Из цикла «О нашем, еврейском», темы: Пиркей Авот, Изучение Торы, Реувен Пятигорский
В прошлый раз в статье под этой рубрикой шел разговор о законах преподавания Торы. Приведем на эту тему несколько высказываний наших мудрецов из трактата Авот:
«Да будет твой дом домом собрания для учителей (мудрецов)» (1:4),
«Найди (сделай) себе учителя» (1:6),
«Изучение Торы да будет твоим постоянным занятием» (1:15),
«Невежда не боится греха; стыдливый не (может) научиться, вспыльчивый не (может) научить» (2:5),
«Если ты много занимался Торой, не считай это своей заслугой, ибо для этого ты и создан» (2:8),
«Усердно изучай Тору; знай, как возразить неверующему» (2:14),
«Кто мудр? Тот, кто учится у всех» (4:1),
«Не делай из слов Торы корону, чтобы возвыситься, или мотыгу, чтобы копать (чтобы ими зарабатывать)… Всякий, кто использует Тору для личной выгоды, лишает себя жизни» (4:5),
«Дорожи честью своего ученика, как своей собственной» (4:12),
«Переселись туда, где изучается Тора, не думай, что она придет к тебе сама» (4:14),
«Листай и перелистывай Тору, ибо в ней все, всматривайся в нее, старей и седей с нею, ибо нет ничего лучше ее» (5:22),
«Тот, кто изучил от другого один закон (Торы), один стих, одно изречение или узнал даже об одной букве, обязан его уважать» (6:3),
«Таков путь Торы: ешь хлеб с солью, пей немного воды, живи нелегкой жизнью — но трудись над изучением Торы» (6:4),
«Сказал раби Йосе бен Кисма: Шел я однажды по дороге, и повстречал одного человека. Он приветствовал меня, а я его. Спросил он: учитель, откуда ты? Ответил: из большого города мудрецов и знатоков (Торы). Сказал он: учитель, хочешь пожить в наших местах? я дам тебе тысячу золотых динаров, драгоценные камни и жемчуг. Ответил: мой сын, если даже ты мне дашь серебро, золото, драгоценные камни и жемчуг всего мира, то и тогда я буду жить только в месте, где изучают Тору. Ведь в час смерти нет с человеком ни серебра, ни золота, ни драгоценных камней, ни жемчуга. А лишь учение и добрые дела» (6:9).
Читайте: тема Изучение Торы
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»