Из цикла «Знание Субботы», темы: Первородный грех, Суббота, Каббала, Обрезание, Древо Познания, Рав Эуд Авицедек, Адам
Занявшись исследованием с помощью природной человеческой мудрости, Адам усилил сокрытие Всевышнего в природе и привел к укреплению барьера между Творцом и творением. Он нанес ущерб основной функции человека: соединять небо и землю. Его предназначением было сохранять союз — связь между высшими и нижними, раскрывать внутреннее содержание мироздания: волю Сущего, наполняющего все миры.
«Адам оттягивал свою крайнюю плоть». Написано здесь: «…и они, как Адам, нарушили завет», и написано там (о том, кто не обрезал крайнюю плоть): «завет Мой нарушил». (Санедрин 38). «Ибо крайняя плоть есть покрытие, и закупоривание, и отделение… Он считал, что нижний мир действует в соответствии со своей природой,.. и потому человеку следует быть необрезанным, как сотворил его Всевышний необрезанным. А обрезание — над природой, и потому его совершают на восьмой день… А семь дней соответствуют семи дням творения, миру природы» (Маараль). Тем самым он потерял достоинство праведника, достоинство субботы (это будет разъясняться в эссе «Праведник и суббота»).
В стихе сказано, что грех земли заключался в том, что она не дала вкус дереву, но только плоду. Попытаемся понять суть данного вопроса.
«Таамим (знаки кантеляции, буквально “вкусы”, “смыслы”) слов Писания относятся к аспекту мысли и намерения сердца, то есть к душе. Ибо они — движения и управление огласовками и буквами, склоняющие их в любую сторону, что зависит от мысли. И потому они называются таамим, подобно тому, как смысл и толкование каждой вещи есть скрытый разум в ней…» (Нефеш аХаим).
«Вкус» — это смысл, мысль, заложенная в скрытой внутренности вещи. Принимая во внимание все, что мы объясняли выше, можно понять смысл слов Торы: «вкус дерева» — смысл дерева, то есть корни появления на свет реальности скрыты под покровом земли — природных процессов. Человек может почувствовать вкус, смысл, только в плоде: это восприятие мудрости в открытой глазу реальности, которая разделяет между плодом и деревом. Это внешняя, человеческая мудрость, которая включает в себя все опасности ошибок в убеждениях и верованиях.
Внешнее постижение реальности — это восприятие, связанное со зрением, («…и увидела женщина, что хорош плод») без понимания ее глубокого смысла. Такое постижение разделяет между Хохмой и Биной, мудростью и пониманием. Мы подробно объясняли этот вопрос в книге «Знание молитвы», размышление восьмое.
В Грядущей Субботе, когда единство Творца раскроется на глазах у всех, вкус древа будет исправлен: «Откуда мы учим, что и дерево в будущем будет пищей? Писание говорит: “Дерево плодовое”, если это означает, что оно производит плоды, уже сказано: “…делающее плоды”. Если так, зачем сказано “дерево плодовое”? Как плод является пищей, так и дерево будет пища» (Сифри, Бехукотай).
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»