Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Вступление в Святую Землю было по-настоящему трудным испытанием молодого народа, особенно если учесть дополнительные проблемы, с которыми пришлось столкнуться евреям

Вторая древняя карта

В книге Бемидбар (34:3-12) дается подробное описание границ Эрец Исраэль с указанием более пятнадцати ориентиров. Начиная с Соленого моря на востоке граница прочерчивается по часовой стрелке на юг (Маале Акрабим) и на запад (Кадет Барнеа) до реки Египетской (Вади Эль Ариш) на побережье. Затем она тянется по средиземноморскому побережью вверх до горы Хор. Оттуда граница уходит вглубь континента до Хацар-Эйнана и затем поворачивает на юг к озеру Кинэрет. Пройдя вдоль реки Иордан, она вновь достигает Соленого моря. Так выглядит карта Эрец Исраэль. Существуют, однако, сомнения относительно положения многих ориентиров. Например, какую из вершин Тора называет горой Хор? Среди топографов нет единого мнения. Расхождения во мнениях, если перенести их на карту, достигают иногда 200 миль. Спорят также относительно местонахождения северо-восточной точки (Хацар-Эйнан) и южной точки (Маале Акрабим). Некоторые картографы считают, что в указанные Торой границы следует включать Синайскую пустыню до Эйлата, другие устанавливают южный рубеж всего в пятидесяти милях к югу от Беэр-Шевы, получается разница более, чем в 400 квадратных миль (см. карту 2).

Для чего Тора так подробно описывает границы Эрец Исраэль, посвящая этой теме целых десять стихов? Не проще ли было б обозначить территорию в общих чертах и предоставить истории самой определить ее рубежи в соответствии с экономической и военной необходимостью? Границы Израиля нельзя считать случайными. Ведь эта земля и только она пронизана святостью, а, значит, ее топография заслуживает серьезного внимания. Например, существуют определенные мицвот (заповеди), которые соблюдаются только в Стране Израиля и больше ни в каком другом месте на планете. Следовательно, мы должны точно знать границы Святой Земли, чтобы не ошибиться в исполнении мицвот.

Когда двенадцать колен вступили в Эрец Исраэль, они не сразу заняли всю ее территорию. Они должны были постепенно вступать во владение своим наследством, как сказал им Ашем: «Мало-помалу буду прогонять их (врагов) от тебя» (Шмот 23:30). Лишь четыре столетия спустя, в царствование Шломо, евреи расселились по всей Эрец Исраэль.

Переход из пустыни в Святую Землю

Вступление в Святую Землю было по-настоящему трудным испытанием молодого народа, особенно если учесть дополнительные проблемы, с которыми пришлось столкнуться евреям. Будущее сулило им почти непрерывные войны. Вступление в Израиль заставляло заботиться о своем пропитании и удовлетворении других материальных нужд. И, наконец, они потеряли Моше, своего пастыря и учителя, без участия которого не решался ни один вопрос. Трудно даже вообразить, как невероятно тяжело было им лишиться привычного «пустынного» образа жизни, в условиях враждебного окружения взвалить на свои плечи ответственность за решение жизненно важных вопросов. Смерть Моше создала гнетущий вакуум, который не так-то легко было заполнить. Евреи столь тяжело переживали эту утрату, что сразу забыли тысячи законов, а смысл многих других стал для них непонятен. В день, когда умер Моше, перестала падать манна, которую они до сих пор получали только благодаря его заслугам. Но Бг смилостивился над евреями, и еще более месяца, пока они не пересекли границу Эрец Исраэль, их котелки чудесным образом наполнялись пищей. Но их энтузиазм и вера в будущее сменились растерянностью и пессимизмом.

Иеошуа как лидер

Благодаря пророчеству, Моше назначил Иеошуа бин Нуна своим преемником. Моше объявил об этом и повелел ему: «Крепись и мужайся, ибо ты войдешь с народом сим в землю, которую Ашем поклялся дать отцам» (Дварим 31:7). Б-г также выказал доверие к Иеошуа как к преемнику Моше. Он позволил Иеошуа действовать по своему усмотрению в одном эпизоде, несмотря на противодействие совета семидесяти старейшин. Ашем сказал ему: «Приведи их в землю даже против их желания. Если нужно, возьми палку и разможжи им головы!» Кроме того, Б-г обещал Иеошуа, что его власть будет прочной, и никто не станет посягать на нее, что его пророческий дар не исчезнет, и что он обязательно доживет до того времени, когда еврейский народ поселится в Святой Земле. Сияющее солнце Моше закатилось навсегда, но вместо него взошла и разогнала ночную тьму яркая звезда Иеошуа.

И все-таки народ не принял его с распростертыми объятиями. Да, он был пророком, и не было ему равных среди них по святости и знаниям, но до уровня Моше он явно не дотягивал. Особенно, если учесть забвение тысяч законов со смертью Моше. Народ был так огорчен этой потерей, что в отчаянии чуть было не лишил Иеошуа жизни. Б-г отвел их гнев, потребовав начать приготовления к войне с Ханааном. Напряженная подготовка к военным действиям, а также чудеса, происшедшие на реке Иордан, заставили их вскоре забыть свой гнев и признать Иеошуа своим достойным и законным вождем.

Главнокомандующий вооруженными силами израильтян Иеошуа бин Нун был образцовым вождем. Он оказался не только прилежным учеником Моше и непревзойденным знатоком Торы, но и заслужил славу крупного военачальника. Его талант раскрылся в ходе многочисленных сражений, которые евреи вели в пустыне со своими врагами.

Заповедь уничтожить семь народов

Как только еврейский народ перешел Иордан, вступил в силу целый ряд предписанных ранее заповедей. Первая же из них повелевала уничтожить семь хананейских племен. Она записана в книге Дварим 7:1-2: «Когда введет тебя Ашем, Б-г твой, в землю… изгонит Он многие народы от лица твоего… семь народов, более многочисленных и более сильных, чем ты. И когда предаст их тебе Ашем, Б-г твой, и ты поразишь их, то совершенно разгроми их. Не заключай с ними союза и не щади их». Эта война была заповедана Торой, поэтому каждый еврейский мужчина обязан был в ней участвовать. В этом состояло ее коренное отличие от последующих войн, которые нельзя было начать, не заручившись согласием Санхедрина — высшего административного и законодательного органа в Израиле. Более того, всякий уклоняющийся от участия в общем деле и не выполняющий приказа в период ведения военных действий считается нарушившим запрещающую заповедь — «Не оставляй в живых ни души» (Дварим 20:16).

Евреи никогда не отличались кровожадностью. Упомянутая заповедь, предписывающая истребить целый народ, никак не увязывалась с глубоко укоренившимся в их сердцах принципом святости человеческой жизни. Но Всевышний требовал от них беспрекословного выполнения Его воли; к тому же они прекрасно видели, насколько низко пали эти племена, до какой бездны разврата и позора они дошли. Те, кому было поручено ухаживать за царским садом, позорили его и взбунтовались, отказавшись вернуть этот сад верным слугам Царя. Теперь им предстояло понести заслуженное наказание за свой бунт.

Ультиматум Иеошуа

Прежде чем отдать приказ о переходе через Иордан, Иеошуа предъявил хананейцам ультиматум, состоящий из трех пунктов:

1. Всякий, кто предпочтет покинуть Эрец Исраэль, получит такую возможность и ему не будет причинено никакого вреда.

2. Тот, кто захочет остаться в стране, должен принять следующие условия:

а) соблюдать семь законов потомков Ноаха, обязательных для всего человечества;

б) платить особый налог;

в) признать за собой статус граждан, пользующихся ограниченными правами.

Всякий, кто безоговорочно примет эти условия, получит возможность безопасного существования в Эрец Исраэль в качестве нашего соседа.

3. И, наконец, всякий, кто решит оказать сопротивление нашему расселению на этой земле, будет считаться нашим врагом.

Гиргашиты предпочли первый вариант и в полном составе эмигрировали в Африку. Жители города Гивон пошли по второму пути (см. книгу Иеошуа 9), однако они приняли свое решение после того, как Иеошуа покорил города Иерихо и Ай. Поэтому гивониты опасались, что триумф израильтян свел на нет возможность для них остаться в Эрец Исраэль на условиях, оговоренных во втором пункте, поскольку одно из хананейских племен уже начало военные действия. Не видя другого выхода, они придумали хитроумный план, решив выдать себя за посланников другой страны. Они облачились в запыленные истрепанные одежды, чтобы походить на утомленных долгим путешествием странников. В их дорожных котомках лежали лишь сухие заплесневелые хлебные корки, а от запасов воды не осталось ни капли. Они стали умолять Иеошуа пустить их в страну как лояльных граждан, дать им возможность жить вместе с евреями в мире и безопасности. Проведя весьма поверхностную проверку, Иеошуа согласился выполнить их просьбу и заключил с ними мирный договор, не посоветовавшись предварительно со Всевышним. Вскоре, однако, истина была раскрыта. Мирный договор был объявлен недействительным на том основании, что в нем отсутствовал пункт о налогообложении гивонитов и их неполных гражданских правах. Таким образом, выяснилось, что гивониты просто не выполнили условия второго пункта ультиматума, и поэтому по закону им полагалась смертная казнь за принадлежность к племени хананейцев. Но чтобы не дать повод другим народам сказать, будто израильтяне нарушают собственные клятвы, Иеошуа решил не аннулировать подписанное соглашение и принять гивонитов на условиях второго пункта ультиматума, избежав таким образом осквернения Имени Всевышнего. Те согласились и, получив статус неполноправных граждан, остались в стране. Впоследствии они стали заниматься доставкой воды в Храм. Их мужчины прошли обрезание, но браки с евреями им были запрещены. Все остальные народы Ханаана стали готовиться к войне.

«Не заключай с ними союза»

Третья из заповедей, определяющих отношение евреев к хананейским племенам, гласит: «Не заключай союза ни с ними, ни с их богами» (Шмот 23:32). На первый взгляд, Тора противоречит сама себе: если евреям было приказано «совершенно разгромить их», о каком союзе может идти речь? Разве можно вести переговоры с уже не существующим народом? Однако Б־г предвидел неспособность израильтян выполнить Его заповедь уничтожения хананейцев, как сказано: «Вот те народы, которые Б-г оставил, чтобы испытать израильтян…» (Шофтим 3:1). Евреи не только не тронули гражданское население, но даже установили с ним вполне дружеские отношения, вплоть до возникновения проблемы смешанных браков. Запрет заключения союзов с врагом и был той оградой, с помощью которой Всевышний стремился предотвратить сближение евреев с народами Ханаана. Зная наперед, что евреи могут не исполнить Его Высочайшую Волю и отказаться очистить Святую Землю от семи порочных языческих народов, Он предусмотрел второй, хотя и менее желательный, вариант. Союз с этими народами давал им законное право на существование и, в конечном счете, мог привести к заключению смешанных браков, вот почему в Писании сказано, что заключивший с ними союз, признает, тем самым, и их богов.

Страна чудес

Рассечение вод Иордана

Дважды в истории Б-г разделял воды ради еврейского народа. В первый раз он рассек Красное море во время Исхода из Египта. Второй раз это произошло, когда Иеошуа вел евреев в Эрец Исраэль через Иордан. Как сказано в одном из псалмов: «Море увидело и побежало, Иордан обратился вспять» (Теилим 114:3). Однако между этими двумя событиями есть существенная разница. Когда вышедшие из Египта евреи добрались до Красного моря, они увидели себя в безвыходном положении. Сзади их настигала египетская армия, а путь вперед преграждала морская пучина. Бежать было некуда. Оставалось лишь надеяться на чудо. И чудо произошло: море расступилось, и евреи были спасены.

Когда же возглавляемая Иеошуа еврейская армия подошла к реке Иордан, за ней никто не гнался. Наоборот, евреи должны были вступить на территорию, контролируемую вражескими силами. Ширина Иордана составляла всего около тридцати метров, и для переправы можно было использовать мост или лодку. Зачем же тогда Всевышнему потребовалось рассечь воды Иордана? У этого чуда была двойная цель. Вопервых, оно должно было напомнить евреям, как Моше провел их через Красное море, и, таким образом возвысить в их глазах Иеошуа бин Нуна, показав его достойным преемником Моше и бесспорным руководителем нации. И, во-вторых, Ашем хотел внушить страх ханаанским народам и вывести их из равновесия. Обе цели были достигнуты. Переход через Иордан совершился во вторник 10-го нисана 1270 г. до н.э. «В тот день Ашем возвеличил Иеошуа перед глазами всего Израиля; и стали они бояться его так же, как боялись Моше…» (Иеошуа 4:14). «И было: как услышали… все цари ханаанские,… что иссушил Ашем воды Иордана,… оробело сердце их “ (там же 5:1).

Чудеса, произошедшие с еврейским народом при форсировании Иордана, продемонстрировали ему, что и в отсутствие Моше Б-г по-прежнему покровительствует им. Теперь они точно знали, что успех обеспечен, Эрец Исраэль будет покорена. Чтобы усилить это впечатление и придать Своей Воле большую убедительность, Ашем повелел им при переходе через Иордан изменить порядок построения двенадцати колен. Во время странствования по пустыне Ковчег Завета несли левиты, следовавшие за коленами Иеуды и Реувена, которые возглавляли колонну. Теперь левиты передали Ковчег коэнам, вставшим впереди всей процессии. Когда коэны вошли в реку, воды немедленно расступились. Было видно издалека, как к небу взметнулись две гигантские водяные стены, открывшие путь еврейскому народу для триумфального вступления на свою землю. Мальбим приводит следующее образное сравнение: когда войско готовится к покорению чужих земель, царь становится во главе его. Всеми своими действиями он хочет показать, что является главнокомандующим своей армии и будущим повелителем страны, которую предстоит покорить. Подобно тому, как боевые колонны воинов почтительно расходятся, открывая путь царю, стража распахивает перед ним ворота, точно так же разошлись воды Иордана, чтобы позволить посланникам Царя Царей войти в Святую Землю.

Вопреки законам природы

Рассечение вод Иордана было первым из серии чудес, совершенных Всевышним для своего народа в Эрец Исраэль. Солнце и луна целые сутки стояли неподвижно над аялонской долиной, чтобы позволить армии Иеошуа завершить разгром аморитов (Иеошуа 10:12-15). Во время боя в Бет Хороне на головы врагов прямо с неба падали огромные валуны (там же 10:11).

При царе Хизкияу 185-тысячная армия Санхерива, готовившаяся к осаде Иерусалима, за одну ночь вымерла целиком (II Цари 19). В книгах пророков и в Устной традиции можно найти множество такого рода историй, когда Б-г чудесным образом вмешивался в ход событий на стороне своего народа.

Чудо происходит в тех случаях, когда Всевышний желает изменить раз и навсегда установленный, естественный порядок вещей. Какую бы цель ни преследовал Ашем — спасти одного человека или целый народ, или проявить Свое могущество — совершенное Им чудо доказывает Его полную и безраздельную власть над человеком и природой. Хотя Б-г вездесущ, мы особенно наглядно убеждаемся в Его Присутствии, когда совершается что-то “невозможное”, например, рассечение моря или избавление малого народа от власти другого народа, более сильного и многочисленного.

В Эрец Исраэль Его власть ощущается гораздо сильнее, чем где бы то ни было. “Это земля, о которой Ашем, Б-г твой, печется, — глаза Ашема, Б-га твоего, непрестанно на ней” (Дварим 11:12). В связи с этим давайте же вспомним законы, установленные в память о свершившихся чудесах.

Законы, связанные с посещением мест, где совершались чудеса

1. При посещении мест, где Б-г совершал чудеса ради еврейского народа, следует произнести следующее благословение: “Благословен Ты, Ашем, Б-г наш, Царь вселенной, совершивший чудеса ради наших отцов в этом месте”.

2. Это благословение произносится только, если человек не посещал это место в течение тридцати дней (без учета нынешнего дня и дня последнего посещения). Если, проходя мимо памятного места в пределах упомянутого 30-дневного периода, Вы не прочли благословение или не знали о святости этого места, все равно нельзя произносить благословение, пока не пройдет еще 30 дней.

3. Многие исторические объекты в Израиле связаны с покорением страны армией Иеошуа; среди них — место, где расступились воды Иордана (“и народ переходил против Иерихо” — Иеошуа 3:16); где валуны падали с неба на головы хананейцев (рядом с Бет Хороном); и, конечно же, остатки провалившихся в землю древних стен Иерихо. Однако, если вы не знаете точного расположения места совершения чуда, благоеловение читать нельзя. (Вместо этого при виде, например, какого-то участка реки Иордан можно прочесть хвалебную песнь.) По другим причинам упомянутое благословение не произносят на горе Кармель, где пророк Элияу воздвиг жертвенник (I Цари 18), а также возле стен Старого города в Иерусалиме, где чудесным образом в одну ночь вымерла вся армия Санхерива (II Цари 19:35).

4. Существует еще одно благословение; его произносят в память о чуде, публично совершенном ради крупного праведника. “Благословен Ты, Ашем, Б-г наш, Царь вселенной, совершивший чудо ради праведных в этом месте”. В качестве примера можно вспомнить львиную яму, в которую бросили Даниэля (Даниэль 6), а также горящую печь, из которой были спасены Ханания, Мишаэль и Азария (там же 3:13-30). Сегодня мы не знаем точного расположения этих мест.

5. Писание рассказывает, что жена Лота превратилась в соляной столб (Берешит 19:26). На этом месте произносят два благословения: “Благоеловен… Судия истинный” и “Благословен… помнящий праведных”.

6. Всякий, кому удалось избежать опасности благодаря чуду, произносит благословение Агомель

во время чтения Торы в синагоге. Сделать это надо не позже, чем через три дня после происшедшего события. “Благословен Ты, Ашем, Б-г наш, Царь вселенной, воздающий добром, который воздал мне всеми видами добра”. Не нужно ничего произносить в момент совершения чуда. Однако в следующий раз, когда человек минует место совершения чуда , он благословляет: “Благословен Ты, Ашем, Б-г наш, Царь вселенной, совершивший для меня чудо в этом месте”. Благословение произносят, даже если от памятного события не осталось никаких видимых следов. Его разрешается повторять через каждые 30 дней до конца жизни. Потомки того, с кем произошло чудо (даже те, кто родился до этого события), также могут читать это благоеловение при посещении памятного места. Сын или дочь говорит: “Благословен… совершивший чудо для моего отца в этом месте”, а внук благословляет Всевышнего так: «… совершивший чудо для моего деда в этом месте”.

Песнь Иордана

Живший в XIV веке рабби Иштори Апархи сочинил стихотворение, которое читают при виде реки Иордан.

На берегу Иордана буду я благословлять, восхвалять, превозносить и благодарить Имя Твое,

Для народа Своего рассек Ты его, как море Красное…

И для Элияу разделил Ты (его… прежде чем тот вознесся к небу на колеснице); и так же для Элиши (его ученика), который не спешил, когда Иордан расступился перед ним.

Обнажена была Твоя святая десница (Ты проявил господство над законами природы), о, несущий спасение смиренному на роду. Поступай, как считаешь нужным, О, спаситель Циона.

Обрезание у Гильгаля

На следующий день после вступления в Израиль Иеошуа обрезал всех мужчин, родившихся в пустыне. Левиты и отдельные праведники выполняли эту мицву даже во время сорокалетнего странствования по пустыне. Остальной народ на законных основаниях воздерживался от этого священного обряда, чтобы не подвергать опасности жизнь детей. Б-г вел евреев по пустыне, и никто не знал, что случится с ними на следующий день.

Если столб дыма стоял неподвижно над Мишканом, они не двигались с места. Если же столб поднимался, они складывали вещи и отправлялись в путь, следуя за Облаком Славы. В таких условиях было опасно делать обрезание новорожденному младенцу, так как легко было занести инфекцию. Лихорадочные сборы и тяготы похода тоже могли поставить под угрозу жизнь ребенка. За все время их скитаний по пустыне целительный северный ветерок не подул ни разу, чтобы не сместить Облако Славы. Поскольку Санхедрин не мог гарантировать безопасность детей, он решил не заставлять народ выполнять заповедь обрезания. Но теперь, расположившись у Гильгаля и не опасаясь нападения хананейских племен, временно парализованных ужасом при виде сверхъестественных явлений природы, которые сопровождали переход евреев через Иордан, народ почувствовал себя в достаточной безопасности, чтобы исполнить эту драгоценнейшую заповедь.

Карта 2: Первое завоевание — Олей Мицраим (ок. 1200 г.до н. э.), как оно описано в Торе (Бемидбар 34:3-12). На территории, завоеванной Моше в Заиорданьи, поселились колена Реувена, Гада и половина колена Менаше.

с разрешения издательства Швут Ами


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.