Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Во времена Храма евреи были должны приносить постоянные жертвы. Выбор животных и процесс жертвоприношений напрямую связаны с чертами характера, которые должны были культивировать сыны Израиля.

Когда Б-г выбрал народ Израиля в качестве «Своего народа», сыновья Израиля обрели двойное благо, которое затем проявлялось как многие различные преимущества. Первое и самое великое благо состояло в том, что евреям была дарована Тора, давшая им духовное совершенство. А второе, предшествующее по времени, — это выход из Египта, давший им телесное совершенство, то есть, превративший их из рабов в свободных людей. И Б-г повелел, чтобы в Его святом Храме Его народ, Его праведники каждый день прославляли и благодарили Его за эти два великих блага.

Поэтому каждый день евреи приносили в Храме в жертву Б-гу двух ягнят. «Одного ягненка сделай утром», — говорит Б-г. Он символизирует дарование Торы, состоявшееся также утром, согласно сказанному: «И было в третий день, утром, и послышался звук грома, и молнии…» «А второго ягненка сделай в вечернее время», — поскольку он соответствует исходу из Египта и Пасхальной жертве, которую сыновья Израиля принесли в жертву именно вечером. Стих говорит об этом: «И зарезали его (Пасхального ягненка) вся община Израиля в вечернее время». Мы видим, что в рассказе о постоянной жертве Тора выбирает буквально те же самые выражения, что и в рассказах о даровании Торы и о Пасхальной жертве.

После выхода из Египта и получения Торы евреям был дарован ман — по омеру на каждого. Омер же — это десятая часть эфы. Поэтому в качестве благодарственной жертвы за этот ман евреи должны были приносить в Храме хлебное приношение — десятую часть эфы, то есть, омер, пшеничной муки. Ровно то же количество пищи, которое получал в пустыне каждый еврей, теперь необходимо было принести в жертву благословенному Б-гу.

При выходе из Египта Б-г даровал евреям богатство и почет, короновал их величием и безгранично обрадовал и возвеселил их сердца. В память об этом Он повелел, чтобы хлебное приношение было смешано с оливковым маслом, поскольку «доброе имя лучше доброго масла», и сопровождалось винным возлиянием, поскольку «вино радует сердце человека».

Такой способ понимания заповеди постоянной жертвы делает ясным, что жертва, приносящаяся каждый день, связана с великими милостями, оказанными Б-гом Израилю, и дарованными им благами.

Выбор для постоянной жертвы именно ягнят связан с тем, что их название на Святом языке созвучно слову «быть смиренным», так что уже само животное должно было напоминать евреям о смирении перед Б-гом. Именно по этой причине постоянной жертвой не стали ни быки, ни даже взрослые бараны. Кроме того, Б-г пожелал, чтобы то воздаяние, которого Он ожидает от Своих сыновей за Свои великие милости, не оказалось бы им в тягость и не было бы связано с непосильными расходами. Это должно быть нечто недорогое и не труднодоступное: всего-навсего один ягненок от всей общины Израиля для утренней трапезы и один ягненок от всей общины Израиля для вечерней трапезы, и в качестве хлеба — десятая часть эфы муки и четверть ина масла, да еще немного вина. Именно этот Б-жественный выбор имеет в виду пророк, когда упрекает евреев, говоря: «Народ Мой! Что Я сделал тебе, чем Я утрудил тебя? Ответь мне!»

О том, что постоянные жертвы подобны дополнительным жертвам шабата (28:9—10)

Заповедь соблюдения шабата дана евреям по двум причинам. Первая состоит в том, что шабат должен служить напоминанием о сотворении мира из ничего. Эта причина указана в самом рассказе об этой заповеди: «…Поскольку шесть дней творил Б-г небо и землю и в седьмой день завершил (творение), и покоился». А вторая причина, тоже указанная в стихе, — напоминание о выходе из Египта: «И помни, что рабом был ты в земле Египетской, и вывел тебя Б-г, Г-сподь твой, оттуда рукою сильною и мышцею простертою; поэтому повелел тебе Б-г, Г-сподь твой, соблюдать день шабата».

Для того чтобы еще раз напомнить эти две причины, ради которых дана заповедь шабата, Б-г повелел приносить в шабат в жертву двух ягнят. Один из них символизирует то, что Б-г, сотворив мир, «смирил» его, подчинил Себе (на Святом языке слова «ягненок» и «смирение» созвучны!) и определил ему границы. Второй же ягненок символизирует выход из Египта, когда Б-г «смирил» фараона и египтян «знаками, знамениями и чудесами». Хлебное же приношение и винное возлияние призваны украсить жертву шабата, так же, как раб, подносящий дар своему господину, старается украсить его.

И поскольку дополнительная жертва шабата обозначает выход из Египта и символизирует его точно так же, как постоянные жертвы, о символике которых я уже говорил, непременно нужно было сделать так, чтобы и сами эти жертвы были подобны.

Существует и другое объяснение этого подобия, также следующее из глубокого понимания смысла этих жертв. Б-г выступает по отношению к миру в двух различных ипостасях. Он — и причина возникновения этого мира, и одновременно тот фактор, который обеспечивает продолжительность и постоянство его существования. Другими словами, Б-г, во-первых, создал этот мир из абсолютного небытия, а во-вторых, охраняет его и придает ему непрерывность. И для того, чтобы указать на этот непреложный факт, Тора повелела, чтобы в день шабата, символизирующий сотворение мира, были принесены в жертву два ягненка, напоминающие, что Б-г «смирил» мир, подчинил его Себе, когда сотворил его и сообщил ему первоначальный толчок, и что Он постоянно хранит его, давая ему возможность продолжительного существования. А о сопровождающих эту жертву приношениях муки и вина сказано: «Хлебное приношение и винное возлияние согласно закону», — то есть, эти жертвы здесь не имеют особенного значения, а приносятся согласно общему закону жертвоприношений. Это объяснение тоже предусматривает чрезвычайную схожесть постоянных жертв и дополнительных жертв шабата: ведь, когда Б-г движет небесными сферами, Он тем самым управляет миром, хранит его и обеспечивает его постоянство! Поэтому дополнительные жертвы шабата установлены похожими на постоянные: они тоже состоят из двух животных, а не из семи, например, и приносятся ягнята, а не быки или бараны.

с разрешения издательства Швут Ами


Хотя Лея и была не самой любимой — свою вторую жену, Рахель, Яаков любил сильнее — именно от Леи ведут свой род половина израильских колен, в том числе, колено Йеуды. И именно Лея похоронена рядом Яковом в Хевроне. Читать дальше