Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Так будет испытан богач при помощи богатства его: ожесточится ли он на ближнего, который нуждается в нем, или пожалеет его? И так будет испытан бедняк: сумеет ли довольствоваться малым или нет?»Рамхаль, Дерех Ашем, глава 8
Суббота есть возможность достижения Грядущего мира. Она соприкасается с двумя мирами и соединяет их.

«Мы учили… “Знать, что Я — Господь, освящающий вас”. Сказал Всевышний Моше: Замечательный дар есть в Моей сокровищнице, имя ему — суббота. И Я хочу дать ее Израилю! Иди и объяви им… — Но ведь суббота и так раскроется им, [зачем же объявлять о ней? Чтобы они были за нее благодарны?] — Награда за нее не раскроется!» (Шабат 10).

Это высказывание Талмуда выглядит, на первый взгляд, странным. Ведь «награды за заповедь в этом мире нет», и мы не знаем, какое воздаяние ожидает человека за выполнение заповедей. Так в чем же особенность награды за субботу, что именно она не раскроется? Нужно также понять, какое отношение это имеет к святости: «Знать, что Я — Господь, освящающий вас?»

Ответ на первый вопрос связан со сказанным в предыдущей главе. В Мидраше говорится: «…А может, ты скажешь: Чтобы причинить тебе зло дал Я тебе субботу? Я дал ее исключительно для твоего блага! Каким образом? Ты сидишь, ешь, и пьешь, и получаешь удовольствие, а Я даю тебе награду…» Потому-то и сказано: «Награда за нее не раскроется», поскольку это выглядит нелогичным, что человек получает награду за субботнее наслаждение (Эц Йосеф).

Мы уже говорили, что человек, по сути, был создан ради труда: ради непрерывной работы по достижению совершенства. Поэтому он назван «идущим». В Грядущем же мире человек пребывает в совершенстве, и поэтому называется «сидящим»: «праведники восседают, и короны на голове их». Другими словами, в Грядущем мире отсутствует движение… Это указывает на то, что человек пребывает в реальном совершенстве и не двигается по направлении к совершенствованию, так как он уже совершенен. А все, что совершенно, покоится и восседает (Маараль). Вот что пишет Рамбам (Законы раскаяния 8): «Сказанное Мудрецами: “…праведники восседают” — это аллегория. Имеется в виду, что они существуют там без труда и усилий».

Сущность субботы — сидение и покой. «Сидите каждый на своем месте» (Шмот 16:29). «Шесть дней работай и делай всякую работу свою» — но разве возможно человеку сделать всю работу в шесть дней?! Но покойся, как будто вся твоя работа уже сделана» (Мехильта, Шмот 20:9). Мы также находим, что святые праведники, приняв субботу, переходили в категорию сидящих: «Сказал Рав: Таков был обычай раби Йеуды сына раби Илая: в канун субботы приносили ему таз, полный горячей воды, он омывал лицо, руки и ноги, закутывался в талит с кистями, и был подобен ангелу Господа Воинств» (Шабат 25). «…и сидит, степенно и серьезно, ожидая принятия субботы» (Рамбам).

Здесь мы должны понять: мы ведь все еще находимся в мире служения, и суббота является заповедью; как же возможно, чтобы суббота для нас относилась уже к категории получения награды? В чем сущность этого дара, противоположного всей сути человека и его цели в этом мире?

Попытаемся осознать, насколько это возможно, тайну благого дара, которым Всевышний одарил нас, дав нам в наследие этот святой день.

Суббота и дополнительная душа — ответвление Грядущего мира

«Знай, что абсолютно невозможно, чтобы человек удостоился пребывания в Грядущем мире без того, чтобы достичь его ответвления, находящиеся в материальном мире. И потому, если не достигнут люди этой категории души (дополнительной души, приходящей в субботу), они не смогут находиться на высокой ступени. Потому и сказано: “сделать день субботний”, другими словами, посредством него сделаете себе субботу, сможете стоять там и получать духовное наслаждение в высших мирах» (Орах Хаим).

Суббота есть возможность достижения Грядущего мира. Она соприкасается с двумя мирами и соединяет их: мир материальности — «сегодня исполнять их», и Грядущий мир — «завтра получать за них награду». Потому человеку дается «дополнительная душа», эманированная из того высшего мира, и потому дается отдых и наслаждение в субботу, чтобы он присоединился к этому возвышенной ступени, будучи еще в материальном мире. У двух этих категорий, субботы во времени и дополнительной души в человеке, есть общая сущность, и потому эта дополнительная душа «называется субботой» (Зоар).

Объясним суть сказанного. Грядущий мир — это не внешняя награда, которая дается человеку за его работу. Грядущий мир есть внутренний, духовно-сущностный мир человека. «Ибо идет человек в свой мир» (Коэлет 12:5). Тот же самый мир, что человек построил своим служением, превращается в Грядущем в воздаяние. Так объясняет раби Хаим из Воложина слова Мишны: «У каждого сына Израиля есть доля к Грядущему миру». И не сказано: «в Грядущем мире», потому что «в Грядущем мире» означало бы, что там есть некая предуготовленная награда сама по себе, и ее выдают тому, кто удостоится. Но сказано: «к Грядущему миру», а это означает, что человек создает сейчас Грядущий мир своим исполнением заповедей, и он — дело рук самого человека. Ибо заповедь есть сама награда, и свет от нее — в саду Эдема еще при жизни человека. А в Грядущем мире это будет его наградой». Грядущий мир есть совершенное «сущее»: «Дать в наследие любящим Его — сущее (יש), и закрома их Я наполню». Это 310 (י"ש) миров, которые Всевышний дает в наследие каждому праведнику (Мишна Теарот, в конце). Внутренняя реальность человека и есть его сущее.

Необходимо, таким образом, чтобы имело место «достижение ответвление» от реальности Грядущего мира уже здесь, в этом мире, чтобы человек своей внутренней сущностью мог присоединиться к этой высшей реальности духовного наслаждения и черпать из нее жизненную силу. Это нужно для того, чтобы он «достиг причин для высшего мира», вся суть которого — духовные наслаждения, связанные с приобщением к Всевышнему и постижением Его. Поразмыслите над всем этим хорошенько!

Необходимо рассмотреть вещи еще глубже

Согласно нашему определению, в мире служения и в мире воздаяния речь идет об одной и той же сущности в разных аспектах. Ведь изнутри материального мира человек строит свой Грядущий мир. А раз так, то это общее содержание и сущность должны в чем-то выражаться.

И действительно, так и есть: «У мудрецов Торы нет покоя ни в этом мире, ни в Грядущем мире, как сказано (Псалмы 84): “Идут они от силы к силе, явится он пред Богом в Сионе” (Брахот 64). Даже в том мире, где “сидят они с коронами на головах” в упокоении, нет им покоя. Их реальность — непрекращающееся возвышение: всякое возвышение приводит к дополнительному приобщению к Всевышнему, это приобщение приводит к еще большему совершенству, а оно в свое очередь приводит к возвышению и т.д.»

Словами раби Авраама, брата Гаона: «На первый взгляд, странно: в чем достоинство отсутствия покоя?! По-видимому, смысл таков: известно, что окончание каждой вещи называется “покоем”, и потому называется “суббота покоя”, ведь она — окончание шести будних дней. Поэтому и сказали, что нет у них покоя, то есть окончания, — ведь их наслаждению в саду Эдена нет конца, поскольку они готовы подняться на более высокую ступень» (Маалот аТора). Таким образом, отсутствие покоя и есть окончание, покой.

То же самое и в аспекте материального мира: «Свой мир увидишь ты при жизни, а в конце тебя ожидает жизнь в Грядущем мире» (Брахот 17). «Велик тот, кто наслаждается трудом рук своих, более чем богобоязненный. Толкование таково: тот, кто удостоился служить Творцу из любви и получает радость от своего служения. А богобоязненный — это тот, кто служит только из-за страха перед наказанием или из-за чего-то другого… “Счастлив ты” в этом мире, как сказали: “Свой мир увидишь ты при жизни”, и “хорошо тебе” — ожидает тебя в Грядущем мире… А о богобоязненном не написано “хорошо тебе”, поскольку нет у него в нашем мире никакого удовольствия» (Виленский Гаон, Шнот Элияу).

Для такого совершенного человека, наслаждающегося самим трудом, аспект Грядущего мира присутствует уже в этом мире. Здесь мы видим важный принцип: разделение между наградой — наслаждением и работой — служением имеет место потому, что человек относится к труду служения как к средству достижения покоя. Мудрец же, знающий, что нет ничего, кроме труда, видит в самом труде цель. Он получает наслаждение от труда своих рук, и счастлив уже в этом мире: «Таков путь Торы: хлеб с солью ешь, и даже воду пей, отмеряя, и на земле спи, и жизнью, полной страданий, живи — и трудись над Торой. Если ты делаешь так — счастлив ты, и хорошо тебе! Счастлив ты в этом мире, и хорошо тебе — в мире Грядущем!» (Авот 5:4).

Нужно призадуматься вот еще о чем. Как объяснил Рамхаль (Путь Творца ч.1 гл. 2-3, Даат Твунот 32), служение, совершенство и награда — суть одно. Ведь служение заключается в том, чтобы человек восполнял и совершенствовал себя, и тем самым он уподобляется, насколько возможно, Творцу. Этим он удостаивается приобщиться к Всевышнему, и само это приобщение есть наслаждение и награда. Такая реальность указывает на единство Творца. Но тем, что человек находит свое наслаждение-награду в самом труде и служении, он объединяет служение и награду здесь, в материальном мире: «…счастлив ты в этом мире, и хорошо тебе — в Грядущем мире». Во всяком подобном единстве есть вкус и удовольствие Грядущего мира, того мира, что объединяет категорию служения («нет у них покоя») и награды («сидят и наслаждаются») в одно совершенство, и в этом и заключается достоинство тех «мудрецов Торы, что называются субботой». Поймите все это как следует.

Такова форма реальности совершенного человека. «Он считается одним из сословия возвышенных, и его душа завязана в узел жизни еще при жизни, и весь мир мог бы быть создан ради него одного» (Рабейну Бехайе). «Когда ты будешь вести себя в соответствии с качеством скромности… и будешь бояться Всевышнего и греха, то упокоится на тебе дух Шехины, и сияние ее славы, и жизнь Грядушего мира» (Письмо Рамбана). Тогда будет покоиться — здесь, в этом мире, — дух Шехины, и сияние ее славы, и жизнь Грядушего мира.

«Свой мир увидишь ты при жизни, а в конце тебя ожидает жизнь в Грядущем мире».

Это относится к сказанному: «Шесть дней работай и делай всякую работу свою, а в седьмой день воздерживайся от работы». «Каждый из шести будних дней также включает субботу, поэтому следует относить к нему некую часть субботней святости. И потому вся неделя называется “Шабат”. И суббота включает будние дни, поскольку в субботу сотворен покой, а понятие покоя связано с его же отсутствием, как сказано, что у мудрецов Торы нет покоя в Грядущем мире, но они идут от силы к силе, от постижения к постижению, без конца и края. И это само по себе является причиной покоя и духовного наслаждения… Ибо награда за заповеди — подобна актам заповедей…» (Шней Лухот аБрит).

«Каждый из шести будних дней включает в себя субботу» — такова схема круговорота дней, о котором мы говорили выше. Такая реальность указывает на то, что в глубине их сути служение шести дней и покой субботы охвачены друг другом и проникают друг в друга. И подобно действиям человека в будни в труде работы, таковы действия в субботу, когда он удостаивается покоя: «На самом деле, и в приятности, которая есть у Израиля в субботу, имеется много ступеней. Каждый в соответствии с тем, чего удостаивается, ощущает покой и приятность в своем сердце в субботу, и об этом мы молимся: “…и дай нам в наследие Твою святую субботу”. Но, тем не менее, каждый еврей удостаивается приятности в субботу, и в этом заключается “благой дар, имя которой — суббота”. Об этом мы благодарим в субботнем кидуше, и таков смысл слов “день покоя и святости Ты дал Твоему народу” — в дар, чтобы был покой в святости посредством святости субботы» (При Цадик, Берешит).

***

Мы удостоились, насколько это для нас возможно, понять причину сопряжения шести дней работы и субботнего покоя во всех стихах Торы, где упоминается суббота. Поразмыслите над всем этим хорошенько.

Знать, что Я, Господь, освящаю вас

Теперь мы должны понять корень всего вопроса: способность субботы объединять мир служения с миром награды. Тем самым мы получим ответ на второй вопрос, который мы задали в начале главы: какое отношение «благой дар» имеет к святости: «знать, что Я, Господь, освящаю вас».

Основа достоинства субботы — качество святости

«Суть святости двояка: ее начало — служение, а конец — воздаяние, начало — старание, а конец — дар. То есть, она начинается с того, что человек освящает себя, а в конце его освящают свыше. Об этом сказали Мудрецы (Йома 39): “Человек освящает себя немного — его освящают много, снизу — освящают его сверху”» (Месилат йешарим 29).

Здесь заложен краеугольный камень всей темы: когда мы входим в категорию святости, мы находимся в бытии, соприкасающемся с двумя мирами: миром служения и миром награды. Суббота, хотя ее удостаиваются трудом на протяжении шести будних дней, в конце концов, есть дар, и такова же и святость: в конце своем она — дар. «Суть святости двояка», и «деяния субботы двояки». Двоякая реальность указывает на то, что она держится за оба мира.

Каждый, кто относит себя к реальности субботы, находится в двух мирах.

«Буду жить в Твоем шатре навеки» (Псалмы 61:5). Это мудрец Торы, который достиг совершенства в труде шести дней, и удостоился совершенства субботнего покоя — достоинства святости. Его реальность совершенна: «Счастлив ты в этом мире, и хорошо тебе в Грядущем мире» — «мудрец Торы подобен субботе» (Зоар).

«Мы учили: благой дар есть в Моей сокровищнице, а имя его — суббота».


Ишмаэля, старшего сына Авраама, Тора называет «диким человеком» («пэрэ адам»). Многие считают, что взаимоотношения между Ишмаэлем и Ицхаком, младшим сыном и наследником Авраама, наложили свой отпечаток и на все последующие отношения между евреями — потомками Ицхака — и ишмаэльтянами, то есть арабскими народами. Читать дальше