Из цикла «Знание Субботы», темы: Суббота, Духовный мир, Святость, Страх, Богобоязненность, Рав Эуд Авицедек
«Способность “хранить” — это Малхут, и это — “невеста”. И потому суббота называется “невестой”, как сказано в Гемаре: Приди, невеста! Давай выйдем навстречу субботе, невесте-царице» (рабейну Бехайе).
Нужно как следует уяснить данный вопрос, ведь он — краеугольный камень в понимании сущности субботы:
Слово шмира שמירה, хранение, по отношению к субботе имеет три значения. Первое — воздержание от действия, как, например, в стихе: «Храни себя, чтобы не забыл ты Господа». Второе — ожидание и страстное желание, например, в стихе: «А отец его — сохранил это дело (речь идет о снах Йосефа, в которых он видел, что станет главой над братьями; отец услышал их и “сохранил”) — “ждет и дожидается, когда это сбудется”» (Раши). Третье значение — в простом смысле: положить вещь в охраняемое и огражденное помещение. Эти три значения объемлют и понятие «невеста», כלה.
«Суббота Творения соответствует обручению, кидушин, как сказано: “И освятил (вайекадеш) его (субботний день)”, тем самым запретив всем работать в этот день, но лишь служить Всевышнему (подобно тому, как обручение запрещает невесту всем другим мужчинам). Формула обручения: “Вот ты посвящаешься мне по закону Моше и Израиля” — освящена (т.е. отделена) и запрещена для всех из-за меня. “Сказал раби Йоси: Я никогда не называл жену женой, но “моим домом””. Поразмыслите хорошенько в данном контексте над тремя аспектами “хранения”, которые здесь объяснялись.
Подробнее объясняет рав И.А.Хавер: “Действие всегда относится к мужскому началу, поскольку именно оно ходит и ищет “пропитание”. А женское начало — “весь почет дочери царской — внутри (дома)”, и нет в нем действия. И цель мужского начала — ради женского, чтобы принести плоды посредством нее. И таковы действия и выбор в шесть будних дней, а суббота — отдых и наслаждение, категория женского начала, как известно”. “Все управление объектами нижнего мира укоренено в Малхуте, и потому Малхут называется “работой”, поскольку со стороны Малхута, когда он не очищен, появляется понятие “тяжкого труда”; но очищенный Малхут — это покой” (Рамхаль). Проанализируйте это в соответствии с объясненным в эссе “Шесть дней работай” о сущности работы в шесть дней и покоя в субботу».
«И закончил Бог в день седьмой» — люди называют это «Радостью новоселья в доме».
Это категория Субботы Творения, отсвет которой раскрывается в каждую субботнюю ночь, как пространно объясняет Рамбан: «В общем смысле, заповедь “помнить” субботу относится ко дню, а “хранить” — к ночи. И потому Мудрецы сказали, что вечером говорят: “Приди, невеста, приди, невеста, давай выйдем навстречу субботе, царице, невесте”… Заповедь “помнить” относится к заповедям “делай”, и она — следствие любви… ведь тот, кто выполняет приказ своего господина, любим им. А заповедь “храни” относится к заповедям “не делай” и связана с качеством Суда и происходит из страха перед Всевышним, — ведь тот, кто опасается делать зло в глазах своего господина — боится его» (Шмот 20:8).
Следует проанализировать эти слова Рамбана и понять, каким образом богобоязненность является корнем качества «храни». Нужно также постичь, почему ночь относится к категории «храни». Тем самым мы уразумеем глубину простого смысла стиха: «Храни день субботний, чтобы освящать его».
«Сказал Рейш Лакиш: Что означает написанное (Йешая 33:6): “И упрочены будут времена твои сокровищем спасения, мудрости и знания. Богобоязненность — клад его”. Упрочены — это порядок Зраим из Мишны, времена — порядок Моэд, сокровищем — порядок Нашим, спасения — порядок Незикин, Мудрости — порядок Кодашим, и знания — порядок Тоарот. И вместе с тем — Богобоязненность — клад его» (Шабат 31). Богобоязненность — это сокровищница, сосуд, который принимает в себя изобилие Торы и все духовные воздействия, приходящие от Всевышнего. Это заложено в саму сущность данного качества.
Страх воздействует на человека следующим образом. Человек замыкается в себе и запирается в своих границах, опасаясь перейти ограду или нарушить закон, и потому страх перед Богом является корнем запретительных заповедей. Его сущность: самовосприятие человека как сотворенного Первопричиной. Другими словами: восприятие человеком всего своего бытия как не существующего и не стоящего самостоятельно; оно лишь следствие постоянной воли Всевышнего. Бытие человека аннулируется по отношению к бытию Творца. Таково правильное восприятие сотворенного существа. «Страх есть суть восприятия божественного» (Маараль). Этот страх выкорчевывает из человека всякое собственное желание и стремление, полностью аннулирует его Эго.
Чем больше человек страшится Бога, тем больше он превращает свою реальность в сосуд, направленный и стремящийся к наполнению от Него. Сосуд, у которого нет ничего от себя, но лишь то воздействие свыше: «У категории страха нет ничего от себя. Она приходит чистой, она — только вместилище для принятия высшей благодати от категории Торы» (Нефеш аХаим 4: 5).
Теперь мы понимаем, почему качество «храни» относится к богобоязненности.
А ведь это, как мы объясняли в предыдущей главе, суть качества Малхут, у которого нет ничего от себя: «Страх перед Всевышним — это Шехина, святое Царство» (ТикунейЗоар). Страх есть врата для принятия ига царства Творца: «Если господин Я — где страх предо Мной?» (Малахи 1:6).
Ночь существует под знаком пассивности и отказа от действия, когда мир уходит в себя; создания прекращают свои дела и возвращают души Создателю. Ночь хранит в себе все воздействия дня для взращивания плодов: «До полночи земля принимает в себя и складывает в себе то, что приняла днем» (Виленский Гаон). Вся ночь стоит под знаком ожидания и стремления к завтрашнему дню, когда засияет солнце, когда она предъявит свои плоды. Подобно матке, хранящей в себе семя, чтобы растить его, дабы оно родилось в завтрашний день. Поразмыслите о качестве «храни», которое объяснялось выше в трех значениях.
Духовный корень ночи — в сокрытии лика Всевышнего (Рамхаль, Путь Творца ч.4 гл.6). Основа этого сокрытия — в атрибуте Суда; это качество страха. Именно поэтому изгнание еврейского народа относится к ночной тьме. Народ Израиля в вечерней молитве молит, чтобы Всевышний хранил его: «Хранящий Свой народ Израиля вечно». Но в субботу, как мы объясним в следующей главе, охранение максимально, и над миром расстилается шатер мира. В вечернюю молитву субботы говорят: «Расстилающий шатер мира над нами, и над всем Его народом Израиля, и над Иерусалимом».
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»