Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Почему свобода выбора связана с богобоязненностью, а не с другими видами служения

Проанализируем грех Первого человека в тех его аспектах, корень которых — в «грехе луны».

Прежде всего, мы должны рассмотреть вопрос страха перед Небом.

«Почему (Малхут) называется “страхом Господним”? Потому что он — Древо добра и зла. Удостоился человек — вот добро, а не удостоился — вот зло. И потому пребывает в том месте страх, и оно — врата для вхождения всего блага в мире» (Зоар).

Теперь общие очертания вопроса становятся ясны: выше выяснилось, что в Малхуте заложен корень свободы выбора, а в данных словах мудрецов выясняется, что в Малхуте корень богобоязненности. Так мы находим в Талмуде (Брахот 33): «Все в руках Небес, кроме страха перед Небом». Свобода выбора определенно относится именно к вопросу страха перед Небом — это «Древо добра и зла». Мы всей душой стремимся постигнуть, почему свобода выбора относится именно к богобоязненности, а не к другим аспектам служения.

Прежде всего, приведем слова раби Ицхака Гутнера в книге Пахад Ицхак: «Когда человек находится в постоянном страхе из-за поджидающей его опасности, он не успокоится полностью только из-за того, что у него появится возможность спастись от нее. В эмоции страха есть сильнейшее стремление к устранению самой изначальной вероятности опасности. Поэтому, когда свобода выбора соприкасается с качеством служения из страха, она создает противоречие в самой сущности данного служения».

Попытаемся углубиться в данный вопрос. Суть страха — самоотречение человека по отношению к внешней для него реальности, открывающейся его глазам. Данное требование сильнейшим образом вредит ощущению и осознанию «Я». Человек должен полностью аннулировать себя по отношению к чужой воле, даже если она противоречит его собственной, — вследствие страха.

Маараль объясняет, что суть страха перед Творцом — видение человеком самого себя следствием Причины. То есть, восприятие всего своего бытия как несуществующего самого по себе, но лишь получающего реальность по воле Творца. Реальность человека ничтожна и аннулирована по отношению к реальности Творца. Таково правильное видение сотворенного существа. «Страх есть сама суть восприятия Божественного» (Маараль).

Данная концепция уникальна для страха, поскольку качество любви не требует аннулирования «Я». Наоборот, любовь идет от внутреннего содержания и воли любящего, ее цель — объединение любящего и любимого. В качестве страха же это не так, оно требует полного самоаннулирования «Я» по отношению к внешней воле, отдаче своей воли в руки Творца, и при этом без ощущения добровольности, но лишь поскольку такова единственная истинная реальность: воля Творца.

Здесь корень свободы выбора, — ведь всякое испытание выбора в том, аннулирует ли человек свое «Я» вместе со всеми своими стремлениями и желаниями, по отношению к воле Всевышнего. Можно сказать, что ультимативная цель выбора — поставить себя в положение вынужденного, не обладающего возможностью выбора. Аннулировать силу выбора и стать долженствующим, выполнять волю Всевышего как собственную волю.

Атеизм, отступничество и идолопоклонство

Это внутреннее противоречие лежит в основе отрицания Бога. Человек, который не аннулирует себя, отрицает Всевышнего, отрицает реальность, по отношению к которой он должен себя аннулировать. Он отрицает всякую реальность вне себя, которую он должен бояться. Об Адаме, согрешившем в этом Древе, сказано: «…был отступником», «…отрицал Всевышнего», «Сказал: ел и буду есть (плод познания)», «…не был изгнан из Эдена, пока не стал богохульствовать». (Берешит раба).

На самом деле, в корне влечения к идолопоклонству, которое кажется нам стремлением принять на себя иго (а не свергнуть иго, как атеизм), лежит «Я», которое не желает аннулироваться. Идолопоклонники служат «собственному богу». Другими словами, их служение происходит от страха перед своим недостатком-грехом. Поэтому они ставят себе идола, направленного против их недостатка или соответствующего совершенству, которое они надеются получить. В глубине этого страха лежит желание освободиться от этой зависимости, восполнить недостаток и не бояться данного идола. «Злодеи стоят над своими богами».

В центре идолослужения стоит человек, который не аннулирует себя, а, напротив, использует своего бога для своих нужд. В противоположность этому, основа служения Всевышнему из страха — самоотречение по отношению к Творцу. «Праведники — их Бог стоит над ними».

Испытание совершенной верой

На уровне боязни греха также присутствует тот же аспект внутреннего противоречия. «Стремление быть рабом Всевышнего включает в себя желание, чтобы свобода выбора существовала, и тем самым существовала реальность греха. А боязнь греха стремится к устранению реальности греха» (Пахад Ицхак).

Совершенная богобоязненность, как объясняют мудрецы, это богобоязненность, идущая от совершенства, а не от недостатка (греха). «Фундаментальный страх — чтобы боялся человек своего Господина, поскольку Тот велик и властвует, основа и корень всех миров, и все перед Ним считаются ничем» (Зоар). Это «страх перед вознесенностью» Господина мира, приводящий к полному самоаннулированию. Это совершенная богобоязненность: «…деяние Всевышнего, ибо страшно оно» — совершенство всего, а «страшно» — это Яаков, человек цельный, муж, совершенный во всем. Каждое место, где находится совершенство, называется «страшным». Страх есть только в том месте, где находится совершенство» (Зоар).

Это богобоязненность, идущая от совершенства человека и его признания возвышенности всего бытия. Она приводит к жажде самоаннулирования своего «Я» перед Бесконечным. Эта жажда без внутреннего противоречия, когда обладатель свободы выбора лишается ее, аннулирование «Я» до «ничто».

Поиск «Я»

Известно, что грех Адама был «во имя Неба». Он хотел раскрыть славу царства и единства Творца из более низких мест. Но он согрешил, потому что ему этого не было заповедано. В корне греха стояло «Я» — желание самовыражения человека в служении Всевышнему. «И будете как Бог» — создателями миров.

«Малхут называется страхом» (Зоар). Ведь сущность Малхута — восприятие общего и частного, когда каждая деталь вписывается в общую систему, воцаряющую Творца. Когда Адам вышел за пределы своей задачи — воцарить Творца над собой и над всем мирозданием, аннулируя себя по отношению к Его воле, и искал свой личный нюанс в служении, он нанес ущерб качеству Малхут — «Адам был отступником». Подобно луне, которая не удовлетворилась своей задачей: аннулироваться по отношению к свету солнца.

Погрузился в мир ощущений

После того как Адам опустился до вкушения плода на уровне разума и качеств, он согрешил материальной едой, чувственным вожделением. «Яд Змея сделал человека способным чувствовать телесные наслаждения». Он погрузился в мир воображения, связанный с миром чувственного и ощущаемого. «Назвал здесь злое начало, соблазняющее к греху — Змеем… Это сила вожделения, ведущая к греху. Она делает это посредством силы воображения, поставляющей человеку воображаемые материальные удовольствия, отвлекающие его от пути совершенства, ведущего к Богу» (Сфорно). Тем самым человек потерял свое достоинство: был изгнан из категории субботы, в которой он находился.

«Человек был изгнан из места своего душевного покоя… повлекшись за тьмой по совету своего злого начала, забыл субботний день, день, который весь — суббота, то есть мир душ, где должен был пребывать…» (Шней лухот аБрит).


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваешев

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Все сыновья Яакова жили рядом с ним

Мидраш рассказывает. Недельная глава Микец 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Почему рассказ о Йосефе прервался рассказом о рождении сыновей Йеуды

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

Почему Яаков погрузился в такой глубокий траур из-за Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»