Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Мудрецы, Талмуд, Амораим, Рав Александр Кац
Раби Йоханан и Реш Лакиш, главы этого поколения мудрецов, заложили основы Иерусалимского Талмуда. И хотя этот Талмуд был создан в знаменитых ешивах Тверии, Ципори и Лода, он получил имя разрушенного города, лишь раз в году, 9 ава, доступного для евреев — в этот день римские власти позволяли им приходить к уцелевшей стене Храма и оплакивать свою святыню.
И именно в этом поколении центр тяжести еврейского мира стал неумолимо смещаться в сторону Вавилонии: ешивы Неардеи, Суры и Пумбедиты привлекали тысячи и десятки тысяч знатоков Торы, перетягивая чашу весов.
Раби Йоханан (ум. в 4039 /279/ г.) — глава мудрецов Земли Израиля, заложивший основы Иерусалимского Талмуда.
По свидетельству Талмуда, будущее величие р. Йоханана было предсказано еще до его появления на свет. Однажды в пост Йом кипура его мать попросила есть — ей казалось, что ребенок в ее чреве требует еды. За алахическим решением обратились к р. Йеуде Анаси (см.), а он посоветовал, чтобы матери шепнули на ухо: «Сегодня Йом кипур!». Шепнули — и «ребенок в ее чреве перестал требовать пищи» (Йома 82б). И тогда р. Йеуда Анаси предсказал, что у этой женщины родится праведник и мудрец.
Р. Йоханан был сиротой от рождения — его мать умерла при родах, а отец — за несколько месяцев до его появления на свет (Кидушин 31б).
В юности он учился в ешиве у р. Йеуды Анаси (Хулин 54а,137б), а затем изучал Тору у р. Ханины бар Хамы и его друга р. Йеошуа бен Леви (Седер адорот). Однако основным его наставником стал р. Ошая — в его ешиве, расположенной в г. Кейсарии, р. Йоханан занимался 13 лет (ИТ Эрувин 5:1).
Когда период ученичества был завершен, он основал собственную ешиву в г. Тверии. Ближайшим его учеником, а затем талмид-хавером и неизменным оппонентом стал р. Шимон бен Лакиш — в большинстве трактатов Талмуда приведены алахические дискуссии между ними.
Р. Йоханан пользовался высочайшим авторитетом как законоучитель: даже в случаях, когда возникали разногласия во мнениях между ним и мудрецами старшего поколения — Равом и Шмуэлем, алаха устанавливалась, как правило, в соответствии с его точкой зрения (Бейца 4а; Бава кама 104б, Тосафот).
Раби Йоханан отличался большой физической силой и исключительной красотой, подобной красоте Йосефа, сына праотца Яакова (Седер адорот). По свидетельству Талмуда, даже этой красотой, дарованной ему Б-гом, р. Йоханан старался приносить пользу людям: «вечерами он садился у ворот миквы, чтобы женщины, выходящие из нее, видели его лицо и рожали красивых детей» (Бава меция 84а).
В Талмуде также рассказывается: р. Йоханан был подвергнут тяжелейшему испытанию — в течение нескольких лет он похоронил всех своих десятерых сыновей. Но и это горе он использовал, чтобы помогать людям: с тех пор он навещал скорбящих и утешал их — и каждому из скорбящих его ноша казалась более легкой по сравнению с непереносимой ношей р. Йоханана (Брахот 5б; Бава батра 116а, Рашбам).
Он прожил очень долгую жизнь. На протяжении 80 лет возглавляя ешиву в Тверии, р. Йоханан подготовил десятки выдающихся учеников, среди которых особенно выделялись р. Ами, р. Аси и р. Шмуэль бар Нахмани — лидеры следующего поколения мудрецов (Седер адорот).
Ешива р. Йоханана стала той мастерской, в которой создавался Талмуд Йерушалми (Иерусалимский Талмуд). И хотя работа была завершена лишь спустя столетие после смерти р. Йоханана, его вклад явился определяющим, — и великие историки еврейской мысли могли с полным основанием сказать: «Раби Йоханан составил Иерусалимский Талмуд» (Рамбам, Предисловие к Мишнэ Тора; Раавад, Седер акабала).
С разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Пинхас»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Коэн Пинхас бен Элазар бен Аарон заслуживает награды за смелое поражение Зимри
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Следуя повелению Б-га, Моше проводит перепись евреев. Дочери Цлофхада просят удел в Земле Израиля.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Исток»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Смысл имени Пинхас и качества этого человека проливают свет на его биографию. Всевышний вознаградил Пинхаса за ревность.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Пересказ Мидрашей на недельную главу Торы.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Завет между человеком и Б-гом является самым гармоничным в мире союзом. Мир между людьми возможен только тогда, когда они находятся в мире с Б-гом.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Основные моменты нынешней недельной главы через призму документальных историй.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Внук Аарона не стал коэном, однако благодаря его действиям Всевышний спас народ Израиля. Биография главного еврейского ревнителя.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»