Темы: Рав Реувен Куклин, Сотворение мира, Свобода выбора, Добро и Зло, Материалы для Бней Ноах
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЕсли Б-г абсолютное добро, то кто создал зло? Э.
Уважаемая Э.!
Б-г создал все, что существует, и в том числе зло.
Однако Ваш вопрос очень важен: как мог Б-г — абсолютное добро (как сказал царь Давид в Тэилим 34, 9: «Вкусите и увидите, как добр Господь…») — создать зло?
В качестве ответа приведу слова Рамхаля (Раби Моше-Хаима Луццато) из его книги Даат Твунот (симан 97). Он говорит, что зло — «совершенно новая реальность, которую Всевышний пожелал создать, чтобы испытывать ею людей, чтобы дать им место для работы. И не было ничего, подобного этой реальности или напоминающего её, до того как Всевышний её создал, потому что Всевышний — абсолютное добро и совершенство. А всё, что есть хорошего, хотя оно также впервые было создано, всё-таки связано со Всевышним, благословен Он… Но зло, наоборот, представляет собой нечто абсолютно противоположное Всевышнему, нечто, что даже в виде “намёка” не существовало до того, как Всевышний его создал, как мы объяснили. Но в Своей беспредельной мощи Он может создать и то, что абсолютно Ему противоположно, чему нет никакой основы в Его свойствах, — ради Славы Своей, чтобы знали мы, что нет Его мощи никаких границ. И об этом сказано (Йешая 45, 7): “(Я) создаю свет и творю тьму, делаю мир и навожу бедствие (буквально: творю зло — борэ ра), Я, Господь, свершаю всё это”. Однако Он, благословен Он, создал зло только для того, чтобы оно было уничтожено… Потому что в любом случае зло создано только для того, чтобы доставить значительно большее благо праведникам, дать им награду».
Рамхаль говорит, что цель создания зла — дать праведникам награду за то, что они выбрали добро, потому что без зла у человека не было бы свободы выбора, и ему не над чем было работать.
Сказано в Торе, что при сотворении мира (Бэрейшит 1, 31) «…увидел Б-г всё, что Он создал, и вот, хорошо весьма». Объясняет Виленский Гаон (Йеи Ор, Итро 68, 2): есть добро не совершенное, небольшую часть которого составляет зло, а «хорошо весьма» — это добро совершенное, абсолютное. Так, в сотворённом мире у зла есть своя роль, но стих сообщает нам: то, что кажется нам злом, — на самом деле также добро.
С уважением, Реувен Куклин
Читайте: Зачем нужен провокатор?
Рав Ефим Свирский
Рав Захария Матитьяу
Рав Реувен Куклин
Существует ли алгоритм, чтобы за несколько минут оценить ситуацию?
Рав Бенцион Зильбер
Как может быть зло в мире, созданном источником добра — Б-гом?
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Даат Твунот»
Парадоксально, но факт: Всевышний создал зло, чтобы с его помощью наградить праведников добром. Несмотря на то, что зло представляется полной противоположностью деянием Творца, за неприятностями скрывается истинное благо.
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Рав Зеев Гершензон
Зачем думать над тем, что хорошо, что плохо и почему?
Рав Исраэль Клэпхольц
Отрывок из книги Исраэля Клэпхольца «Раскаивающиеся»
Рав Реувен Куклин
Зачем Творец создал провокатора?
Журнал «Мир Торы»
Грех первого человека — одно из самых грандиозных событий в истории человечества
Рав Овадья Климовский
Как добро может стать злом?
Рав Йегуда Лейб Ашлаг
В чем сущность Иудаизма ? Основные догматы Иудаизма, основные понятия Иудаизма.
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его