Из цикла «Знание Субботы», темы: Йеуда, Суббота, Благодарность, Царь, Богобоязненность, Рав Эуд Авицедек, Любовь к Б-гу
«Видящий царей Израиля говорит: Благословен Тот, Кто отделил от славы Своей боящимся Его» (Брахот 58). «Если царь разрешил относиться к нему без должного почтения — это ничего не меняет, как сказано: “Поставь над собой царя” — чтобы страх перед ним был на тебе» (Кидушин 32). «Великий почет оказывают царю и делают так, чтобы страх и боязнь перед ним был в сердце каждого человека» (Рамбам, Законы царей 2:1).
Легко понять, что уважительное отношение к земному царству имеет место потому, что «отделено» ему немного от славы царства Небесного. Ведь отношение созданий к Царю царей должно быть — слава и почитание. «Ибо все Ты создал для славы Своей».
Почитание и слава — это отношение, выражающее амбивалентность, о которой мы говорили выше: соединение и отделенность. «Слава Бога — таить дело, а слава царей — исследовать дело» (Притчи 25:2). Со стороны цели Царства должно быть отношение к созданиям — «исследование дела». Но все, что дальше этого, нужно «таить дело» и тем более не следует даже думать о самой сущности Всевышнего. Слава, почитание (כבוד) указывает на следующее: есть здесь место для отношения и связи, но дальше этого — есть реальность, с которой вообще никакой близости быть не может. Так это в структуре разума и так в структуре качеств: это сочетание любви (желания близости и единства) и страха (отпрянуть назад), которое приводит к совершенству отношения почитания: «Этот Бог — почитаемый и грозный! Существует заповедь любить Его и заповедь бояться Его, как сказано: “И возлюби Господа, Бога своего” (Дварим 6:4). И сказано: “Господа, Бога своего, бойся” (Дварим 6:13). И каким образом нужно любить Его и бояться Его? Когда задумается человек о Его делах и творениях чудесных и великих и убедится в Его безграничной и несравненной мудрости, немедленно полюбит Его и будет восхвалять и прославлять, и воспылает страстным желанием знать Его великое Имя. Как сказал Давид: “Жаждет душа моя Бога, Бога живого” (Псалмы 42:3). И когда поразмыслит обо всём этом человек, сразу он будет потрясен и убоится, и ужаснется от мысли, что сам он — малое и низкое творение — стоит со своим мизерным разумом перед Тем, Чей разумом совершенен. Как сказал Давид: “Когда я взираю на небеса Твои, творение пальцев Твоих… что есть человек, что Ты помнишь его?” (Псалмы 8:4,5)» (Рамбам, Законы основ Торы 2:2).
«И сказала: В этот раз выражу признательность Господу, и потому назвала его именем Йеуда» (Берешит 29:35). «На этот раз буду признательна перед Всевышним, ибо от моего сына в будущем произойдут цари, и от него выйдет царь Давид, который будет выражать признание» (Таргум Йонатан). «Сказал Всевышний Йеуде: Поскольку ты признался (согрешив с Тамар), признают твои братья, что ты будешь царствовать над ними» (Берешитраба 69).
Душа стремится найти смысл в этой внутренней связи между царством и признанием. Прежде всего, приведем слова автора книги Пахад Ицхак (р. Ицхак Гутнер): «В строении слов святого языка в один и тот же постоялый двор попали два понятия: выражение благодарности (признательность) и согласие с мнением второй стороны (признание). У обоих этих понятий есть в святом языке общее выражение: одаа הודאה (любопытно, что и в русском языке признательность и признание — однокоренные)… Причина омонимичности этих двух понятий такова. В душе человека заложено стремление полагаться на себя и не зависеть от помощи других. В тот момент, когда человек выражает благодарность и признательность товарищу, есть здесь признание того, что в этот раз у него не получилось сделать что-то самому, и он был вынужден воспользоваться добротой другого человека. Таким образом, глубокий духовный корень признательности — акт признания. Тем более это верно в отношениях между человеком и Всевышним, — ведь человек рождается диким осленком, и в дикой природе человека заложено предположение, что он все делает сам, своей силой и умом. Если же он выражает признательность Творцу, он тем самым признает, что нет у него ничего от себя» (Ханука, статья вторая).
Но ведь как уже объяснялось, вся сущность сфиры Малхут в том, что «нет у нее ничего от себя», но лишь то, что она получает от высших. Глубокое понимание этого принципа приводит к совершенной признательности за все полученное. Таково содержание царства Собрания Израиля: «Йеуда, ты — признают тебя твои братья» (Берешит 49:8) — твои братья признают тебя, твоя мать признает тебя, я сам (Яаков) признателен тебе… все твои братья называются твоим именем. Еврей не говорит: «Я — реувенец», «я — шимонец», но — «я — йеуди!»
Имя Йеуда יהודה содержит в себе этот смысл: четырехбуквенное Имя Всевышнего и буква далет ד, обозначающая бедняка, у которого нет ничего от себя, того, кто стремится наполнится от воздействия благодати Творца. Знание об обязательности признания приводит к признательности, которая стоит в основе служения еврея: «Замысел всех заповедей — чтобы мы верили в нашего Бога и были признательны Ему за то, что Он нас сотворил. И таков замысел создания мира. Ведь нет у нас другой причины для первоначального сотворения. И нет у Всевышнего другого желания в нижних мирах, кроме того, чтобы знал человек, и был признателен своему Богу, что Тот сотворил его» (Рамбан, конец раздела Бо). Возвышенное признание, прорывающееся из сердец святого народа, — это ультимативный акт воцарения со стороны еврея.
Он (Йеуда) был седьмым из потомков Авраама… Выходит, что он соответствует субботе. И сказано о Йеуде: «И прекратила она (Лея) рожать (после того, как родила его)»; и о субботе сказано: «И покоился в день седьмой»… Сказано о Йеуде: «Ты — признают тебя твои братья», а о субботе сказано: «Песня для субботнего дня: Хорошо быть признательным Господу…» (Рамбан).
В основании этого воцарения и этой признательности стоит вера: верность признанию этой истины. «Знай, что мужское и женское начала соответствуют истине и вере. И тебе следует понять, почему женщина особенно предана вере, и это, несомненно, связано с тем, что верность женщины мужчине больше, чем верность мужчины женщине, — ведь вера в святом языке (אמונה) — женского рода, а истина (אמת) — мужского. И пойми это, ибо мужчине можно иметь вторую жену, а жене нельзя иметь второго мужа» (Маараль). Вдумайтесь, как следует, в эту аллегорию.
Максимальное выражение этой веры — святое единство, ради которого Израиль готов отдать жизнь, в стихе, включающем в себя единство и воцарение: «Слушай, Израиль, Господь наш Бог, Господь один».
Далее мы постараемся понять, каким образом оттенки смысла Малхута выражаются в субботе-царице.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.