Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Софер

Кто такой софер — переписчик священных текстов? В чем особенность его работы? Кто может стать софером?

Кто такой Софер

Софер (или сойфер) — еврейская профессия, человек, который пишет свитки Торы и другие святые тексты. Все такие свитки пишутся софером на святом языке иврит от руки, специальными чернилами на пергаменте из кожи кошерного животного. При этом форма букв и вид шрифта строго регламентированы. Труд софера требует не только определённых знаний, которые получают в течение долгого обучения, но и особого духовного настроя, так как мысли переписчика во время написания должны быть предельно сконцентрированы, и даже маленькие ошибки в тексте не допускаются. Софером может быть мужчина старше тринадцати лет с хорошими личными качествами. Истинный софер — человек, отличающийся особой богобоязненностью, праведный, кристально честный, бескорыстный, знаток Торы.

В качестве основных текстов, которые даются в написание соферу — это, конечно же, свиток Торы, отрывки тфиллин, а также мезуза. Поэтому софер, который обладает достаточными навыками для написания таких текстов, называют софер СТаМ (слово СТаМ — аббревиатура: С — СэферТора — свиток Торы, Т — тфилин, М — мезуза).

Кроме того, софер занимается написанием Мегилат Эстер — Свитка Эстер. Не редко также можно увидеть свитки других книг ТаНаХа, написанные тем или иным софером.

Требования к соферу и его работе

Требования, согласно которым софер пишет свитки Торы (Пятикнижия), Пророков и Писаний, тфилин и мезуз весьма обширны. Чтобы изучить эту тему, необходимы многочасовые занятия.

Вкратце упомянем некоторые вопросы, которые необходимо прояснить для знакомства с работой переписчика софэр СТаМ.

1. Какие требования предъявляются к переписчику, кроме того, что он должен в совершенстве знать все законы и правила этого святого ремесла и быть специалистом своего дела?

2. Какая кожа пригодна для написания СТаМ: вид животных, части кожи, обработка, целостность и т.д.?

3. Какие чернила пригодны для написания СТаМ?

4. Каковы правила разметки пергамента?

5. Какие требования предъявляются к кульмусу — перу, которым пишут СТаМ?

6. Каковы правила написания СТаМ? (Например, писать следует правой рукой, с намерением выполнить заповедь, переписывать с верного текста и проговаривать слова вслух, не быть усталым, не употреблять перед написанием спиртных напитков и не принимать лекарств, имеющих наркотические свойства, не переворачивать пергамент текстом вниз).

7. Каковы правила написания букв и специальных знаков, какие индивидуальные особенности каждого знака следует учитывать? (А также: каким должно быть расстояние между буквами, как выдерживать форму их написания и т.д.).

8. Какие требования предъявляются к написанию Имён Творца, и каковы законы исправления Имён Творца?

9. Каковы размеры пергамента, столбцов, строк, отступов, промежутков между строками и главами?

10. Как должны выглядеть строки в «открытых» и «закрытых» главах или в песнях, встречающихся в ТаНаХе, как должны выглядеть «перевёрнутые» и другие «нестандартные» буквы?

11. Каковы законы сшивания отдельных листов свитков, восстановления надорванных и надрезанных частей пергамента?

12. Каковы законы проверки готового текста?

13. Каковы законы, регулирующие только изготовление тфилин: изготовление «коробочек» и ремешков, особенности написания парашиёт, правила их помещения в «отсеки», различие между тфилин Раши и рабейну Тама.

Это лишь неполный перечень тем, которые следует изучить, чтобы познакомиться с работой софер СТаМ.

Как говорилось выше, настоящий переписчик-софер должен обладать истинным трепетом перед Всевышним: ведь для того, чтобы правильно написать свиток, тфилин или мезузу, нужно знать огромное количество законов. Безусловно, богобоязненность — первое и основное условие при работе со святыми текстами. После того, как текст СТаМ готов, невозможно установить, кошерен ли он. И если софер не освятил то, что он пишет, в начале работы, то об этом никто никогда не узнает. Тогда, например, на протяжении многих лет человек, накладывая тфилин, будет уверен, что его тфилин самый кашерный, а на самом деле в нем нет никакой силы.

Поэтому изначально прием юношей на профессиональные курсы соферов должен быть лишен каких-либо корыстных соображений и не должен являться «проявлением милосердия» к тем, кому необходимо получение специальности для заработка.

И по этой же причине очень важно, заказывая написание СТаМ, обращаться к соферу, на которого можно полностью положиться — честного, богобоязненного, человека высокого духовного уровня.

В принципе, прежде, чем покупать СТаМ, необходимо убедиться, что у софера есть удостоверение о компетентности от одной из признанных организаций, контролирующих переписчиков. Такие удостоверения действительны только в течение ограниченного времени, по истечении которого софер должен пересдать экзамен и возобновить сертификат, дающий ему право писать СТаМ. Такие предосторожности необходимы для того, чтобы софер, забыв какой-то из законов, не предоставил заказчику некошерную продукцию.

У нас на сайте можно почитать интервью с одним из самых известных русскоязычных соферов, где он рассказывает о своей работе переписчика святых текстов.

Выводить материалы

Искусство святого письма

Журнал «Мир Торы»

Арье Зильберштейн родился в 1973 году в Днепропетровске. В 1990 году, окончив среднюю школу, приехал в Израиль, поступил учиться в ешиву «Швут Ами». Искусству софрута учился на специальных курсах у рава М. Ханина, организованных при ешиве «Швут Ами». Отслужил в израильской армии в качестве софера. (Арье Зильберштейн был единственным софером срочной службы в истории израильской армии). В 1997 году женился. С 1999 по 2001 преподавал в Минском отделении еврейской религиозной организации «Эш а-Тора». После этого работал в преподавателем в Московском колеле «Тора миЦион». В 2006 году по его инициативе в Москве открылся «Сойфер Центр», который он возглавил. Сейчас Арье Зильберштейн продолжает руководить работой этого центра, а также является координатором религиозных программ в Конгрессе еврейских религиозных организаций и объединений в России.

Переписчик за работой

Алина Резник

Софер или софер-СТаМ — переписчик свитков Торы, пергаментов для тфилин и мезуз, свитков Эстер и других книг Танаха. СТаМ — это аббревиатура — «Сефер Тора», «Тфилин» и «Мезуза». Написание манускриптов требует специальной техники, знания законов написания букв, особой сосредоточенности. От софера требуется особая богобоязненность и честность, тщательное выполнение заповедей  Торы .

Бесконечная цепь 4. Масора

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Понятие масора употребляется в еврейской литературе в различных смыслах. Иногда оно обозначает передачу Устной традиции в целом. Но в узком смысле этим термином называют свод правил, связанных с написа¬нием свитков Торы, т.е. с формой букв, интервалами, абзацами и другими отличительными знаками

Может ли женщина-бизнесмен заплатить за дописывание буквы «ламед» в свитке Торы?

Рав Бенцион Зильбер

Рав Бен-Цион Зильбер отвечает на вопросы: может ли женщина-бизнесмен заказать дописывание буквы в свитке Торы? Будет ли это считаться ее заслугой? Есть ли более действенные «сгулот» для удачи в бизнесе? Какие? Кого стоит взять в долю, чтобы обеспечить бизнесу успех?