Из цикла «Избранные комментарии на недельную главу», темы: Суббота, Матот, Ицхак бен-Иегуда Абарбанель, Жертвоприношения, Служба в Храме
Когда Б-г выбрал народ Израиля в качестве «Своего народа», сыновья Израиля обрели двойное благо, которое затем проявлялось как многие различные преимущества. Первое и самое великое благо состояло в том, что евреям была дарована Тора, давшая им духовное совершенство. А второе, предшествующее по времени, — это выход из Египта, давший им телесное совершенство, то есть, превративший их из рабов в свободных людей. И Б-г повелел, чтобы в Его святом Храме Его народ, Его праведники каждый день прославляли и благодарили Его за эти два великих блага.
Поэтому каждый день евреи приносили в Храме в жертву Б-гу двух ягнят. «Одного ягненка сделай утром», — говорит Б-г. Он символизирует дарование Торы, состоявшееся также утром, согласно сказанному: «И было в третий день, утром, и послышался звук грома, и молнии…» «А второго ягненка сделай в вечернее время», — поскольку он соответствует исходу из Египта и Пасхальной жертве, которую сыновья Израиля принесли в жертву именно вечером. Стих говорит об этом: «И зарезали его (Пасхального ягненка) вся община Израиля в вечернее время». Мы видим, что в рассказе о постоянной жертве Тора выбирает буквально те же самые выражения, что и в рассказах о даровании Торы и о Пасхальной жертве.
После выхода из Египта и получения Торы евреям был дарован ман — по омеру на каждого. Омер же — это десятая часть эфы. Поэтому в качестве благодарственной жертвы за этот ман евреи должны были приносить в Храме хлебное приношение — десятую часть эфы, то есть, омер, пшеничной муки. Ровно то же количество пищи, которое получал в пустыне каждый еврей, теперь необходимо было принести в жертву благословенному Б-гу.
При выходе из Египта Б-г даровал евреям богатство и почет, короновал их величием и безгранично обрадовал и возвеселил их сердца. В память об этом Он повелел, чтобы хлебное приношение было смешано с оливковым маслом, поскольку «доброе имя лучше доброго масла», и сопровождалось винным возлиянием, поскольку «вино радует сердце человека».
Такой способ понимания заповеди постоянной жертвы делает ясным, что жертва, приносящаяся каждый день, связана с великими милостями, оказанными Б-гом Израилю, и дарованными им благами.
Выбор для постоянной жертвы именно ягнят связан с тем, что их название на Святом языке созвучно слову «быть смиренным», так что уже само животное должно было напоминать евреям о смирении перед Б-гом. Именно по этой причине постоянной жертвой не стали ни быки, ни даже взрослые бараны. Кроме того, Б-г пожелал, чтобы то воздаяние, которого Он ожидает от Своих сыновей за Свои великие милости, не оказалось бы им в тягость и не было бы связано с непосильными расходами. Это должно быть нечто недорогое и не труднодоступное: всего-навсего один ягненок от всей общины Израиля для утренней трапезы и один ягненок от всей общины Израиля для вечерней трапезы, и в качестве хлеба — десятая часть эфы муки и четверть ина масла, да еще немного вина. Именно этот Б-жественный выбор имеет в виду пророк, когда упрекает евреев, говоря: «Народ Мой! Что Я сделал тебе, чем Я утрудил тебя? Ответь мне!»
Заповедь соблюдения шабата дана евреям по двум причинам. Первая состоит в том, что шабат должен служить напоминанием о сотворении мира из ничего. Эта причина указана в самом рассказе об этой заповеди: «…Поскольку шесть дней творил Б-г небо и землю и в седьмой день завершил (творение), и покоился». А вторая причина, тоже указанная в стихе, — напоминание о выходе из Египта: «И помни, что рабом был ты в земле Египетской, и вывел тебя Б-г, Г-сподь твой, оттуда рукою сильною и мышцею простертою; поэтому повелел тебе Б-г, Г-сподь твой, соблюдать день шабата».
Для того чтобы еще раз напомнить эти две причины, ради которых дана заповедь шабата, Б-г повелел приносить в шабат в жертву двух ягнят. Один из них символизирует то, что Б-г, сотворив мир, «смирил» его, подчинил Себе (на Святом языке слова «ягненок» и «смирение» созвучны!) и определил ему границы. Второй же ягненок символизирует выход из Египта, когда Б-г «смирил» фараона и египтян «знаками, знамениями и чудесами». Хлебное же приношение и винное возлияние призваны украсить жертву шабата, так же, как раб, подносящий дар своему господину, старается украсить его.
И поскольку дополнительная жертва шабата обозначает выход из Египта и символизирует его точно так же, как постоянные жертвы, о символике которых я уже говорил, непременно нужно было сделать так, чтобы и сами эти жертвы были подобны.
Существует и другое объяснение этого подобия, также следующее из глубокого понимания смысла этих жертв. Б-г выступает по отношению к миру в двух различных ипостасях. Он — и причина возникновения этого мира, и одновременно тот фактор, который обеспечивает продолжительность и постоянство его существования. Другими словами, Б-г, во-первых, создал этот мир из абсолютного небытия, а во-вторых, охраняет его и придает ему непрерывность. И для того, чтобы указать на этот непреложный факт, Тора повелела, чтобы в день шабата, символизирующий сотворение мира, были принесены в жертву два ягненка, напоминающие, что Б-г «смирил» мир, подчинил его Себе, когда сотворил его и сообщил ему первоначальный толчок, и что Он постоянно хранит его, давая ему возможность продолжительного существования. А о сопровождающих эту жертву приношениях муки и вина сказано: «Хлебное приношение и винное возлияние согласно закону», — то есть, эти жертвы здесь не имеют особенного значения, а приносятся согласно общему закону жертвоприношений. Это объяснение тоже предусматривает чрезвычайную схожесть постоянных жертв и дополнительных жертв шабата: ведь, когда Б-г движет небесными сферами, Он тем самым управляет миром, хранит его и обеспечивает его постоянство! Поэтому дополнительные жертвы шабата установлены похожими на постоянные: они тоже состоят из двух животных, а не из семи, например, и приносятся ягнята, а не быки или бараны.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.