Из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе», темы: Сфирот, Первосвященник, Недельная глава, Каббала, Тецаве, Одежда, Служба в Храме, Хаим Суницкий
Вопрос.
В этой главе мы узнаем о специальной одежде, сделанной для обычного коэна и для Коэн Гадоля (Первосвященника). В целом описаны восемь одежд. Каково значение этих типов одежды и почему важны эти детали.
Ответ.
Как мы упоминали в предыдущем главе, детали, описанные в этих недельных главах чрезвычайно важны[1]. Точная одежда коэнов была разработана очень тщательно согласно повелению Всевышнего и если бы какие-нибудь наименьшие детали не были сохранены, то эта одежда не могла бы использоваться, чтобы выполнить нужные духовные исправления в Храме. Мы только опишем кратко некоторые общие идеи.
Обычный коэн имел четыре одежды: головное покрытие (тюрбан), пояс, покрытие тела (туник) и штаны. Они называются четырьмя белыми одеждами[2]. Первосвященник носил четыре дополнительных одежды, называемые: четыре золотые одежды. Они включали золотую пластину на его голове (Циц), большое платье (меиль) нагрудную пластинку (Хошен Мишпат) с драгоценными камнями и именами племен[3], выгравированных на них, длинной одеждой, похожей на передник, но надеваемый сзади, и покрывающий в основном ноги (Эфод). Как можно видеть, в некотором смысле, есть корреспонденция между каждой золотыми и белыми одеждами.
Белая Одежда |
Золотая Одежда |
Часть тела, которую эта одежда покрывала |
Тюрбан |
Циц |
голова |
Пояс |
Меиль |
тело |
Туник |
Хошен Мишпат |
тело |
Штаны |
Эфод |
ноги |
Действительно Зоар (3:227a) объясняет это соответствие далее. Четыре белые одежды соответствуют четырем буквам Главного Б-жественного Имени — Й-h-В-h[4], в то время как четыре золотых одежды соответствуют четырем буквам из имени А-Д-Н-Й — Имени, которое мы упоминаем в наших просьбах и молитвах вместо Главного Имени. Известно, что четыре буквы каждого Имени соответствуют друг другу и четырем Парцуфам (собраниям Сфирот, которые используются в Управлении Всевышнего[5]).
Талмуд (Арахим 16а) говорит, что эти восемь одежд приносили нашему народу искупление. Каждая одежда искупала специфический грех. Туника, искупала кровопролитие[6]. Штаны, искупали грех запрещенных отношений[7]. Тюрбан приносил искупление от греха гордости. Пояс, искупал неприличные и греховные мысли. «Нагрудник Суждения» (Хошен Мишпат) искупал несправедливый суд. Эфод, искупал идолопоклонство. Меиль, искупал грех дурной речи (лошон ара)[8]. Пластинка для лба (Циц) искупала дерзость и наглость.
ШЛ»А[9] полагается на это место в Талмуде и объясняет соответствие этих восьми одежд следующим образом:
Четыре белые одежды и Сфирот Управления:
Одежды |
Буква в Имени Творца |
Соответствующий Парцуф |
Искупала: |
Тюрбан |
Йод |
Хохма — Мудрость |
гордость |
Пояс |
hэй |
Бина — Понимание |
плохие мысли |
Туника |
Вав |
З"А — Сфирот от Хесед до Йесод |
кровопролитие |
Штаны |
hэй |
Малхут |
прелюбодеяние |
Четыре золотые одежды и Сфирот Управления[10]:
Циц |
Алеф |
Хохма — Мудрость |
дерзость |
Меиль |
Далет |
Бина — Понимание |
сплетни |
Хошен Мишпат |
Нун |
З"А — Сфирот от Хесед до Йесод |
несправедливый суд |
Эфод |
Йод |
Малхут |
идолопоклонство |
Для тех то, кто разбирается в Кабале, эти соответствия будет легче понять. Мы не будем останавливаться на многих деталях в нашем комментарии, но в главе Пекуде мы подробнее обсудим соотношение между Хошен Мишпат и Эфодом. И мы ждем дня, когда служение в Храме будет возобновлено, и наша нация снова будет получать Духовный Поток Благ от Творца.
[1] Действительно это — общий закон: когда коэн не носит соответствующую одежду, его служение не засчитывалось, и он разрушал в духовных мирах вместо исправления. Поэтому, если он сделал это нарочно, он получал наказание смерти от рук Небес (см. Талмуд, Зевахим 17б; Рамбам, Келей Амикдаш 10:4; см. также Раши, Шемот 28:25).
[2] Отметьте, что на Йом Кипур, когда Первосвященник выполнил самую важную службу в Святой Святых, он носил только четыре белых одежды. Есть общий спор в Талмуде, если обычный коэн носил цветной пояс, как Первосвященник в течение года, или его пояс был белый, как у Первосвященника в Йом Кипур (см. Талмуд, Йома 12). Есть также спор, если головной убор Первосвященника был такой же, как и у обычного коэна или немного отличался
[3] См. наш комментарий к главе Пекуде.
[4] См. наши слова к главе Ваэра.
[5] Было бы трудно объяснить эту систему тем, кто не разберется в Кабале. Мы только упомянем, что Хохма и Бина каждый соответствует одному парцуфу — «Отцу» и «Матери». По правде говоря, от мудрости беременеет понимание — то есть понимание прибывает от обдумывания и анализа информации, полученной через мудрость. Сфирот от Хесед до Йесод формируют отдельную группу по имени Зер Анпин (З"А). Через него происходит главной Б-жественной Управление вселенной. Малхут формирует парцуф по имени «Нуква» — женское начало. Дело в том, что Малхут — корень нашей нации и показывает нашу готовность получить Божественный Поток. Мы, таким образом, сравниваемся с «женой» Всевышнего. Эти четыре Парцуфа соответствуют четырем буквам Имени Творца т еще многим другим «четверкам», см. наши слова к главам Ваера, Цав и Шмини.
[6] Очевидно, грех самого убийцы не искупается одеждой коэна. Однако наша нация в целом также нуждается в коллективном искуплении, если кто-то был убит в нашей среде. Это искупление достигалось через Первосвященника, носящего тунику (Раши, Арахим 16а).
[7] Искупление было для нашей нации, видеть предыдущее примечание.
[8] Если эта речь не имела никаких дурных эффектов. Однако, если злословие достигло результатов, то грешник наказывался проказой (Талмуд, Арахим 16а, см. наши слова к главе Тазрия).
[9] В Тора Ор к этой главе.
[10] Имя А-Д-Н-Й связано с готовностью к получению духовного потока благ от Творца. Поэтому корень этого Имени происходит от слова «Адон» Владыка. Главное Имя Всевышнего имеет отношение к Нему Непосредственно, в то время как А-Д-Н-Й — является нашим принятием Его. Точное соответствие этих двух Имен — корреспонденция между каналами, используемыми для «давания» и для «получения».
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»