Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
От субботы получают влияние будние дни и к ней они возвращаются.

Цель и совершенство мира

«Суббота совершенна, поскольку мир сотворен в Шесть будних дней и в субботний день» (Маараль).

После того, как мы многое узнали о качестве Малхут, нам будет легче понять, откуда проистекает особое свойство субботы. Суббота есть ультимативное совершенство мироздания. Это день, когда Царство Всевышнего раскрывается в мире посредством евреев, которые воздерживаются от работы и свидетельствуют о нем, что он — дело рук Всевышнего. Это день, когда находят свое выражение основы веры: вера в Единого Творца, заново создавшего мироздание из ничего, — это Суббота Творения, вера в Провидение Всевышнего при Его раскрытии пророку и даровании Торы — это Суббота дарования Торы, вера в награду и наказание, в обетования пророков вплоть до воскрешения мертвых — это Суббота Грядущего мира.

В этот день реализуются три замысла творения, которые раскрыли нам Учителя.

  1. Замысел воздаяния блага. Ведь основа субботы — ее бытность источником святости, благословения и наслаждения. Таковы и обетования награды — Дня, который весь — суббота, в который человек будет наслаждаться Всевышним и получать радость от сияния Его Шехины. Первый человек, дело рук Творца, был сотворен в шестой день в мире, который весь — наслаждение, и получил заповедь о субботе, чтобы удостоиться войти в этот день получения блага. Это Суббота Творения.
  1. Замысел раскрытия путей и имен Всевышнего — это день, когда все евреи поднимаются в мир, который весь — душа, в реальность, наполненную разумом, чтобы удостоиться дополнительной души для воздействия Торы и постижения раскрытий Всевышнего. Ведь такова цель Начального творения — для Израиля, называемого началом, и для Торы, называемой началом (Раши). В этот день Община Израиля удостаивается воздействия Торы и приобретает ее постижение. Это Суббота дарования Торы.
  1. Замысел раскрытия Единства Всевышнего — день, который весь — суббота, тот день, когда структура зла будет аннулирована в мироздании, когда Господь будет один и Имя Его одно — раскрытие Единства. Это Суббота Грядущего мира.

Раскрытие этих концепций заложено в атрибуте Малхут, и поэтому их свечение прорывается в субботу — в день, который является целью создания неба и земли. Это «невеста», цель всего: «Суббота называется “невестой”, поскольку она — конец Шести дней Творения и цель создания неба и земли, и точно так же высшая суббота — конец Ацилута. И таков обычай материального мира: невесту ищут в самом конце (т.е. человек сначала строит дом, устраивает свое материальное благополучие, а потом уже ищет себе невесту), и так наставлял царь Шломо (Притчи 24:27): “Соверши дела свои вне дома и приготовь их на поле, затем и устрой дом свой”» (рабейну Бехайе).

«Радость новоселья»

«Когда сотворил Всевышний Свой мир, сотворил его за шесть дней, и отдыхал в седьмой — благословил и освятил его. Подобно человеку, который построил дом, закончил работу и устроил праздник. Люди называют это “Радостью новоселья”, как написано: “И закончил Бог в день седьмой всю работу…”»

Мы выяснили: суть качества Малхут — в собирание и обобщение остальных качеств, и в этом также и сущность субботы. Давайте поразмыслим.

Суббота — это центр круговорота шести будних дней. Такое строение недели делает ее единой структурой с субботой посередине; от нее получают влияние будние дни и к ней они возвращаются. Суббота обобщает все дни действия, вместе со всеми их созданиями, в один охват, который обладает целью — конечным результатом, который возвращается к первоначальному замыслу и замкнут на него. Все работы Шести дней, который отдалились, размножились и отделились во множестве, каждая по-своему, получают форму — единообразное внутреннее содержание: «И принесут то, что приготовили, на день субботний». Все мироздание, со всем, что его наполняет, имеет одну цель: быть готовым ко дню, который весь — суббота.

«Святой субботний день — это тайна качества Малхут, и поэтому он называется “царица-суббота”. И называется также “невестой”, כלה, поскольку последнее качество, Малхут, включает — כלולה — в себя все высшие светила, светящие на ее лик» (Шла).

*

«Ибо Малхут называется “домом” (Шла). Выше объяснялось, что для реализации цели мира — чтобы Божественное Присутствие (Шехина) пребывало в нижнем мире, все мироздание должно стать местом для служения Всевышнему, категорией Храма. И так “изначально Шехина пребывала в основном в нижнем мире”. Дом — освященный чертог для раскрытия славы царства Всевышнего, для пребывания Его Шехины. Так это в мире, и так во времени: обетование и цель мироздания — суббота, день раскрытия царства и единства Всевышнего. Все мироздание должно стать днем, который весь — суббота.

“И увидел Бог все, что Он сделал — и вот, хорошо весьма” (Берешит 1:31). Аллегория с царем, который построил дворец, посмотрел на него и был он приятен ему. Сказал: Дворец, дворец, пусть ты нравишься мне всегда так, как понравился в этот час! Так сказал Всевышний Своему миру: Мой мир, Мой мир! Пусть ты всегда нравишься мне так, как нравишься в этот час!» (Берешит раба 9). «И закончил Бог в день седьмой» — — люди называют это «Радостью новоселья».

*

«А со стороны этого совершенства соединяется мир с Всевышним, и потому суббота называется невестой, поскольку есть у нее соединение с ее мужем» (Маараль). Как объяснялось выше: «Господин, благословен Он, — один, и Его свечение усиливается только в единенном объекте» (Рамхаль, Маамар аХохма). Возможность для мироздания со всей его множественностью вновь объединиться и прилепиться к Единому мира — эта возможность осуществляется посредством субботы, той «невесты», которая обобщает их вместе.

Соединение и обособление

Эти два лика функционируют в качествах субботы. С одной стороны, она объединяет весь недельный круговорот в его корне. Как объяснялось, имеет место отношение влияния и получения между субботой и будними днями. С другой стороны, этот святой день отделен в своей возвышенности от будних дней. «Суббота отделена от остальных дней, и она свята, и известно, что все, что отделено — это чистая форма. И потому будние дни уподоблены кольцу, которое материально. Так и будние дни, дни действия — материальны; а суббота — уподоблена печатке, в которой есть форма, форма, отделенная от материи. И потому посредством субботы есть в мире отделенная святость» (Маараль).

Форма — внутренняя суть, духовная ценностная сущность объекта. Материя — она не обработана и безвидна, не обладает содержанием и смыслом. Действие формы — влияние, придание духовной сущности. Суть материи — принятие, получение формы — как в аллегории с кольцом и печатью. Форма налагается на материю, и в их единстве порождается совершенство. Так суббота подобна печатке — форма кольца — круговорот дней.

«Чего недоставало кольцу? Печатки. Так миру недоставало субботы».


Моавитяне стали кочевым племенем, и со временем они образовали свое государство на землях к востоку от Мертвого моря, которые сегодня находятся на территории Иордании. Во времена Торы Моав был густо заселен, многие его города были обнесены крепостными стенами. Сами моавитяне были язычниками Читать дальше

Недельная глава Балак

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»

Эуд бен Гера

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Биография отважного воина и праведника

Книга заповедей. Заповеди «Не делай»: 56-60

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»

Законы войны.

Недельная глава «Хукат» («Закон»). Что мы выигрываем и что теряем, исполняя свои желания?

Рав Бенцион Зильбер

Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.