Из цикла «Знание Субботы», темы: Сотворение мира, Суббота, Дарование Торы, Будущий мир, Рав Эуд Авицедек
«Некоторые спрашивают: Почему Мудрецы установили в субботу три различные молитвы: вечером — “Ты свят…”, утром — “Возрадуется Моше…”, и днем — “Ты Один…”. А в праздники установили только одну молитву — “Ты избрал нас…” на вечернюю, утреннюю и дневную молитву…» (Абудрахам).
Ответ на этот вопрос Абудрахам приводит от имени раби Калонимуса:
Эти три молитвы соответствуют трем субботам. Субботе Творения, Субботе дарования Торы — ведь все согласны, что Тора была дана в субботу, и Грядущей Субботе. Таким образом, «Ты свят…» говорит о Субботе Творения, «Возрадуется Моше…» — о Субботе дарования Торы, а «Ты Один…» — о Грядущей Субботе, когда Г-сподь будет один и Имя Его одно».
Эти три субботы и есть суть Шабата. Как мы объясним ниже, в каждой субботе есть аспекты этих трех суббот. В этих раскрытиях заложены все основы веры. В этих субботах раскрывается порядок восполнения и прихода к совершенству всего мироздания, а также процесс духовного возвышения человека — микрокосма Творения. Из этих озарений мы сможем узнать об уровнях связи Собрания Израиля с Творцом, вплоть до того Высшего сочетания — объединения, которое произойдет в Грядущем.
Постараемся объяснить подробнее.
Рамбам сформулировал тринадцать Основ, которые были приняты во всем Израиле как базисные положения нашей веры. «Когда поверит человек в эти основы… он входит в Общину Израиля» (Комментарии Рамбама к Мишне, глава Хелек).
В трех упомянутых субботах заложено раскрытие этой веры:
«Ибо вера в то, что мир сотворен, это корень веры, а тот, кто в это не верит и считает, что мир предвечен, отрицает саму основу, и нет у него Торы вообще. И потому Тора была дана в субботу, поскольку суббота указывает на сотворение… И написано “Суббота Г-споду”, ибо, как так суббота означает “был, есть и будет” (имя Авайе (Г-сподь) указывает на то, что Он “был, есть и будет”) — ведь есть три субботы: Суббота Творения, Суббота дарования Торы и Суббота Грядущего мира, дня, который весь — суббота. Суббота Творения указывает на категорию “был”, ибо в нее Всевышний прекратил творить. Суббота дарования Торы относится к категории “есть” для наших отцов, для нас, и для наших потомков навеки. Суббота Грядущего — “в тот день будет Г-сподь один и Имя Его одно” — мир вечности.
А когда ты поразмыслишь над этим, то найдешь, что эти три положения включают в себя все основы веры: существование Всевышнего, Тора с небес и награда и наказание. Суббота Творения указывает на сотворившего бытие — Всевышнего. Суббота дарования Торы — на Тору с небес. Грядущая Суббота — когда удостоившиеся получат вечную и истинную награду, а для злодеев настанет день великого Суда» (Шла, трактат Шабат 110).
Поразмыслив, мы найдем, что Суббота Творения указывает на первые четыре основы веры из тринадцати, сформулированных Рамбамом, Суббота дарования Торы — на последующие шесть, а Грядущая Суббота — на последние три основы.
«Если же потеряет человек веру в одну из этих основ, он исключает себя из Общины Израиля, отрицает вероучение и называется еретиком и вероотступником» (Рамбам). Нечто подобное сказано о нарушающем субботу прилюдно: он считается оставившем всю Тору, как и впавший в идолопоклонство (Хулин 5).
В субботу эта вера переходит на высший уровень практического упования: евреи отказываются от всякой работы и тратят больше, чем могут себе позволить, в честь субботы, не опасаясь финансовых потерь.
«Суббота называется свидетелем, и человек должен свидетельствовать об этом» (Зоар 90).
Рамхаль в конце книги «Питхей Хохма веДаат» определяет различные аспекты замысла Всевышнего в сотворении мира. Приведем здесь выдержку из его слов, относящихся к нашей теме, и уразумеем, что в вышеупомянутых трех Субботах реализуются три аспекта замысла Творения.
«Суббота и Община Израиля называются “невестой”, а Всевышний называется “женихом”. Мы говорим в молитве “Возжелай наш покой…”: Согласись, чтобы мы были Твоей невестой, и пусть Твоя невеста покоится в этот день…, и установили три молитвы. Вечерняя молитвы “Ты освятил…” — соответствует церемонии освящения, кидушин, когда жених вручает невесте кольцо. Утренняя молитва “Возрадуется Моше…” соответствует радости жениха и невесты… А дневная молитва — “Ты один…” — соответствует уединению (ихуд) жениха и невесты» (Абудрахам).
Эти три уровня близости соответствуют раскрытию трех суббот, как объясняет раби Авраам сын Гаона:
«Суббота Творения соответствует кидушин — церемонии освящения, как сказано: “И освятил Он (субботний день)…” — запретил работать в субботу и выделил этот день для служения Творцу.
Суббота дарования Торы — соответствует утренней молитве Шахарит, когда говорят: “Возрадуется Моше дару, выпавшему на его долю… венец великолепия возложил Ты ему на голову” — дарование Торы (а “венец” символизирует хупу, свадебный балдахин).
Грядущая суббота соответствует Единству, как сказано: “В тот день будет Г-сподь один и Имя Его одно”» (Толкование комментариев Гаона, Бава Кама 32).
Легко понять, что эти три аспекта существуют в каждой субботе, — ведь этот святой день заключает в себе три наивысшие раскрытия, которые должны произойти в течение Шести тысяч лет. Более того, если такова форма совершенства мироздания и человека, необходимо, чтобы эти свечения содержались в каждой субботе. Ведь если бы Адам не согрешил в тот канун субботы, Суббота Творения стала бы Субботой дарования Торы и Грядущей Субботой. А если бы Израиль не согрешил с золотым тельцом, Суббота дарования Торы стала бы Грядущей Субботой.
«Эти три субботы все они — один день: суббота ночи, суббота дня, и суббота вечера» (Зоар 3, 59).
И потому: «Раби говорит: каждый, кто хранит одну субботу как установлено, засчитывает ему Писание, как будто хранил все субботы от дня, когда Всевышний сотворил мир, и до воскрешения мертвых, как сказано: “…и будут хранить сыны Израиля субботу…”» (Мехильта, Ки Тиса).
* * *
Суббота Творения раскрывает Царство (Малхут) Всевышнего в мироздании: цель сотворения неба и земли — раскрыть Божественное присутствие в низших мирах.
Основа великолепия (Тиферет) субботы — это Суббота дарования Торы, когда в совершенстве раскрывается воля Творца в мироздании. Это Тора — слово Б-га, Его святые речения, в которых Он появился с неба, дабы дать их на землю.
Но глубина понимания (Бина) субботы — цель всего — раскроется в Грядущем мире, в День, который весь — суббота. Поразмыслите над этим хорошенько.
* * *
«Этим трем аспектам души — нефеш, руах и нешама — соответствуют три категории одна на другой. Десятью Речениями мир сотворен и находился в подвешенном состоянии до Десятословия. Целью Десяти Речений был человек: “…и стал человек душою (нефеш) живою”. То есть, речь здесь идет об уровне нефеш. А после получения Торы добавилась категория руах (духа), поскольку весь народ удостоился духа Божьего в пророчестве, как сказал Моше: “О, если бы весь народ Господа был пророками, чтобы возложил Г-сподь дух Свой на них!” А в Грядущем мире раскроется категория нешама: “…и дуновение (нешама) Всемогущего даст им понимание (бина)” — со стороны бина, которая и есть Грядущий мир» (Шла, трактат Шабат 100).
Эти три аспекта, как известно, соответствуют категориям действия, речи и мысли.
Легко понять, что поскольку цель этих раскрытий — человек, данная форма есть уровень совершенствования человека в субботнем возвышении: «Эти три аспекта — нефеш, руах и нешама, которые духовно возвышенные люди привлекают на себя каждую субботу в качестве дополнительной души… Все это происходит в соответствии с готовностью данного индивидуума» (Шла, там же).
Поэтому совершенный человек — «Мудрец Торы подобен дню Субботнему» (Зоар 3, 29).
Первое знание: «Эманирующий сотворил мир, чтобы воздать добро сотворенным; совершенное добро, которое они получат заслуженно, а не как милостыню. И ради этого установлен весь этот великий порядок: в конце концов, после зла придет добро… и тогда все души получат по заслугам…» Это замысел воздаяния блага: «человек сотворен только для того, чтобы наслаждаться Господом и получать удовольствие от сияния Его Шехины, ибо это — настоящее блаженство и величайшее наслаждение, которое может существовать» (Месилат йешарим 1). Данное знание раскрывается в Субботе Творения. Это суббота, предназначенная для первого человека, Адама, сотворенного в реальность, представляющей полное блаженство и покой, в мире, который весь относится к категории Субботы. И задачей Адама было сохранить это достоинство и ввести все мироздание в день, который весь — суббота.
Второе знание: «Эманирующий сотворил мир, чтобы дать место описаниям… Что Он называется Милосердный, Милостивый, Долготерпеливый и т.д. А из этого проистекает все знание Святого Древа со всеми его ответвлениями. И это называется знанием описаний, знать сколько описаний есть, а именно — сколько качеств… и по какому порядку они упорядочены и т.д.» Этот замысел раскрывается в Субботе дарования Торы. Ведь вся Тора есть раскрытие всех путей Всевышнего в реальности.
Третье знание: «Это весьма замечательное знание. Оно состоит в следующем: Эманирующий хотел раскрыть Свое единство, показать, что “Я первый, и Я последний”, и что, в конце концов, всякое проклятие превратится в благословение, и все зло обернется добром… Из этого уже следует знание всех сфирот, которые все возвращаются к высшему единству Бесконечного… Это основа веры Израиля — знать единство Эманирующего». Это замысел раскроется в Грядущей Субботе.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Рассказ о двадцати годах жизни Яакова
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
События, произошедшие с Яаковом и Эсавом, служат предысторией всего того, что переживали их потомки. Многовековое противодействие присутствует и в наши дни.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
От четырех жен Яакова произошли двенадцать колен. Это не случайное стечение обстоятельств, а воля Б-га.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Арье Кацин
Мой муж жив!
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
В чем виноват Эйсав?
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Четыре жены символизируют четыре лагеря ангелов, располагающихся вокруг Б-га. Разъяснение смысла борьбы с ангелом в человеческом обличье.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Дети похожи на стрелы. Их легко выпустить из рук, но тяжело догнать и скорректировать ошибки в воспитании.