Из цикла «Знание Субботы», темы: Суббота, Будущий мир, Изучение Торы, Древо Познания, Онег Шабат, Рав Эуд Авицедек
«…и не время молитвы. Ведь о будних днях сказано (Брахот 21): “Лучше бы человек молился целый день”, а в субботу добровольная молитва (недава) запрещена. Да и в обязательных молитвах, которые мудрецы установили вместо жертвоприношений, они пропустили все 12 благословений в середине, в которых мы просим о своих потребностях, — ведь в субботу им не время» (раби Цадок аКоэн).
По мнению Рамбана, обязанность молитвы из Торы есть только во время бедствия: «Это подобно сказанному в Торе: “Когда пойдете на войну в вашей стране с врагом, притесняющим вас, — трубите в трубы, и будете вспоминаемы перед Господом, Богом вашим”. И это заповедь: при подходе общинного бедствия возопить перед Ним в молитве и трублении». В субботу же — «не вопиют и не трубят ни о какой беде» (Шулхан арух 288).
Основная суть молитвы — это просьба о своих потребностях, предстояние нуждающегося перед Творцом и просьба о восполнении недостающего в материальном и в духовном. Суббота, источник благословения, относится к тайне того Дня, который «весь добро», и нет в нем никакого недостатка. Молитвы в субботу — прославление и восхваление Всевышнего, — ведь в этом суть души, у которой нет никакого недостатка». «Всякая душа будет прославлять Господа».
«Этот день — день душ, и потому прославляют Всевышнего восхвалениями души» (Зоар).
Рав Шешет, когда толковал Тору в субботу, сажал учеников в место, куда придет солнце, чтобы им стало жарко, и они ушли… Рав Зейра, когда видел учеников, сидящих парами и занимающися Торой, подходил к ним и говорил: «Прошу вас, не нарушайте субботу! Идите и займитесь субботними удовольствиями» (Шабат 119 и Раши там).
«Мудрецы Торы должны в субботу больше обычного получать удовольствие от еды и питья» (Рама, Орах Хаим 290). «И даже большие мудрецы, такие как раби Йоханан и Рейш Лакиш, изучали книги агады (повествовательной части устной Торы) в субботу. Почему они делали это в субботу, а не в будни? Мы должны сказать, что обычное изучение Торы вошло бы в противоречие с заповедью наслаждаться субботой, а агада привлекает человека» (Маараль).
«После утренней трапезы изучают книги пророков и толкуют агаду» (Шулхан Арух).
Раби Цадок аКоэн подробно объясняет данный вопрос. «Для тех, кто напряженно трудится в постижении Торы, такие занятия в субботу названы “нарушением”. Потому что в этом их труд и усилия все дни недели. И следует отдохнуть от этого в субботу, что и будет отдохновением от труда в будние дни. Но не то чтобы они предались безделью или занялись едой, вином и телесными удовольствиями — несомненно, лучше заниматься Торой. Но если мысли человека в будние дни погружены в Тору, и он прилеплен к Всевышнему через Тору, в субботу, когда настает время поднятия миров, есть более высокая ступень, чем изучение Торы трудом уст. Он сможет прилепиться к свету лика Царя и объединиться с источником своей жизненной силы и Божественной души… Тогда в их силах достичь высоких ступеней и раскрыть тайны Торы в своем сердце; такие тайны, что невозможно выразить их словами…
В этом и заключается получение награды субботнего дня, который подобен Грядущему миру, за деяния человека на протяжении шести будних дней. Все наслаждение Грядущего мира — это наслаждение сиянием Шехины (Божественного присутствия), и таким образом можно удостоиться одной шестидесятой Грядущего мира в субботу… Об этом и сказано: “Свой мир увидишь ты при жизни” — несомненно, речь идет о субботнем дне, когда можно достичь чего-то подобного Грядущему миру: наслаждения сиянием Шехины. Каждый человек, в соответствии с его трудом в будние дни, достигает наслаждения в субботу, когда будет отдыхать от того труда».
«…в тот день, когда Господь даст тебе покой от мук твоих и гневной досады твоей» (Йешая 14:3) — этот стих говорит о субботнем дне, когда человек перестает противостоять обвинителю и воевать со своим дурным началом.
В субботу душа получает особый свет и приподнимается над ничтожеством негативных качеств и низких страстей. Обладатели тайной мудрости передали нам, что в этот святой день не следует затевать войну с собственным дурным началом: «Мы знаем, что невозможно всегда вести себя в соответствии с этими высшими качествами (милосердия), поскольку есть и другие качества, относящиеся к низшим категориям суда, в которых человек тоже должен совершенствоваться, как мы объясним ниже. Однако есть определенные дни, когда гвурот (качества суда) не действуют, и люди в них не нуждаются, поскольку тогда властвует качество Кетер, а есть часы, когда Кетер необходим. В эти периоды нужно пользоваться вышеперечисленными качествами. А другие, более строгие качества, хотя они и необходимы для служения Всевышнему в свое время, в те периоды не следует проявлять: поскольку свет Кетера подавляет их [в высших мирах], человек тоже не должен использовать их. Например, в субботу, когда мир услащается в соответствии с тайной онега (субботнего наслаждения), нужно проявлять все эти качества Кетера, чтобы открыть источники в высших мирах (Раби Моше Кордоверо, Томер Двора гл.2).
Так мы приняли от святых мужей: “Шесть дней трудись в принуждении (дурного начала), а субботу — в обратном” (Зоар). Труд шести дней заключается в том, чтобы навязать дурному началу власть доброго начала, а в субботу они “заключают мир” — совершенство соединения души с телом без спора и ссор. В субботу дурное начало тоже превращается в добро: “Всевышний приказал нам получать наслаждение от еды и питья (в субботу), и это свято, как было свято съедение частей жертв коэнами” (Гаон, Адерет Элияу). “Известно от Аризаля, что трапеза в субботу, даже если она происходит для чревоугодия и набивания брюха, — нет в ней отходов и примеси зла, ибо все в святости” (раби Цадок аКоэн).
Корень низшей субботы — в “верхней субботе”, Субботы Грядущего, дня, когда само зло перевернется и раскроется как “хорошо весьма”.
Итак, в основе всех различий между служением в шесть будних дней и служением в субботу лежат слова Мудрецов: “В субботу властвует Древо Жизни, а не Древо Познания добра и зла. И постановили, что не пользуются деревом никоим образом” (ТикунейЗоар).
Азриэль Казаков
О смысле столкновения современной западной и консервативной мусульманской культур.
Рав Аарон Лупьянский
История отношений евреев и мусульман — точное отражение жизни Ицхака и Ишмаэля в Торе — конструктивного и деструктивново смеха.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Юность Ишмаэля
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Рафаэль Айзенберг,
из цикла «В конце дней»
Мировые войны и события в конце времен глазами еврейских пророков и книги Зоар
Рав Ицхак Зильбер
Статья р. Ицхака Зильбера о «награждении Ишмаэля»
Рав Ицхак Зильбер
Лекция рава Ицхака Зильбера
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сару забирают во дворец Авимелеха, но Всевышний предостерегает царя от приближения к ней. У праотца и праматери появляется Ицхак.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Смерть Авраама упоминается в Торе несколько раз. Различные слова, обозначающие кончину, не являются синонимами.