Из цикла «Знание Субботы», темы: Первородный грех, Суббота, Каббала, Добро и Зло, Древо Познания, Рав Эуд Авицедек, Имя Творца, Качества Творца, Адам
«Этой ступени в совершенстве еще не удостоился ни один человек, кроме Адама. С момента греха Адама и до прихода истинного Избавителя не удостоится ее ни один человек на земле» (Нефеш аХаим). В этих словах раби Хаим из Воложина открывает нам вершину айсберга в постижении уровня Адама до греха. Это имеет прямое отношение к нашей теме, как мы объясним:
«Эта ступень» — это максимальное постижение ИмениАвайе, возможное для сотворенного существа, — совершенное восприятие концепции «Всевышний наполняет все миры». Данной теме, внушающей благоговейный трепет, Нефеш аХаим посвятил третью часть своей книги. Здесь мы приведем только краткие тезисы.
Есть два аспекта знания. Первое — что Бесконечный (Эйн Соф) наполняет все миры, а второе — что Бесконечный окружает все миры. Первый аспект — это взгляд «с Его стороны», другими словами, «даже после творения мира и актуализации всех миров и трансцендентных существ во всех их множественных деталях, нет никакого изменения, обновления или преграды из-за них в сущности Его простого единства. Он такой же и сейчас, каким был до сотворения мира, когда все было заполнено сущностью Бесконечного, включая то место, где сейчас находятся миры». Второй аспект — взгляд «с нашей стороны»: «Всевышний как бы ограничил Свою славу, чтобы могла существовать реальность миров, сил и созданий, созданных вновь, в различных категориях и разделенных аспектах, в разных местах — святых и чистых и, наоборот, загрязненных и нечистых; и это аспект “с нашей стороны”. Мы воспринимаем органами чувств только их существование, в таком виде, как они видимы». Первый аспект мы не имеем права исследовать и размышлять о нем, то только лишь «подступить и немедленно отойти назад», дабы зажечь сердце трепетом перед возвышенностью Всевышнего.
Эти два аспекта раскрываются в двух именах — Авайе и Элоким. «Разница между этими двумя именами — в том, что имя Элоким употребляется также по отношению к какой-либо частной силе, проистекающей от Всевышнего, а имя Авайе относится к источнику всех сил, происходящих от Него». «И как сказали мудрецы в Берешит раба, после завершения всего творения мира употребляется полное имя [АвайеЭлоким] по отношению к полному миру. Ведь имя Авайе — это источник, в котором все. И во время творения в каждом речении из Источника всего выходила сила или несколько частных сил, чтобы дать существование данному объекту. Поэтому во всем рассказе Торы о творении упоминается только имя Элоким» (Нефеш аХаим).
«Но сущностное имя Авайе указывает на категорию и аспект, как они “выглядят” с Его стороны, в соответствии со сказанным выше. [И хотя также и имя Авайе называется так со стороны Его соединения по Собственной воле с мирами, ибо на Сущность Единого Бесконечного вне Его связи с мирами не указывает никакое имя даже намеком. Тем не менее, миры аннулированы и ничтожны относительно Него со стороны этого почитаемого Имени. И оно отражает нечто подобное аспекту “с Его стороны”]. Поэтому имя Авайе называется сущностным и особым именем».
«Таков смысл стиха: “И познаешь сегодня, и положишь на сердце свое, что Авайе (Господь) есть Элоким (Бог)”… Со стороны нашего постижения, Он называется именем Элоким. А с “Его стороны” называется в аспекте имени Авайе. Но на самом деле все одно, и Авайе есть Элоким».
Данное постижение было совершенным у Адама, и в связи с ним он получил заповедь «обрабатывать его (Сад Эдена) и охранять его», повелительную и запретительную заповеди, которые являются корнем всех повелительных и запретительных заповедей. «Обрабатывать» — прилепляться к этой ступени и подниматься по ней, вплоть до отрицания и аннулирования собственной реальности — и реальности всего существующего в мироздании — по отношению к реальности Всевышнего. «И охранять» — не исследовать человеческой мудростью данные аспекты и корни отделенных сущностей — «плодов». Если бы он выдержал это испытание, то возвратил бы себя и все мироздание к Всевышнему, прилепился абсолютным образом к эманации Его святости. Поразмыслите над всем этим хорошенько.
*
Имя Авайе, «источник всех имен, поскольку все они эманируются из него» — относится к аспекту «древа», а имя Элоким — к аспекту «плода», который ступенчато развивается из него. Всякий промах в вере и убеждениях, еретические воззрения и идолопоклонство заключают в себе отделение природы — корень которой в имени Элоким — от своего источника, имени Авайе. Тем самым наносится урон раскрытию Царства и господства Всевышнего.
Древо Жизни — это Тора, это раскрытие имени Авайе и остальных имен, эманируемых от него. В Древе Познания добра и зла заложено испытание — возможность отделения природы от ее Творца. Понятно, что корень обоих деревьев — один, человек согрешил, съев плод и отделив его от дерева: «Написано об Адаме: И дала также своему мужу с ней, и он ел. Слово “и он ел” рассказывает о его грехе в действии и в мысли: в действии, что он отделил плод от дерева и съел его, нарушая предостережение: “…ибо в день, когда съешь его, смертью умрешь”. Согрешил в мысли, что оторвал и сделал из ветви самостоятельное дерево. Таким образом, он испортил и уничтожил как материальные, так и мыслительный аспекты. Таким образом, слово “и поел” включает в себя порчу как в низких материях, так и в возвышенных…» (рабейну Бехайе).
*
«Сказал раби Элазар: Адам был ростом от земли до небосвода, как сказано: “От дня, когда сотворил Бог человека на земле”» (Хагига 12). Смысл этого высказывания: постижение его разума и уровень его пророческого дара охватывали все мироздание от начальной эманации до конца всего развития материального мира. «Сказал раби Йеуда: Адам был от одного конца мира до другого, как сказано: “От дня, когда сотворил Бог человека на земле, и от края неба до края неба”». Его постижение охватывало мироздание во всем порядке его времен и поколений, со всеми созданиями, которые были в нем.
На этом уровне пророчества и постижения разумом от него требовалось аннулировать все свое бытие и бытие всего мира по отношению к их Источнику и не создавать никакого разделения между собой и Творцом. Начав «вкушать», то есть исследовать и размышлять человеческим разумом, он не только не выполнил того, что было на него возложено, но и усилил в себе и во всем мироздании материальность, природу, барьер между сотворенным и Творцом.
*
В заслугу Адама необходимо помнить, что весь его грех был «во имя Небес». Размышляя обо всех видах зла, существующих в мире, он хотел исправить их тем, что будет отрицать их в своем сознании, и тем самым раскроет славу царства и единства Творца во всех мирах. Но поскольку это не было ему заповедано, и, наоборот, ему было запрещено это исследование и размышление, он согрешил в этом, и поскольку согрешил — продолжил спускаться и вместе со всем мирозданием погрузился в грех.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.
Рав Носон Шерман
Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.
Рав Пинхас Шайнберг
Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Обычай мудрецов • Время исполнения заповеди • До захода солнца • Вечерняя молитва в синагоге • Ночь, освящающая праздник • Белые одежды, надеваемые к Седеру • Зажигание свечей • Порядок пасхальной ночи • Заповеди пасхальной ночи в наше время • Правила проведения Седера • Краткое изложение Седера
Редакция Толдот
Редакция Толдот
Рассказ о Выходе из Египта в вечер Песаха является повелительной заповедью Торы. Представляем вам перевод Пасхальной Агады на русский язык.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Символы и знаки для обозначения частей пасхального Седера
Рав Бенцион Зильбер
Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?
Рав Реувен Пятигорский
В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.
Тиква Серветник
Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»