Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Фамилия Бек представляет собой аббревиатуру: БК — Бней Кедошим — «сыновья святых людей», а значит, родоначальник этой семьи совершил «кидуш Ашем», то есть пожертвовал жизнью во имя веры отцов‚ и этим освятил Имя Вс-вышнего.

Горький месяц Хешван

Горький месяц хешван даже называют, как известно, мархешваном (мар означает — горький). Ни одного праздника ему не досталось, зато несчастий — гораздо, гораздо больше, чем нам бы хотелось: в хешване Вс-вышний наказал население земли Потопом; в этом месяце царь Йаровам бен Неват ввел в Израиле преступный обычай поклоняться золотым идолам, установленным в Бейт Эле и Дане; в другой год в эти дни был ослеплен и уведен в вавилонский плен праведный царь Иудеи Цидкияу; в Испании был назначен Великий Инквизитор тоже в хешване; и в хешване были депортированы из Будапешта евреи во время Катастрофы

Если заглянуть в еврейский календарь, мы обнаружим там в хешване множество йорцайтов — как принято говорить на идише, то есть дней памяти — тех евреев, дела которых еще долго живут в этом мире после того, как их души отправились в лучший из миров. Праматерь Рахель, Матитьяу Маккавей, рабейну Йона из Героны, рабби Ашер бен Йехиэль (Рош), рабби Давид ибн Аби Зимра (Радбаз), рабби Элазар-Менахем-Ман бар Эзриэль Шах, рабби Овадия Йосеф — все эти великие люди умерли в хешване. А в самом конце месяца, ночью 29-го хешвана 5635 (1874) года, покинул наш мир человек, которому должны быть благодарны все евреи Книги — ведь рабби Исраэль Бек возродил книгопечатание на Святой Земле.

Евреи и книги

Евреи — народ Книги и книг. Евреи и книги — эта связь нераздельна, почти симбиоз. Там, где есть евреи, должны быть и печатные издания! В XV веке, вскоре после изобретения Гутенбергом нового способа книгопечатания, евреи Рима Овадия, Менаше и Биньямин основали свою типографию и издали там комментарии Рамбана на Пятикнижие. Это положило начало еврейскому книгопечатанию, которое почиталось многими евреями «венцом всех наук», а труд печатника — «святым ремеслом», сродни труду писца, софера.

Можно по-разному представлять, каким образом сбудется пророчество Йешаяу о том, что вся земля будет «полна знанием Г-спода». С появлением печатного станка стало ясно, что скорость типографского станка позволит наполнить знанием Г-спода весь мир с небывалой скоростью. Так и получилось: поныне Библия является самой востребованной книгой в мире, и количество ее изданий исчисляется миллиардами!

С XV века и по сегодняшний день еврейские книги не переставали издаваться: в Италии, на Пиренейском полуострове, в Турции, в Праге, в Германии, в России… Но не в Эрец-Исраэль. Там в XVI веке, в период расцвета еврейской мудрости в Цфате, где жили тогда рабби Йосеф Каро, Ари рабби Исраэль Наджара, раби Шломо Алькабец, открылась было типография, но просуществовала она только 11 лет, и Элиэзер бар Ицхак, печатник из Праги, успел напечатать лишь шесть книг авторства цфатских мудрецов.

Засуха, саранча, эпидемии, произвол турецких властей, отсутствие покупателей — привели к закрытию типографии в 1587-м году. С того момента на Святой Земле не печаталось никаких еврейских книг целых 245 лет. Все эти годы Земля Израиля лежала в запустении и ждала возвращения своих сыновей… и своих книг.

Из Бердичева — в Цфат

Тем сыном Израиля, которому суждено было возродить еврейскую печать в святом городе Цфат, стал рабби Исраэль Бек, потомок знаменитых книгоиздателей из Ливорно и Праги. Фамилия Бек представляет собой аббревиатуру: БК — Бней Кедошим — «сыновья святых людей», а значит, родоначальник этой семьи совершил «кидуш Ашем», то есть пожертвовал жизнью во имя веры отцов‚ и этим освятил Имя Вс-вышнего.

Рабби Исраэль Бек жил в Бердичеве, был ружинским хасидом и с 1815 по 1821 год содержал типографию, где за это время было издано около 30 книг. Но типография доходов не приносила, поэтому рабби Исраэль стал больше подрабатывать другими способами: графикой‚ резьбой по дереву и металлу, ремонтом часов, и в конце концов вовсе отошел от издательского дела, только принимал заказы на изготовление литер для разных типографий, а том числе — для знаменитой типографии братьев Шапиро в Славуте, издания которой славились качеством шрифта даже в Европе.

У Исраэля и его жены Байлы было пять дочерей и один сын. Возможно, беспокойство о судьбе сына и повлияло на решение супругов оставить Бердичев и отправиться в Землю Израиля. После 1827-го года в царской России быть молодым евреем стало особенно опасно: царским указом повелевалось привлекать евреев к воинской службе с 12 лет. В местечках и городах уже передавались из уст в уста леденящие кровь рассказы о том, как над мальчиками-кантонистами издеваются, насильно заставляют креститься, как многие гибнут от холода и болезней, а другие забывают Б-га…

Рабби Исраэль Бек давно мечтал о Святой Земле, но видя, как подрастает сын, понял, что медлить нельзя — и принял решение поскорее пуститься в далекий опасный путь — в Святую Землю.

Где же взять денег на дорогу? Помог случай: бердичевскому костелу понадобились башенные часы, а заказывать у европейских мастеров было слишком дорого. Вот и предложили местному часовщику — Исраэлю Беку — спроектировать и изготовить часовой механизм. Восемь месяцев трудился мастер, и как только закончил работу и получил деньги, тут же купил два билета на пароход: себе и своему помощнику, литейщику шрифтов Лейбци Гисеру. Погрузили на пароход и деревянный типографский станок, и переплётный станок, и оборудование для отливки литер.

Обосновавшись в святом городе Цфате, в конце 5592 (1832) года рабби Исраэль уже издал свою первую книгу — молитвенник «Сфас Эмес» — и, поняв, что «жить можно, с голоду не умрем», послал Лейбци в Бердичев за своей семьей. Лейбци привез в Цфат не только Байлу с детьми, но еще около 90 хасидов Бердичева и Одессы. Привез, по-видимому, чудом. Энциклопедия «Тидhар» пишет об этом путешествии одну только фразу, достойную целого романа: «Благодаря находчивости юного Нисана (сына р. Исраэля), был сорван план капитана: продать всех в рабство».

Остается только гадать, что там произошло. Но как бы то ни было, все прибыли в Цфат благополучно, и в том же году удалось типографию расширить, прибавить к ней переплетный станок, приобрести второй печатный станок и нанять около 30 работников. Печатались книги Танаха, сидуры, комментарии к Торе.

Рабби Бек, как и в родном Бердичеве, не только книги издавал, но и часы чинил, и даже лечил больных — как евреев, так и арабов‚ ведь врачей тогда практически не было‚ и с любой болью — душевной или физической — шли к раввину. Пришлось рабби Исраэлю и Ибрагима-пашу лечить‚ и тот в благодарность назначил его придворным врачом, а также приказал правителю Цфата удовлетворять все его желания.

Желание рабби Бека было таково: немного земли в Галилее, чтобы возделывать её. И вот возле деревни Джермак на горе Мерон рабби Исраэль основал небольшое сельскохозяйственное поселение и уговорил бердичевских и одесских хасидов оставить Цфат и перебраться туда. Ниссан Бек тоже переехал на Мерон: сажать сады‚ засеивать поля, разводить овец, коз, лошадей и ослов.

Но тут пошла череда несчастий. В январе 1837-м года типография пострадала от землетрясения. Да что типография! В одном только Цфате было около 4 тысяч погибших, а в деревнях вокруг — еще девять сотен; пострадали и Назарет, и Акко, и Хайфа.

Под развалинами синагоги погибли многие евреи, но рабби Исраэля Вс-вышний спас: Израиль Бек в тот день на молитву опоздал, потому что его срочно вызвали к больному.

В Цфате оставаться не было никакой возможности, и рабби Исраэль перевез семью в Джермак. На следующий год — новые беды: крестьянское восстание в Галилее, изначально обращенное против власти Мухаммеда Али, не пощадило и евреев. Типография была разрушена и разграблена, книги уничтожены, рабби Бек был ранен и на всю жизнь остался хромым. В том же году умерла Байла.

Вскоре пришло время сниматься с места: земли в Джермаке были возвращены арабам, а в Цфате бушевала холера. Путь лежал в Иерусалим.

Новая типография в Иерусалиме

С Моше Монтефиоре рабби Исраэль Бек уже был знаком — еще в 1839 году известный филантроп посетил Джермак и стал там сандаком на обрезании первенца Нисана — Шмуэля. И вот сейчас, в Иерусалиме, куда переехала типография Бека, рабби Исраэль получил от Монтефиоре и его жены в дар новый, более современный, печатный станок, на котором можно было печатать книги большого формата: 85 на 57 сантиметров. Первой книгой, отпечатанной в Иерусалиме на этом станке, стала «Седер аводат а-кодеш» Рабейну ХИДА.

Типографский станок БекаТипографский станок, подаренный издательству Бека семьёй Монтефиоре

К станку Монтефиоре в типографии относились с почтением, он звался «масат Моше вэ-Йеудит», и все книги (около 130 наименований) отныне имели на своем титульном листе надпись: «Отпечатано на типографском станке — подарке Моше и Йеудит Монтефиоре‚ да сохранит и продлит Вс-вышний их дни».

Типография Бека была единственной еврейской типографией в Иерусалиме в течение двадцати лет — пока не открылась типография Саломона, Бриля и Коэна.

А сын рабби Исраэля — рабби Нисан — тем временем занимался строительством. Он купил большой участок земли за Шхемскими воротами, построил там жилой квартал и не без труда уговорил хасидов переезжать в новые дома за пределами городских стен. Этот квартал так и назывался: «Батей (дома) Нисан Бек».

К 1879 году рабби Нисан отстроил и большую хасидскую синагогу Тифэрет Исраэль, названную так в честь хасидского цадика рабби Исраэля из Ружина‚ которую в обиходе называли «синагогой рабби Нисана Бека». В 1948-м году синагога была разрушена арабами и долго стояла в руинах. Восстановили ее только в XXI веке.

Синагога «Тиферет Исраэль», 1940 г.

Синагога «Тиферет Исраэль», 2014 г.Синагога «Тиферет Исраэль» в 1940-м году и в 2014-м году

Рабби Исраэль Бек продолжал заниматься книгопечатанием до самой смерти. Он умер в Иерусалиме в ночь с 29 хешвана на 1 кислева 5635 года по еврейскому календарю. На могиле его так и написано: Исраэль Бек, hамадпис — печатник.

Надгробие могилы Исраэля БекаНадгробие могилы р. Исраэля Бека


Считается, что греки дали человечеству естественные науки, философию, театр, искусство и даже спорт. Но наши мудрецы называли греческую культуру и мировоззрение греков «тьмой». В Хануку, когда зажигаются ханукальные огни, мы празднуем победу в борьбе против эллинизации евреев. Каково же правильное отношение к греческому мировоззрению, которое, в очень многих аспектах, лежит в основе современной культуры? Читать дальше