Из цикла «Знание Субботы», темы: Цель творения, Первородный грех, Суббота, Идолопоклонство, Каббала, Природа, Изучение Торы, Древо Познания, Рав Эуд Авицедек, Адам
«И сказал Бог: Да произрастит земля зелень: траву семяносную, дерево плодовое, производящее по роду своему плод… И выпустила земля зелень, траву семяносную, по роду своему, и дерево, делающее плод, в котором семя по роду его. И увидел Бог, что хорошо» (Берешит 1:12-13). «А она не сделала так, и выпустила дерево, делающее плод, вместо дерева плодового. И потому, когда человек был проклят за свое преступление, земле тоже припомнилось ее преступление» (Раши).
Маараль объясняет подробнее: «Именно этот грех сделала земля, поскольку не была достойна выпустить деревья, у которых вкус плода, как вкус дерева. Это потому, что земля сама получала воздействие от высших, а у высших земля считается подобной плоду, получающему от дерева, и потому она дала силу только плоду, который подобен ей самой, но не дала силу вещи, которая по своему достоинству выше земли. Не хотела она дать ему силу по его потребностям, раз он выше нее, и потому земля не выводила “плодового дерева”, у которого вкус дерева таков же, как и вкус плода, а выводила плод, в котором есть вкус, а не дерево. И если бы она не разделила между ними, то получающий — обладающий недостатком — аннулировался бы по сравнению с основой, с самим деревом; сейчас же плод не аннулируется и сам получает недостающее. В этом и заключается “грех земли”.
Когда же человек согрешил и взял плод дерева, поскольку тот был “приятен”, из-за того, что человек сотворен из обладающей недостатком земли, и он подобен плоду, он вожделел плод из-за его недостатка, именно отдельного плода. Когда он взял плод, он тем самым сделал из обладающего недостатком получателя — главного, поскольку потянулся за ним. Предостережение же было именно о плоде, поскольку дерево внутри сада, а всякая вещь, находящаяся внутри и в середине, достойна быть основной и главной. Человек же потянулся за принимающим, и сделал главным плод, который обладает недостатком. Поэтому и пришло возмездие всем разъединяющим и разделяющим между деревом и плодом из-за их недостатка» (Маараль, Гур Арье).
Попытаемся начерпать из этого колодца живой воды. Земля — это плод высших, она — цель их деяний, как мы объясняли выше. В этом аспекте, высшие относятся к категории «дерева» — к корню существования и жизненной силы нижних. Однако данное постижение, соответствующее действительности, — это постижение высших. Вместе с тем, один из корней свободы выбора — вторичность, это возможность нижних воспринимать свою реальность как совершенную, в которой источник ее жизненной силы находится в ней самой. Реальность, существующую в силу самой собой, не черпающая свою жизненность от высших и тем более не аннулирующая себя по отношению к ним. Это восприятие, отрывающее плод от дерева.
Объясним подробнее: бытие нижних — это мир плодов, то есть мир законченных вещей, которые скрывают свой корень и процесс своего появления на свет. Как пишет Рамбам в Путеводителе, невозможно на основании готового и развитого объекта судить о том, каким образом он развивался и появился на свет. Он приводит притчу о ребенке, выросшем на необитаемом острове и никогда не видевшем женщину: он не поверит, когда ему расскажут, как он на самом деле появился на свет.
Здесь, в восприятии «плода», заложен корень атеизма: постижение законченной реальности, и попытка с помощью ограниченной человеческой мудрости установить, каким образом эта реальность появилась на свет.
Здесь же и основа идолопоклонства, как объясняет Нефеш аХаим: «Источник сил природы, которые были созданы в Шесть Дней творения, это имя Элоким: “Имя Элоким относится и к какой-либо частной силе, происходящей от Всевышнего”». Он объясняет, что идолопоклонники, которые служат частным силам духовной природы, считали, что такова воля Создателя, чтобы они обращали им свое служение. Тем самым они отделяли мироздание от его корня, и именно об этом говорит речение: «Да не будет у тебя других богов (Элоим)». Имя Элоким указывает на Всесильного, на Властелина всех сил. Они же служили самим силам, а не их источнику, Тому, Кто дал им существование. Поразмыслите над всем этим.
В этом испытании и оступился Адам, вкусив от Древа Познания добра и зла. Но прежде чем углубиться в данную тему, нужно понять две базисные концепции.
Некоторые изучают простой смысл Писания. Понятно, что в этом случае не происходит постижение сущности вещей.
С другой стороны, философы, мыслящие абстрактно, объясняют каждую вещь в соответствии со своими концепциями и их смыслом. Но тем самым они отрывают Писание от его простого смысла. Но каббалисты, Тора которых истинна, знают, что «тайна в том, что все вещи двойные: ибо сад Эдена, и четыре реки, и Древо Жизни, и Древо Познания, и херувимы, и крутящийся меч… все это истинно и верно, поскольку это — образы, помогающие понять глубокие вещи… Ибо слова Торы об Эденском Саде не просто аллегория, и слова наших учителей и предков в этих вопросах — не пустая болтовня или притча для красного словца. Но все это — истинно и верно, внешнее и внутреннее, от одной высоты восприятия к другой, и каждый понимает и постигает данные вещи в соответствии со своим духовным уровнем…» (Рамбан).
Понятие питания шире, чем поверхностное восприятие. Суть питания — поддержка существования человека, связи его души с телом. Но всякая вещь, питающая человека в соответствии с его уровнем, все, что дает ему жизненную силу, считается питанием: кто-то живет хлебом единым, а кто-то — «всем исходящим из уст Всевышнего». «Мудрость дает жизнь ее обладателям», поскольку «жизнь обладателей мудрости и ищущих ее без изучения Торы — подобна смерти» (Рамбам). Тора уподоблена хлебу, воде, вину и т.д. («О, всякий жаждущий, идите к воде»; «Идите и вкушайте Мой хлеб и пейте вино, налитое Мной»).
Также и здесь, понятие «вкушения» Древа Познания относится ко всем частям структуры человека: к миру высшей души (нешама), верований и убеждений, мудрости и понимания. К миру духа — любви, страха и других эмоций. И к миру нижней души (нефеш) — самого действия. «О Древе Познания сказано, что были в нем три эти вещи, ведь “хорошо древо для еды” — соответствует телу, которое ищет еды; “приятно оно для познания” — соответствует разуму, а “вожделение оно для глаз” — дает душе радость» (Маараль).
«Древо Жизни — это Тора, и все, что описывается в Пятикнижии о Древе Жизни и Древе Познания — говорит о Торе. Древо Познания добра и зла — это внешняя мудрость, противостоящая мудрости Торы. Царь Шломо назвал ее “блудной женщиной, речь которой глаже елея”» (Ор Тора).
«И грехом Древа Познания человек перемешал человеческую мудрость с Высшей мудростью, объявив все “природой”; он увлекся внешними исследованиями». (р. И.А. Хавер).
Мы еще раз должны напомнить, что речь здесь идет тонких понятиях, о грехе величиной в человеческий волос. Эти постижения — не нашего уровня, мы можем только толковать и учить из них важные для себя уроки.
Известно, что Адам согрешил «во имя Неба». Он хотел раскрыть славу и царство Творца из более низких мест. Войти в структуру познания добра и зла, и оттуда избрать добро и раскрыть его. Но это само стало его грехом, поскольку спустился в место, о котором ему не было заповедано. Он хотел раскрыть единство Творца изнутри сокрытия — из природы, из системы «мир действует как обычно». Он хотел достичь веры и приобщенности к Творцу также и через человеческую мудрость, и в этом он оступился. Поскольку само по себе обращение к данному пути — это падение с его высочайшего уровня и ступени приобщения к Творцу. Он вышел тем самым из внутреннего постижения, из святого и чистого бытия, к реальности, находящейся в категории внешней оболочки. Ведь природа — это облачение воли Всевышнего, которая находится внутри нее.
«Тот, кто идет по дороге и повторяет Тору, и прерывает свое учение и говорит: как красиво это дерево, как прекрасна эта пашня, — засчитывает ему Писание, как будто он повинен смерти» (Авот 3:9). Объясняет Яабец: «Хотя тем самым он прославляет Всевышнего, Который сотворил все это, тем не менее как бы повинен смерти, поскольку отрывается от сильной святости ради слабой». Ведь даже если он достигает путем размышления о красоте природы высоких постижений и признания величия Творца, когда он занимается внутренним содержанием мироздания — Торой — он не должен искать постижений и приобщения к духовности вне ее.
«В заслугу того, что отдаляются от изучения теологии и натурфилософии, удостоятся в Грядущем света Всевышнего» (Виленский Гаон). Это скрытый свет, которым «человек видел от одного края мира до другого». Свет этот спрятал Всевышний для праведников в будущем. Он скрыт в глубине мудрости Торы, которая пришла к нам как откровение свыше, и всякое занятие мудростью, идущей от разума, прячет этот свет.
И Мудрецы, в соответствии с высочайшими требованиями, предъявляемыми совершенному человеку, описывают его грех так: «Адам был еретиком… он отрицал существование Бога» (Санедрин 35).
От Адама, в соответствии с его возвышенным уровнем, требовалось прилепиться к Творцу наисильнейшим образом, как только возможно для человека. Тем самым аннулировать себя — и все мироздание, зависящее от него, и вернуться к своему Корню. Погрузившись в постижения разума, он усилил по отношению к себе и всему мирозданию Управление природы. «Адам отстранился от своей власти над природой и, наоборот, отдал себя под власть природы, говоря, что мир действует по своему обычаю» (Маараль).
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.