Из цикла «Знание Субботы», темы: Первородный грех, Раскаяние, Свобода выбора, Суббота, Рав Эуд Авицедек, Адам
«И будет, когда сбудутся на тебе все слова эти — благословение и проклятие, которые изложил я тебе, то прими это к сердцу своему в среде всех народов, куда забросил тебя Г-сподь, Б-г твой. И вернешься ты к Г-споду, Б-гу своему, и послушаешь гласа Его во всем, как я заповедую тебе сегодня — ты и сыны твои, всем сердцем своим и всею душою своею. Тогда возвратит Г-сподь, Б-г твой, изгнанных твоих и смилосердится над тобою, и опять соберет тебя из всех народов, среди которых рассеял тебя Г-сподь, Б-г твой» (Дварим 30 1-3).
«Израиль не будет избавлен, кроме как раскаянием. И уже обещала Тора, что Израиль раскается в конце своего изгнания, и сразу же они будут избавлены, как сказано: “И будет, когда сбудутся на тебе все слова эти… И вернешься ты к Г-споду, Б-гу своему… Тогда возвратит Г-сподь, Б-г твой, изгнанных твоих”». (Рамбам).
«Ибо заповедь эта, которую я заповедую тебе ныне, не недоступна она для тебя и не далека она. Не на небе она, чтобы сказать: “Кто взошел бы для нас на небо и достал бы ее нам, и дал бы нам услышать ее, и мы исполнили бы ее?” И не за морем она, чтобы сказать: “Кто сходил бы для нас за море и достал бы ее нам, и дал бы нам услышать ее, и мы исполняли бы ее?” Но очень близко к тебе слово это: в устах твоих оно и в сердце твоем, чтобы исполнять его» — это заповедь раскаяния… Здесь содержится намек, что в будущем так и произойдет (Рамбан).
Все это требует объяснения, — ведь свобода выбора дана каждому индивидууму и народу в целом, и если так, то откуда уверенность, что Израиль, в конце концов, раскается? Данный вопрос будет обсуждаться в этом эссе. Мы поймем, что раскаяние укоренено в самом раскрытии единства Всевышнего. Оно есть свечение Дня, который весь — суббота. Для него сотворен мира — суббота есть обещание о раскаянии.
«Раби Леви говорит: “Велико раскаяние! Оно достигает Трона Славы”, как сказано (Ошеа 14:2): “Вернись, Исраэль, к Всевышнему!”» (Йома 86а). И сказали мудрецы: «Когда Моше поднялся на первый уровень, он увидел тьмы посланцев Всевышнего. Развернули перед ним книгу Торы и прочли о сотворении первого дня. Закончили и стали славить Тору. Поднялся он на второй уровень и увидел тьмы посланцев Всевышнего, и они читают о сотворении второго дня. Закончили и стали славить Тору и Израиль. Поднялся на третий уровень и увидел сонмы посланцев Всевышнего, читающих о сотворении третьего дня. Закончили и стали славить Йерушалаим. Поднялся на четвертый уровень и увидел мириады посланцев Всевышнего, читавших о сотворении четвертого дня. Закончили и стали славить Машиаха. Поднялся на пятый уровень и увидел множество посланцев Всевышнего, читавших о сотворении пятого дня. И закончили, и стали возглашать о бедах Геинома. Поднялся на шестой и увидел там множество множеств посланцев Всевышнего, читавших о сотворении шестого дня. И закончили, и стали возглашать о Ган-Эдене, и стали молить Всевышнего дать Исраэлю долю в Ган-Эдене. Поднялся на седьмой и увидел серафов и офаним, и гальгалим, и посланцев милосердия, и посланцев безвозмездного добра и милостыни, и посланцев страха и дрожи. И ухватился Моше за Трон Величия. Стали читать о сотворении седьмого дня: “И завершены были…”, и закончили, и стали славить Раскаяние, — дабы научить тебя, что раскаяние достигает Трона Славы, как сказано: “Вернись, Израиль, до Господа, Бога своего!”» (Мидраш).
Суббота есть раскрытие славы царства Творца в мире — Трона Славы, суббота есть мир Раскаяния — «до Господа, Б-га твоего».
«В тот час, когда Адам преступил приказ Всевышнего и съел плод древа, Всевышний хотел, чтобы тот раскаялся, и предоставил ему такую возможность… Но не захотел Адам… Что означает “а теперь”? (“А теперь, как бы не простер он руки своей, и не взял также от Дерева жизни”)? Сказал ему Всевышний: Даже теперь раскайся и Я приму тебя. И сказал Адам: Не хочу» (Бамидбарраба). Адам не верил в силу раскаяния, — ведь в контексте пророчества и мудрости для него нет места, как объясняется в Ялкут Теилим на стих: «Благ и справедлив Господь». «Почему благ, когда справедлив, и почему справедлив, если благ? Спросили мудрость: Каково наказание грешника? Сказала: Грешников будет преследовать беда. Спросили пророчество: Каково наказание грешника? Сказало: Душа грешащая — она умрет. Спросили Тору: Каково наказание грешника? Сказала: Принесет повинную жертву, и ему искупится. Спросили Всевышнего: Каково наказание грешника? Сказал: Раскается, и искупится ему. И об этом сказано: “Благ и справедлив Господь, потому указывает грешникам путь” — Он указывает грешникам, как раскаяться».
Раскаяние идет от Всевышнего, от того внутреннего скрытого хода событий, который заложен в замысле творения — от раскрытия Единства Творца. Это управление, не зависящее от выбора человека и его действий. Это качество, поднимающее выше процессов во времени, находящихся внутри Шести будних дней и Шести тысяч лет, — оно не обязано давать отчет Управлению Суда. «И вышел Каин — вышел радостный. Встретил его Адам и сказал ему: Что случилось с судом над тобой? Сказал ему: Я раскаялся и примирился. Стал Адам бить себя по лицу, сказал: Такова сила раскаяния, а я и не знал! Тотчас поднялся Адам и сказал: Песнопение, песнь на день субботний» (Берешит раба).
Именно суббота освещает человеку реальность раскаяния: «Песнь на день субботний».
***
«В сумерках перед субботой был изгнан и вышел… Пришел субботний день и сделался защитником для Первого человека, сказал перед Ним: Господин всех миров, в шесть будних дней не было убийство в мире, и с меня ты начинаешь? Это его святость, это его благословение?! Ведь сказано: “И благословил Б-г день седьмой, и освятил его”! И в заслугу субботнего дня избавился Адам от суда в Геиноме. Увидел Адам силу субботы и сказал: Не случайно благословил Всевышний субботу и освятил ее. Начал петь и воспевать субботний день, как сказано (Псалмы 92): “Песнопение, песнь для дня субботнего”» (Пиркей дераби Элиэзер).
Суббота обеспечивает принятие раскаяния Адама.
***
Суббота пробуждает раскаяние у грешника, который отдалился от своего святого корня: «Ибо наш мир подобен пустыне, и человек изгнан в него из место своего покой, покоя души и в нашем мире, последовав за тьмой по совету своего злого начала… Забыл он субботний день, день, который весь — суббота, мир душ, где он пребывал… И потому с того дня, как обратил внимание на свое забытье, и хочет вернуться и раскаяться, должны всегда ризы его быть чисты, и каждый день считать, что это суббота — вдруг в этот день попадет в мир, который весь — суббота, как написано: Раскайся за день перед смертью. Потому не следует ему делать работу больше, чем нужно для его пропитания на этот день, ведь, может быть, у него есть только этот день, и не следует беспокоиться о мире, который не его, как сказал царь Давид: “…и оставили другим достижения свои”» (Решит хохма).
***
«Вся сила раскаяния — от силы субботы» (раби Цадок аКоэн).
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?