Из цикла «Если хочешь жить достойно», темы: Ваеце, Яаков, Гнев, Зелиг Плискин, Самоконтроль, Отношения между людьми, Лаван
И ЯАКОВ ДАЛ ОБЕТ, И СКАЗАЛ: ЕСЛИ БУДЕТ СО МНОЮ БОГ И СОХРАНИТ МЕНЯ НА ПУТИ, ПО КОТОРОМУ ИДУ…(Берешит 28:20)
Мидраш говорит, что он просил Бога сохранить его от лашон ара (злословия) (Берешит раба). Хафец Хаим призывает нас учиться у Яакова: мы должны быть особенно внимательны, чтобы не говорить лашон ара, когда нам угрожает опасность. В опасности, человек остро нуждается в помощи, а злословие может оттолкнуть Бога, и Он не захочет ее оказать. Поэтому Яаков, зная коварство Лавана, просил Бога уберечь его от лашон ара (Шмират алашон).
Хафец Хаим рассказывает об одном мудреце прежних поколений, который до начала разговора о каких-либо мирских делах всегда молился, прося Бога уберечь его от лашон ара.
Со всеми надо говорить вежливо и дружески
Яаков в конце пути к Лавану встретил пастухов.
И ЯАКОВ СПРОСИЛ: ОТКУДА ВЫ, БРАТЬЯ? И СКАЗАЛИ: МЫ ИЗ ХАРАНА (Берешит, 29:4)
Р. Нафтали Цви Берлин пишет, что так вежливо и дружественно Яаков говорил с каждым. Поэтому и назвал этих пастухов «братья»[1].
Перед встречей с человеком, справьтесь о его семье и благополучии
ОН [ЯАКОВ] СКАЗАЛ ИМ: ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ ЛАВАНА, СЫНА НАХОРА? И СКАЗАЛИ: ЗНАЕМ. А ОН СПРОСИЛ: У НЕГО ВСЕ ХОРОШО? (Берешит, 29:5, 6)
Яаков справился о благополучии Лавана до встречи с ним, потому что надо по-разному приветствовать хозяина, в зависимости от того, радостен тот или печален (Сфорно).
И хорошо узнать заранее о семье хозяина: не разведен ли он, или бездетен, чтобы не сказать то, что может ранить.
Мы обязаны протестовать против несправедливости — даже если не знакомы с тем, кому сделано зло
И СКАЗАЛ ОН [Яаков пастухам]: ЕЩЕ ВЕЛИК ДЕНЬ, НЕ ВРЕМЯ СОБИРАТЬ СТАДА, НАПОИТЕ ОВЕЦ И ИДИТЕ ПАСТИ (Берешит, 29:7)
Когда Яаков увидел, что лежат стада, он подумал, что пастухи собираются их отвести в загоны. Поэтому напомнил им, что еще рано, время овцам пастись, и если они наемные пастухи, то рабочий день еще не закончился[2].
Праведного человека задевает несправедливость, даже если она творится между чужими людьми (Сфорно).
Порицайте, но не гневайтесь на того, кто вас обманул
Семь лет Яаков работал на Лавана, чтобы тот отдал ему в жены свою дочь Рахель. И когда годы прошли, Лаван устроил пышный свадебный пир:
А НА УТРО [после свадьбы]: АХ! ЭТО ЖЕ ЛЕЯ! — И СКАЗАЛ [Яаков] ЛАВАНУ: ЧТО ТЫ МНЕ СДЕЛАЛ? ВЕДЬ ЗА РАХЕЛЬ Я НА ТЕБЯ РАБОТАЛ! ЗАЧЕМ ОБМАНУЛ?! (Берешит, 29:25)
Удивительно владел собой Яаков. После семи лет тяжкой работы его обманули. Из-за козней Лавана вместо Рахели женился на Лее. Большинство людей впали бы от гнева в безумие, а он даже не рассердился, только упрекнул Лавана и спросил, зачем он это сделал[3].
Будьте особенно осторожны, когда говорите с тем, кто страдает
И РАХЕЛЬ УВИДЕЛА, ЧТО НЕ РОЖАЕТ ЯАКОВУ, ВОЗРЕВНОВАЛА К СЕСТРЕ[4]И СКАЗАЛА ЯАКОВУ: ДАЙ МНЕ ДЕТЕЙ! А ЕСЛИ НЕТ — Я УМРУ. И РАССЕРДИЛСЯ ЯАКОВ НА РАХЕЛЬ, И СКАЗАЛ: ЧТО Я ВМЕСТО БОГА, КОТОРЫЙ ЛИШАЕТ ТЕБЯ ПЛОДА ЧРЕВА (Берешит, 30:1, 2)
По мнению Сфорно, Яаков рассердило то, что Рахель считала беременность зависящей от него, а не от воли Творца. Он обиделся за Бога, вступился за Его честь, и это чувство оказалось сильнее его любви к Рахели. Тем не менее, в мидраше (Берешит раба) мудрецы утверждают, что ему следовало сдержаться. Несмотря на справедливость его порицания, он должен был принять во внимание ее состояние и не высказываться резко. За это он был наказан[5].
Сын Хафец Хаима пишет, что его отец всегда контролировал себя, говоря с нищими, хотя иногда те говорили такие вещи, что трудно было удержаться от гнева. Мудрецы (Мехилта и Мишпатим) учат, что запрет обижать вдову и сироту распространяется на всякого, кто страдает. Запрещено причинять им даже самое малое страдание или неудобство[6].
Мы всегда должны тщательно взвешивать свои слова, чтобы не причинить ими никакого вреда
Яаков после двадцати лет верной службы тестю отправился домой с женами и детьми. Однако перед уходом Рахель взяла у отца идолов, чтобы он им не поклонялся. Лаван погнался за Яаковом и обвинил в краже идолов. А он не только дал Лавану возможность искать пропажу, где тот захочет, но и произнес проклятие:
У КОГО НАЙДЕШЬ ТВОИХ БОГОВ — ПУСТЬ УМРЕТ (Берешит 31:32)
Сфорно пишет: Яаков подумал, что идолов взял для поклонения один из слуг. Ему не пришло в голову, что их взяла жена, причем из лучших побуждений — чтобы отец не служил им. Раши цитирует мидраш, согласно которому из-за этого проклятия вскоре умерла Рахель. Как мы должны быть внимательны к каждому слову!
Лаван перерыл все пожитки Яакова и ничего не нашел.
РАССЕРДИЛСЯ ЯАКОВ, СТАЛ СПОРИТЬ С ЛАВАНОМ, И ОТВЕТИЛ ЕМУ: ЧТО ЗА ЗЛО Я ТЕБЕ СДЕЛАЛ? КАК ПЕРЕД ТОБОЙ СОГРЕШИЛ, ЧТО ТЫ МЕНЯ ПРЕСЛЕДУЕШЬ? (Берешит, 31:36)
Мидраш указывает на сдержанность Яакова, несмотря на охвативший его гнев. Лаван обвинил его в краже, искал у него своих идолов и не нашел. И все же не сказал Лавану ничего обидного, что могло бы усугубить их ссору. Только защищался от обвинений и настаивал на своей невиновности.
Не следует ввязываться в спор, говорит Хафец Хаим, даже если вы абсолютно правы[7].
Ничего нельзя брать без разрешения, даже самой малости
Яаков сказал Лавану:
ВОТ, ДВАДЦАТЬ ЛЕТ Я У ТЕБЯ, У ОВЕЦ ТВОИХ И КОЗ НЕ БЫЛО ВЫКИДЫША, И НЕ ЕЛ Я БАРАНОВ ТВОИХ СТАД, И РАСТЕРЗАННЫХ ЗВЕРЯМИ НЕ ПРИНОСИЛ ТЕБЕ. МОЙ УБЫТОК ЭТО БЫЛ, И ТЫ ТРЕБОВАЛ ЕГО ИЗ МОЕЙ РУКИ, ДНЕМ УКРАДЕННОГО ИЛИ НОЧЬЮ. ДНЕМ СНЕДАЛ МЕНЯ ЖАР, НОЧЬЮ — ХОЛОД, И БЕЖАЛ СОН С МОИХ ГЛАЗ (Берешит, 31:38, 39, 40)
Р. Йерухам Левовиц говорит о величии Яакова. Лаван каждый раз его обманывал, а он многие годы тяжко трудился, был честен и смотрел за стадами Лавана, как за своими стадами. Порой люди считают себя свободными от всех обязательств по отношению к тем, кто их обманывает. Но не таковы наши праотцы[8].
[1] АЭмек давар, к этому стиху.
[2] Мидраш, цитируемый Раши.
[3] Р. Йерухам Левовиц в Даат Тора.
[4] Позавидовала ее добрым делам и сказала: «Не будь она большей праведницей, чем я, не удостоилась бы детей». — Мидраш, цитируемый Раши.
[5] Р. Йерухам Левовиц в Даат Тора.
[6] Михтевей Хафец Хаим, Дугма мидаркей ави.
[7] Хафец Хаим о Торе.
[8] Даат Тора, Лимудей мусрей аТора.
С любезного разрешения переводчика и издателя Гедалии Спинаделя, изд-во Ам Асефер
Рав Мордехай Райхинштейн
Тору невозможно точно перевести, полностью передав смысл оригинала. Но разве можно со стопроцентной точностью перевести на другой язык хоть что-нибудь?
Рав Шалом Каплан
Творец всегда забирает из мира то, от чего человечество отказывается...
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Изменники внутри страны, первые раздоры, царствование Антиоха.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Греки завоевывают Эрец Исраэль.
Рав Рафаэль Айзенберг,
из цикла «Выживание. Израиль и человечество»
Мораль, основанная на нравственном очищении
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Маккавеи, первая война, Ханукальное чудо.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Продолжение войны хашмонеев.
Переводчик Виктория Ходосевич
Греки хотели уничтожить духовный стержень народа Израиля и свести его веру в Творца к пустой внешней символике.
Рав Яков Ашер Синклер
Дни Хануки выражают отношения между Иерусалимом и Афинами, между Шемом и Яфетом...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Власть Великого Собрания унаследовал Санхедрин (Синедрион) — совет, состоящий из 71-го старейшины. Во главе Санхедрина стояли два мудреца: наси (председатель) и его заместитель, ав бейт дин (верховный судья). Эти двое лидеров назывались зуг (пара).