Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Подмен Рахели на Лею произошел не случайно. Наши мудрецы подробно объясняют, что стояло за этим шагом.

У колодца возле города Харан Яаков встретил Рахель — племянницу своей матери Ривки. Ее отец Лаван, брат Ривки, пригласил его в свой дом. Через месяц Яаков, полюбивший Рахель, попросил у Лавана ее руки, и они договорились, что до свадьбы Яаков должен отработать за нее семь лет (Берешит 29:9—19; Сефер аяшар, Ваеце).

В 2187 году /1573 г. до н.э./, после двух лет жизни в Харане, Яаков узнал о смерти своего наставника Эвера и скорбел по нему долгие дни (Седер олам раба 2; Мегила 17а; Сефер аяшар, Ваеце; Седер адорот).

В 2191 году /1569 г. до н.э./ завершились семь лет работы, и Лаван устроил свадебный пир, на который пригласил всех горожан. Но вместо Рахели обманщик Лаван спрятал под свадебной фатой свою старшую дочь Лею (Берешит 29:21—23). Поскольку Лея и Рахель были сестрами-близнецами, еще в пору их детства старшую из них, Лею, предназначали в жены старшему из двух братьев-близнецов Эсаву, а Рахель — Яакову. Но Лея выплакала глаза, моля Творца, чтобы она не досталась в жены нечестивцу. И в заслугу ее сердечной молитвы она не только была избавлена от нечестивца Эсава, но и стала первой женой праведного Яакова (Берешит раба 70:16; Мидраш Танхума /Бубер/, Ваеце 12; Бава батра 123а).

И хотя Рахель, хорошо знавшая коварный характер своего отца, заранее договорилась с Яаковом о тайных знаках, которые позволят ему отличить ее от сестры даже под покровом ночи, — все же, когда Лаван, действительно, совершил подмену, она не только не предупредила Яакова, но и сообщила эти тайные знаки своей сестре, чтобы Лея, которая только исполняла указания отца, избежала позора (Мегила 13б; Бава батра 123а). Всю ночь Яаков называл свою невесту именем «Рахель», а она отвечала ему: «Это я», и лишь утром он увидел, что с ним Лея (Берешит 29:25). Но когда Яаков спросил у нее, почему она его обманула, Лея, хорошо знакомая с историей его семьи, ответила: «Не бывает наставника без учеников! Твой отец спрашивал у тебя: “Ты ли это, сын мой Эсав?!” а ты отвечал ему: “Это я” (Берешит раба 70:19)».

Тогда Яаков обвинил в обмане Лавана, но тот объяснил, что в их стране «не принято отдавать замуж младшую дочь прежде старшей». Лаван предложил, что, как только завершится свадебная неделя, Яаков возьмет в жены также и Рахель, а затем отработает за нее еще семь лет. Спустя неделю Яаков женился на Рахели (Берешит 29:25—30, Раши).

И хотя Яаков негодовал на Лею за обман, он не мог дать ей развод, так как они находились в доме ее отца (Берешит раба 71:2, Эц Йосеф). А поскольку ее мотивы были чисты, — ведь она поступила так только ради того, чтобы стать женой праведника, — Творец смилостивился над ней и первой даровал ей потомство (Рамбан, Берешит 29:31). 14 кислева 2192 года /1569 г. до н.э./ у Яакова и Леи родился сын-первенец, названный Реувеном (см.). 28 тевета 2193 года /1567 до н.э./ у них родился второй сын Шимон (см.). 16 нисана 2194 года /1566 до н.э./ родился третий сын — Леви (см.), а 15 сивана 2195 года /1565 до н.э./ — четвертый сын Йеуда (см.) (Берешит 29:32—35; Седер адорот акацар).

Тем временем Рахель, увидев, что Всевышний затворил ее чрево, дала в жены Яакову свою служанку Билу, которая была дочерью Лавана от рабыни. 9 элуля 2195 /1565 г. до н.э./ года Била родила Якову сына Дана (см.), а 5 тишрея 2197 года /1564 г. до н.э./ — еще одного сына Нафтали (см.). Тогда и Лея, почувствовав, что перестала рожать, дала Яакову в жены свою служанку Зилпу, которая также была дочерью Лавана от рабыни. 10 хешвана 2197 года Зилпа родила Яакову сына Гада (см.). Вскоре после этого, 10 ава 2197 года у самой Леи родился пятый сын — Иссахар (см.). На следующий год, 20 швата 2198 года /1562 г. до н.э./ Зилпа родила еще одного сына — Ашера (см.). Еще через год, 7 тишрея 2199 года /1562 г. до н.э./ у Леи родились сын Звулун (см.) и дочь Дина. И, наконец, 27 тамуза 2199 /1561г. до н.э./ года, после восьми лет бесплодного супружества, Рахель родила Яакову своего сына-первенца, которого назвали Йосеф (см.) (Берешит 30:3—24; Пиркей дераби Элиэзер 36; Седер адорот акацар).

Таким образом, одиннадцать сыновей Яакова и его дочь Дина родились в течение тех семи лет, которые он работал за Рахель (Седер олам раба 2; Ибн Эзра, Берешит 30:23). В конце этого периода к Яакову пришли посланцы от матери, которая призывала его вернуться домой (Сефер аяшар, Ваеце). Однако, уступая просьбе Лавана, разбогатевшего благодаря усердному труду зятя, Яаков остался работать на него еще на несколько лет. Но теперь он получал в награду за свой труд часть приплода овец и коз: тех, которые рождались пятнистыми, крапчатыми, с полосами или темными отметинами. За шесть лет Яаков чрезвычайно разбогател: у него собрались двести отар овец и стад коз — он продавал свой скот и приобретал во множестве рабов, ослов и верблюдов (Берешит 30:25—42; Сефер аяшар, Ваеце; Эц Йосеф, Берешит раба 73:11). Но сыновья Лавана обвиняли Яакова в том, что он нажился за счет их отца, да и сам Лаван относился к зятю все с большим недоверием и подозрением (Берешит 31:1—2).

В течение всех двадцати лет, проведенных у Лавана, Яаков был лишен дара пророчества (Оцар Ишей аТанах, Яаков) — ведь дом Лавана являлся средоточием идолопоклонства, магии и обмана (Зоар 1, 164б, 2, 64б; Раши, Берешит раба 31:7). И лишь в 2205 году /1555 г. до н.э./, на исходе последнего года пребывания в доме Лавана, Яаков вновь удостоился пророческого откровения, и Всевышний повелел ему: «Возвращайся на родину, в землю твоих отцов, и Я буду с тобою» (Берешит 31:3; Седер адорот).

В тот же день Яаков со своей семьей и стадами тайно ушел от Лавана. И хотя на седьмой день пути Лаван в сопровождении своих родичей и слуг нагнал их у гор Гилъада, он не решился напасть на стан беглецов, поскольку накануне ночью ему явился в вещем сне Творец мира и предостерег, чтобы он не причинял Яакову вреда (Берешит 31:17—24; Сефер аяшар, Ваеце).

Пребывание Яакова у Лавана и его бегство стали прообразом пребывания его потомков в египетском рабстве и исхода евреев из Египта. Ведь подобно тому, как в доме Лавана родилось большинство родоначальников двенадцати колен, в Египте из семьи Яакова сложился многомиллионный народ Израиля. И подобно тому, как число овец Яакова умножилось от семидесяти до шестисот тысяч, так от семидесяти членов его семьи, пришедших в Египет, произошло шестьсот тысяч взрослых еврейских мужчин, вышедших из Египта. Как Яаков пришел к Лавану с пустыми руками, а ушел с бесчисленными стадами, так и сыны Израиля, пришедшие в Египет в годы голода, покинули эту страну, унося ее сокровища. И как Лаван настиг Яакова на седьмой день пути, так и полчища фараона настигли евреев на седьмой день исхода. Но ни Лаван, ни фараон со своим войском не сумели причинить беглецам вреда (Агро, Тикуней аЗоар 3; Мимаамаким, Берешит 28).

с разрешения издательства Швут Ами