Из цикла «Знание Субботы», темы: Каббала, Рош Ходеш, Искупление, Жертвоприношения, Рав Эуд Авицедек
«Увидел, что она не успокоилась. Сказал Всевышний: Принесите за Меня искупление, за то, что Я уменьшил луну». Она не успокоилась, поскольку в основе ее уменьшения заложена концепция недостатка — греха в мироздании. Это недостаток в обитателях нижних миров, из которого развилось зло в мироздании. Но ведь когда она была на уровне высших миров, там нет никакого недостатка вообще. Как было объяснено по поводу разделения высших и нижних.
«Сказал Всевышний: Принесите за Меня искупление, за то, что Я уменьшил луну». «Искупление — очищение, вытирание и убирание» (Раши). «Этими тремя вещами устраняется грех» (Маараль). Объяснение: раскрытие цели создания зла само по себе устраняет недостаток, связанный с его созданием. Ведь после того, как раскрылась цель его посланничества, что невозможно без его сотворения, его недостаток восполнен: «таково должно быть мироздание — вначале тьма, а затем свет». В этом смысл слов: «Сказал Всевышний: Принесите за меня искупление, поскольку Я уменьшил луну». Творец как бы говорит, что все было от Него, что Он сотворил так злое начало, чтобы было преуменьшение луны (луна символизирует Малхут)» (раби Цадок аКоэн)
Сотворение недостатка — греха, — оно «за Меня», ради раскрытия единства Творца. Ведь без сотворения недостатка в бытии такое раскрытие невозможно. Таков замысел в создании мира: «он заключается в том, что Эманирующий пожелал раскрыть Свое единство, показать, что “Я первый и Я последний”, и, в конце концов, всякое проклятие превратится в благословение и всякое зло вернется к добру» (Рамхаль). Цель сотворения системы зла во всех его составляющих — показать, что оно не происходит от другой власти, могущей противостоять Творцу, но в конце станет, несомненно, добром. И тогда станет очевидным, что не существует другой власти, кроме Него» (Рамхаль).
Тайна жертвоприношения — приблизить, возвратить и вернуть все части мироздания к их корню, к Единому. В служении жертвоприношений заложена цель раскрытия единства: «Воистину, есть в жертвоприношениях скрытая тайна, а намек на нее содержится в словах наших учителей. “Сказал Шимон бен Азай: Иди и смотри, что написано в главе о жертвоприношениях! Не сказано в них ни Бог, ни Всемогущий, ни Воинств, но только особенное Имя (Авайе), — чтобы не дать зацепки врагу”» (Рамбан). В этом же и смысл слов мудрецов (Санедрин 60): «Все служения — только для особенного Имени» — «чтобы не дать зацепку тем, кто говорит: “Есть много властей”» (Раши).
«Посредством служения видно, что Всевышний один, и нет никого, кроме Него. Это также указывает на то, что Он абсолютно совершенен и никакой недостаток не может к Нему относиться» (Маараль). Во всех жертвоприношениях есть частные искупления — порождения недостатка, греха в мироздании. Жертвоприношение новомесячья является искуплением за корень этих недостатков, как объясняется здесь.
*
«Об этом говорится в стихе: “Жертва за грех — для Господа”, то есть жертвоприношение есть устранение недостатка, присутствующего в мире, а именно, отсутствия света из-за уменьшения луны. Это происходит в начале месяца, когда луна наименьшая, и со стороны этой малости есть у луны поднятие, и потому грех устраняется, поскольку грех есть отсутствие, как при уменьшении луны… И когда Тора сказала принести в новомесячье жертву за грех — и в этом состоит приобщение к вышним, — тем самым устраняется грех, который состоит в отдалении от Творца. И тогда происходит полное приближение к Всевышнему, и само приближение является устранением отсутствия» (Маараль).
Приближение к Творцу происходит именно тогда, когда недостаток луны максимален. Здесь имеет место раскрытие того, что принимающий — у которого нет ничего от себя — есть конечная цель всех сотворенных. Хотя в праведнике — совершенном человеке — есть два аспекта: мужской и женский, влияние на других и получение от Творца. В явном смысле, в нашем мире, лик влияния главенствует. Но цель творения — раскрытие единства Творца, все мироздание должно вернуться к своему корню. «В этом и заключается тайна жертвоприношений, — возвращение следствия к своей Причине посредством жертвы…» В данном смысле аспект принятия является главным. Раскрытие единства Творца произойдет, когда все мироздание предстанет подобно той невесте — у которой нет ничего от себя, и она страстно стремится к своему Другу. И это — совершенное единство.
В данном «грехе» — недостатке, состоящем в неаннулировании себя получающим по отношению к влияющему, заложены все недостатки и испорченности в высших сочетаниях бытия. Объясним вкратце некоторые из них.
Хохма (Мудрость) и Бина (Понимание) — учитель и ученик. Хохма — то, что человек слышит от других и учится. Бина — понимает самостоятельно, исходя из того, что выучил. Бина есть инструмент для восприятия Хохмы. В этом заключается совершенство ученика: полностью обратиться к получению мудрости учителя, не теряя ни капли. Если же ученик не поставит себя таким образом, не преуменьшит себя по сравнению с учителем, он нарушает само святое сочетание Хохмы и Бины.
Мозг и сердце: мир мозга — Хохма, Бина и Даат — воздействует на мир качеств, чувств в сердце. Это система духа (Руах), там находятся эмоции, такие как любовь и страх, после того как постигли правильным познанием существующую реальности. Когда эмоциональная структура не получает воздействия от разума и не подчиняется ему, то вся форма человека разлагается.
В этом осознании — «нет у меня ничего от себя» — укоренен весь столп молитвенного служения. Любое расшатывание этого осознания подрывает основу данного столпа.
Мужское и женское начала: вся система ступенчатого развития миров построена таким образом, что верхний дает существование нижнему. «Миры идут по порядку ступенчатого развития. Более высокий мир является душой, жизненной силой, и существованием, и светом мира, который под ним» (Нефеш аХаим). Миры построены по порядку влияющего и получающего влияние, неба и земли. Пример этого мы видим в нашем мире, в материальных небе и земле.
Письменная Тора и Устная Тора: «Известно, что Письменная и Устная Тора относятся к мужскому и женскому началам, — ведь Устная Тора получает от Письменной» (р.Цадок аКоэн). Ведь Устная Тора есть постижение получателей в Письменной Торе. «Поэтому Йеошуа уподоблен луне, — ведь он олицетворяет Устную Тору, получающую от Письменной, уподобленной солнцу». («Лицо Моше — как солнце, лицо Йеошуа — как луна»).
«Грех луны», будучи корнем греха человека, влечет разделение между Устной и Письменной Торой. В эссе «Помни и храни» мы обсудим эти вопросы и увидим, каким образом суббота является исправлением всех этих недостатков.
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Бо
Рав Гедалия Спинадель
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Восьмая Казнь
Рав Гедалия Спинадель
Творец укрепил сердце фараона, чтобы тот не отпускал евреев. Почему Он стал это делать именно после шестой казни?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Ицхак Зильбер о недельной главе Ваэра
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваэра
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Фараон пожалел, что отпустил сынов Израиля.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Великая суббота • Гафтара Великой субботы • Память о чуде • Еще несколько слов о Великой субботе • Обычаи Великой субботы • Десятое Нисана • Временное и постоянное
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Беседы на тему недельной главы Бо