Из цикла «Знание Субботы», темы: Сотворение мира, Рош Ходеш, Еврейский календарь, Связь с Творцом, Рав Эуд Авицедек
«Сказал ей: Иди и уменьши себя» — это взгляд истины, который восходит над кротким, тем, кто уменьшает себя и аннулирует собственную волю по отношению к Творцу. Уменьшение своего «я» позволяет созданию постигать вещи в их истинном свете — со стороны Всевышнего. Но ведь в данном контексте нет разницы между великим и малым. В этом заключается цель и исправление задачи луны в этом вопросе — научить нас. И как уже объяснялось, «грехи» мироздания — это корень возможности грехов человека, а также путей их исправления.
«Сказала перед Ним: Властелин мира, из-за того, что я сказала пред Тобой достойную вещь, я уменьшу себя?!» — ведь этим уменьшением она потеряла свой уровень, перестала быть влияющим… А именно влияющий более совершенен и близок к уровню высших, а она стала относиться к категории получающего воздействие свыше, стала зависимой от солнца. Несомненно, это принижение, — ведь во всех мирах дающий воздействие — более высок по своему уровню.
«Сказал ей: Иди и властвуй днем и ночью» — есть в твоем уменьшении некоторое преимущество, поскольку тогда нет противоречия между двумя царствами: уменьшение дает возможность исполнять служение — цель каждого создания — в любое время. «Луна бывает видна и днем, поскольку тут нет спора между царями. К примеру, министр находится с царем в одном месте, но царь с царем не находятся в одном месте, чтобы не пользовались одной короной; министр же может быть с царем в одном месте». С этой точки зрения — «тот, кто мал, — велик» (Зоар).
«Сказала ему: Свеча в полдень, чем помогает?» — нет видимой пользы от этого служения с точки зрения сотворенных существ. Наоборот, видно, что источник света, воздействия, — это солнце.
«Сказал ей: Иди и тобой будут отсчитывать, иди и будут праведники называться твоим именем…» — здесь Творец открыл ей, что ее царство заключается в сопричастности к нижним, в управлении отделенными: «Поскольку она в особенности называется царем нижнего мира. И как отсчитывают для царя, так отсчитывают в мире, и считают по луне. Важность ее царства — бытность ее корнем для служения обитателей нижнего мира, служения праведников. Сейчас мы объясним эти категории.
“Человек не находится постоянно в одном и том же состоянии, у него все время есть духовные подъемы и спуски… И в этом суть того, что устроил Всевышний в мироздании уменьшение луны, — ведь известно, что солнце и луна намекают на Всевышнего и Его Шехину. Луна также намекает на Собрание Израиля, которое получает свой свет от Солнца, и она наполняется и уменьшается каждый месяц…” (раби Цадок аКоэн).
Уменьшение и наполнение и снова уменьшение… Этот процесс — тайна совершенства человека. Маараль объясняет, что имя “Адам” происходит от слова адама, земля, поскольку он полностью подобен земле… “Ибо земля взращивает и реализует растения и деревья, она потенциальна, и все выходит из нее в реальность. Так и человек: его свойство — содержать потенциал и реализовывать свое совершенство. Все другие объекты вселенной не таковы, они не содержат потенциала и не реализуются, ибо все, что должно быть в них, находится в них сразу же после творения”. Даже когда человек достиг определенного совершенства, ему следует воспринимать данную свою ступень как потенциальную, по сравнению с совершенством, которое ждет его в будущем.
Здесь и заложена суть дела: стремление к совершенству, проистекающее из желания “я” самореализоваться, происходит из желания быть совершенным и наполненным самому по себе. Достичь той вершины, где человек сможет видеть себя как совершенного (подобно солнцу, которое всегда полное). С другой стороны, луна показывает нам, что такое служение праведника, который служит Творцу ради Него. Его стремление — стать совершенным в своем недостатке, другими словами — как можно сильнее почувствовать свой недостаток, свое несовершенство, и восполнить его силой Творца. В уменьшении себя — восприятии недостатка и низменности — заложена тайна наполнения, ибо только таким образом праведник сможет получить изобилие наполнения от Творца. Ведь не наполнения жаждут праведники, а самой по себе связи с источником — обращение к Творцу и есть их максимальное стремление. Совершенствование имеет ценность постольку, поскольку оно приводит к цели: прилеплению к Творцу. Восприятие себя недостающим, у которого нет ничего от себя, порождает новый процесс реализации, и так бесконечно.
А стремление злодея — быть совершенным самому по себе, в силу себя, и потому народы мира отсчитывают календарь от солнца, которое всегда совершенно, без недостатка: “Страстное желание народов мира — чтобы было у них все, что они хотят, чтобы не нужно было даже разговаривать с Всевышним. Но страстное желание сынов Израиля — нуждаться во Всевышнем, чтобы Он восполнял их, и они вообще не желают совершенства без Всевышнего. В этом суть луны, весь свет которой — от солнца, и есть в ней недостаток и восполнение, когда ее свет достигает земли” (р.Цадок аКоэн).
Собрание Израиля — народ Твой все праведники — отсчитывают по луне.
*
Известно, что первой заповедью, которую получили евреи, стала “этот месяц для вас — начало месяцев”, поскольку она — врата для служения через заповеди. Это категория служения, которую Собрание Израиля учит от луны. Здесь заложен вопрос обновления — основы служения Израиля. Обновление в служении, это преодоление “царя старого и глупого” — привычки и устаревания. Святое служение тех, кто считает календарь по луне, происходит из исконного и постоянно обновляемого пробуждения страсти. Поэтому любовь Всевышнего направлена на Собрание Израиля, которое подобно женщине, каждый месяц обновляющейся для своего мужа — чтобы он больше любил ее. Это подобно луне, обновляющейся каждый месяц. Поэтому месяц называется ходеш (от слова хадаш — новый), — ведь каждый раз имеет место обновление и не устаревает она, поскольку исчезает посередине. А обновление после исчезновения — это нечто новое, чего не было ранее» (р.Цадок аКоэн). Здесь заложена возможность открытий в Устной Торе, которые отличают Собрание Израиля. Это будет объясняться в эссе «Помни и храни».
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Бо
Рав Гедалия Спинадель
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Восьмая Казнь
Рав Гедалия Спинадель
Творец укрепил сердце фараона, чтобы тот не отпускал евреев. Почему Он стал это делать именно после шестой казни?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Ицхак Зильбер о недельной главе Ваэра
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваэра
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Фараон пожалел, что отпустил сынов Израиля.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Великая суббота • Гафтара Великой субботы • Память о чуде • Еще несколько слов о Великой субботе • Обычаи Великой субботы • Десятое Нисана • Временное и постоянное
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Беседы на тему недельной главы Бо