Темы: Сфирот, Реувен Куклин, Каббала
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУважаемый раввин, я часто слышу термин «сфирот». Я понимаю, что это понятие связано с каббалой, но у меня нет совершенно никакого представления, что оно значит. Не могли бы Вы его пояснить?
С уважением, Ривка
Уважаемая Ривка,
Понятие сфирот является одним из наиболее фундаментальных в Каббале. Несомненно, всё, что связано со сфирот — глубокие вещи, которые невозможно понять человеку, не достигшему уровня изучения Каббалы[1]. Поэтому в рамках письма нельзя дать сколько-нибудь глубокое представление о сфирот. Постараюсь привести лишь общие сведения о сфирот, которые помогут примерно представить, о чём идет речь.
Сфирот — это основные «каналы», качества, посредством которых Творец руководит миром. Существует 10 сфирот: Хохма (мудрость)[2], Бина (понимание), Даат (знание), Хэсэд (милосердее), Гвура (могущество), Тифэрет (великолепие), Нэцах (вечность), hод (красота), Йесод (основа), Малхут (царство).
Сфирот делятся на четыре основные группы. Каждая группа включает в себя три сфиры (1. Хохма, Бина, Даат; 2. Хэсэд, Гвура, Тифэрет; 3. Нэцах, hод, Йесод), и одна группа состоит только из одной сфиры — Малхут.
Если говорить образно, то в каждой из этих трёх групп есть сфира, которая стоит справа (со стороны Милосердия)[3], другая — слева (со стороны Суда), а третья — как бы средняя между ними (включает в себя две «крайние» сфирот):
Бина — Даат — Хохма
Хэсэд — Тифэрет — Гвура
Нэцах — Йесод — hод
Малхут
Ещё каббалисты делят сфирот на две основные группы: три первых и семь остальных.
Первая группа включает в себя три первых сфирот: Хохма, Бина и Даат. Она называется на языке каббалистов гар. Это слово — аббревиатура: гимель ришонот (три первых). Гар считаются как бы главными сфирот. Царь Шломо упоминает гар в книге Мишлей, говоря (3, 19): «Г-сподь мудростью (бэ-хохма — намекает на Хохма) основал землю, утвердил небо пониманием (би-твуна — намекает на Бина). Сознанием Его (бэ-даато — намекает на Даат) разверзлись бездны и облака каплют росою».
Вторая группа включает в себя семь «нижних» сфирот: Хэсэд, Гвура, Тифэрет, Нэцах, hод, Йесод. Эта группа сфирот называется на языке каббалистов зат, что означает: заин тахтонот — семь нижних.
Царь Давид намекает на зат, говоря (Диврэй а-Йамим 1, 29): «Твоё, Г-споди, величие (а-гдула — намекает на Хэсэд) и могущество (а-гвура — намекает на Гвура), и слава (вэ-а-тифэрет — намекает на Тифэрет), и вечность (вэ-а-нэцах — намекает на Нэцах), и красота (вэ-а-hод — намекает на hод), потому что всё, что в небесах и на земле, Твоё, Г-споди; Твоё царство (а-мамлаха — намекает на Малхут), и превознесен Ты над всеми».
Как сказано, посредством этих качеств и их сочетания Творец управляет миром. Каббалисты знают, что в точности означает каждая из этих сфирот. И это помогает им понять, как Творец управляет этим миром, а также как «привлечь различные влияния» — влияние различных качеств.
Как известно, в Торе Творец называется различными именами[4]. Каждое имя Творца «намекает» на одну из сфирот или на их сочетание.
Упоминая имена Творца в молитве, каббалисты обращаются к Творцу как к Проявляющему Себя в этих качествах. Однако обращаться с молитвой к самим сфирот — большой грех, поскольку молитва должна быть обращена только к Самому Творцу и ни к кому и ничему другому. Мудрецы делают вывод (Сифри)[5] на основании слов Моше (Даврим 4, 7): «…когда бы мы ни воззвали к Нему»— «именно к Нему необходимо взывать (молиться), а не к Его сфирот»[6].
С уважением, Реувен Куклин
[1] О том, кому позволено изучать Каббалу, а кому нет, см. «Кто может изучать Каббалу?».
[2] Перевод неточный. Нет возможности точно перевести эти понятия на русский язык.
[3] Правая сторона в Каббале связана с Милосердием, а левая — с Судом.
[4] Об именах Творца см. «Как зовут Б-га?».
[5] К сожалению, эта часть до нас не дошла, но она упоминается во многих священных книгах.
[6] Ещё об этом см. «Почему нельзя молиться ангелам?».
Сайт evrey.com
Что означает «счет 49 дней» и как это соотносится с нашим стремлением получить Тору?
Рав Натан Агрес
У субботнего дня нет пары?
Рабби Шнеур-Залман Бааль аТания,
из цикла «Тания»
Рав Хаим Суницкий
В трех главах предсказывается будущее нашего народа, в том числе наши наказания, если мы будем отходить от Торы
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Рабби Шнеур-Залман Бааль аТания,
из цикла «Тания»
Каким образом человек, читая повествования Торы, приобщается к высшей мудрости
Рабби Шнеур-Залман Бааль аТания,
из цикла «Тания»
О пребывании Шхины в мирах и в творениях
Рав Ефим Свирский
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Рабби Шнеур-Залман Бааль аТания,
из цикла «Тания»
Написано в книге «При эц хаим»
Рабби Шнеур-Залман Бааль аТания,
из цикла «Тания»
И [в заслугу за] помощь нуждающимся защитит его [милость Всевышнего] подобно латам и шлему
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Счет Омера»
Рав Овадья Климовский
Величественней прислуживание Торе, чем ее изучение?
Рав Эльяким Залкинд
Как такое возможно — еврею быть без союза с Б-гом?
Рав Меир Мучник
И если у него было более еврейское имя, почему Всевышний к нему обращается «Моше, Моше»?
Рав Нахум Шатхин
Почему Всевышний скрыл от Ифтаха закон о жертвоприношениях?
Рав Натан Агрес
Рав Овадья Климовский
Блудница или владелица постоялого двора?
Рав Овадья Климовский
О чём Яабец просил Того, Кому принадлежит мудрость?
Рав Реувен Куклин
Что означает слово бин?
Рав Бенцион Зильбер
Каким путем нас ведут?
Рав Яков Гельфман
Ведь это значит, что он осознавал опасность и знал, что изменение имени может помочь...
Рав Реувен Куклин
Это больше напоминает мусульманское имя…
Рав Овадья Климовский
Кто сделал больше, тот не сделал ничего?