРШАЮЩИЙ УДАР, то есть окончание всего технологического процесса. Мудрецы Талмуда понимали, что, когда Тора рассказывает нам о построении Мишкана, она тем самым дает не просто список неких частных работ, а сообщает о тридцати девяти общих категориях, архетипах созидательной человеческой деятельности. Каждая из этих категорий может включать в себя много частных подвидов, причем любой из них — это некая операция, тип работы, напоминающий начальный прототип, даже если он, этот тип работы, не применялся при сооружении Мишкана. Общая категория названа в Талмуде ав — «отец», основа (множественное число — авот). Иногда говорят ав мелаха, главная работа в своем классе. Сюда входят те работы, что применялись в Мишкане. А те действия, что не совершались при сооружении Мишкана, а только напоминают авот целью или внешней формой, называются в Талмуде толадот — «дети», вытекающие действия (единственное число — толада) или, что то же самое, производные частные операции. Приведем пример. Одна из тридцати девяти мелахот — сеять. По определению, посев является операцией, цель которой — укоренение растений в почве для дальнейшего их произрастания. Значит, любые действия, приводящие к росту дерева или растения, должны входить в этот класс. Получаем, что запрещены не только посев зерен и посадка саженцев, но и подрезка деревьев, прополка, поливка. Вся разница лишь в том, что посев зерен использовался при строительстве Мишкана, поэтому про него мы говорим, что он главная в данном классе операция, он — ав. А прополка и поливка, соответствующие главному виду по цели, названы толадот. Так список из тридцати девяти мелахот пополняется десятками новых производных, выведенных мудрецами из основных базисных типов, данных в Торе. Для их изучения рекомендую книгу «Царица Суббота», которую можно приобрести в книжных магазинах.
Рав Моше Пантелят
Читайте обзор на тему 39 запрещенных работ в Субботу
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Заповедь соблюдать субботу
Рав Яков-Йехезкель Позен,
из цикла «Законы шабата в кратком изложении»
Мы почитаем субботу, веря в Творца, который удовлетворяет человеческие потребности. Соблюдение шаббата начинается с подготовки дома и самого себя.
Рав Моше Лебель
Урок алохи (еврейского закона — иврит) ведет рош йешивы «Торат Хаим» рав Мойше Лебель
Рав Моше Лебель
Рав Моше Лебель о законах освящения субботы
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Почему нельзя включать или гасить свет в Субботу? Разве это тяжелая работа?
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Что является сокровенной сутью Субботы, ее основной идеей?
Рав Овадья Климовский
Я имею в виду, в самом начале кто это сделал и зачем?
Журнал «Мир Торы»
Перед субботней трапезой ...
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его