Из цикла «Сотворение мира и наука», темы: Берешит, Сотворение мира, Тора и наука, Теория Дарвина, Натан Авиэзер, Животные
20. И сказал Бог: да произведет вода живые существа; и крылатые да полетят над землею, по тверди небесной. 21. И сотворил Бог большие существа морские и всяких животных ползающих, которые живут в воде, по роду их, и всякую живность крылатую по роду ее. И у видел Бог, что это хорошо. 22. И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле. 23. И был вечер, и было утро: день пятый.
24. И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так. 25. И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо.
Пятый и начало шестого дня сотворения мира посвящены появлению животных (Книга Бытия, 1: 20-25). При чтении библейского текста возникают следующие вопросы:
1. Мы читаем, что первыми появились «большие существа морские» (на иврите: танниним) (1: 21).1 На самом же деле хорошо известно, что первыми живыми существами были крошечные морские организмы, и только гораздо позже появились крупные морские животные. К тому же, эти «большие существа морские» нигде больше не упоминаются в библейском тексте. Что же могут означать эти загадочные создания?
2. Мы читаем божественное речение: «да произведет вода всяких животных ползающих» (1: 20). Между тем, хорошо известно, что животная жизнь развивалась чрезвычайно медленно. Сама идея, что в воде вдруг появилось большое количество всяческих морских животных, звучит как миф.
3. Почему создание животных происходит не в один, а в два отдельных дня творения? Почему одни животные (морские и крылатые) появляются на пятый день (1: 20-23), тогда как другие (живущие на суше) только на шестой (1: 24—25)? Странно, что весь животный мир не был создан в один день.
4. Появление «всякой живности крылатой» связано с пятым днем творения. Известно, однако, что птицы появились примерно в одно время с млекопитающими. Почему же тогда создание «крылатых» не относится к шестому дню, вместе с млекопитающими?
А теперь мы покажем, что новейшие палеонтологические данные дают библейскому тексту объяснение, вполне соответствующее требованиям современной науки.
В девятнадцатом веке геологи разделили историю Земли на эры в соответствии с формами жизни, господствовавшими в каждую эру. Древнейшие известные нам ископаемые живые организмы появляются в так называемой Палеозойской эре (палео по-гречески означает «древний» и зоа — «жизнь»). Палеозойская эра подразделяется на периоды (см. Приложение); к самом раннему из них, Кембрийскому, и принято было относить появление живых организмов.
В отличие от распространенной точки зрения, палеонтологические находки Кембрийского периода не носят никаких признаков постепенной эволюции животной жизни. Как раз наоборот. К удивлению палеонтологов, окаменелости Кембрийского периода указывают на внезапное изобилие разнообразных живых существ. Этот поразительный факт неизменно подчеркивается во всех научных работах на тему Кембрийского периода. Приведем для иллюстрации несколько цитат.
Самый, пожалуй, удивительный аспект кембрийской фауны заключается в том, что за столь краткий отрезок времени появилось такое многообразие разновидностей животных, коренным образом отличающихся друг от друга… Новые типы и классы животных появлялись в Кембрийский период со скоростью, какой с тех пор земля не видала.2
Кембрийский период сопровождался подлинным взрывом многоклеточных форм жизни… взрывом, который и возвестил его начало.3
В позднем до-Кембрии гипотетический наблюдатель пришел бы к выводу, что шансы у жизни на Земле невелики. Однако в Кембрийский период за относительно короткий отрезок времени… первоначальные виды форм жизни уступили место целой серии ослепительных вспышек… Палеонтологов поражает быстрота, с какой развивалось столь обширное многообразие организмов (десять, а то и больше типов беспозвоночных).4
В Кембрийский период произошел грандиозный взрыв жизни. Начало Кембрия отмечено появлением огромного числа крупных групп животных… Внезапное появление окаменелостей животных в нижних [самых ранних] кембрийских слоях и отсутствие их в докембрийских означают, что на границе между этими двумя периодами пролегает важнейший водораздел геологического времени Земли.5
Ученые давно — и без особого успеха — пытаются понять причины этого «взрыва форм жизни», с его «внезапным появлением» и «ослепительными вспышками» столь многообразных типов животных в один и тот же отрезок времени—в начале Кембрийского периода. Палеонтологи, правда, «продолжают поиски “пусковых механизмов”»,6 однако все признают, что «вопрос о том, как именно возникли животные формы, остается нерешенным».7
Помимо проблемы необъяснимого Кембрийского взрыва животных форм, палеонтологов заботит еще один вопрос: где же были те первичные формы, из которых вышли все эти многочисленные, многообразные и высокоразвитые [кембрийские] морские животные?8 Новейшие изыскания в этой области преподнесли палеонтологам еще целый ряд сюрпризов.
Окаменелости вымерших животных состоят, как правило, из костей или раковин — или оставляют отпечатки на камнях. Мягкотелые морские создания редко оставляют столь ощутимые следы своего присутствия. Тем не менее, в последнее время усовершенствованные технические методы позволили палеонтологам обнаружить очень древние окаменелости, которые раньше увидеть было невозможно. Так, за последние несколько лет были открыты мягкотелые морские существа, предшествовавшие самым ранним кембрийским животным, причем следы «докембрийской фауны были найдены и подробно описаны» во многих местах по всей планете.9 Исследования показали, что эта фауна представляет собой «удивительную и разнообразную группу мягкотелых водных животных, первых известных нам живых существ».10 Этих древнейших животных относят к Эдиакарской фауне, по названию Эдиакарских холмов в Австралии, где были найдены первые ее образцы.
Данные раскопок показывают, что Эдиакарская фауна была чрезвычайно богата. Обилие ее прямо-таки изумило палеонтологов. «Изобилие и широкая распространенность Эдиакарской фауны представляют собой подлинную загадку».11
Удивительнее всего оказались размеры Эдиакарских животных, ибо среди них имелись существа, которые «по Кембрийским меркам были просто гигантами».12 Вопреки ожиданиям оказалось, что это «вовсе не те почти микроскопические формы, какие, по предположениям многих палеонтологов, должны были бы находиться у корней древа жизни».13
Еще одна характерная черта Эдиакарских животных заключалась в их чрезвычайно странном внешнем виде. Эти диковинные существа не обладали ни малейшим сходством с теперешними животными. Прародителей животного мира наших дней следует искать скорее в последующих, Кембрийских формах жизни. «Современные животные являются прямыми потомками тех, что появились впервые во время Кембрийского взрыва.»14
Что же произошло с этой удивительной Эдиакарской фауной? Раскопки показывают, что она вымерла вскоре после своего возникновения. Начало Кембрийского периода «возвестило исчезновение Эдиакарской фауны».15
В общем и целом, Эдиакарская фауна так и остается загадкой. Эти первые животные внезапно возникли, быстро и в больших количествах распространились по всему свету, а затем внезапно исчезли. Большинство из них были столь необычаны по форме, что они никак не могут считаться предками современного животного мира; начало его принято относить к более позднему, Кембрийскому периоду. Многие биологи склонны вообще сбрасывать Эдиакарскую фауну со счета как аномалию в общей биологической схеме, называя ее, «с высоты своих теперешних познаний», кратковременным экспериментом.16
Весь животный мир разделен на двадцать с лишним филюмов; каждый филюм подразделяется на классы. Млекопитающие, птицы и пресмыкающиеся — это три различных класса, принадлежащих к одному филюму (включающему в себя также рыб); класс насекомьк относится к другому филюму (включающему в себя также пауков).
Самый многочисленный класс во всем животном мире — это насекомые, составляющие примерно половину всех существующих видов. Впервые насекомые появились в середине Палеозойской эры. Уникальной их особенностью была их способность летать. Очень долгое время насекомые были, по сути дела, единственными летающими созданиями. Во второй половине Палеозойской эры «насекомые царили в воздухе, не тревожимые никакими иными крылатыми существами — ни пресмыкающимися, ни птицами, ни млекопитающими».17 Некоторые древние насекомые достигали огромных размеров. Так, «была найдена окаменелость первобытной стрекозы, размах крыльев которой достигал почти 80 сантиметров».18 Палеозойское небо кишело гигантскими насекомыми, летавшими в поисках пищи. Насекомые были так важны, что это время называют Веком Насекомых.
Животные, обитающие на суше, чрезвычайно сильно отличаются друг от друга по размерам. Особое значение имеют крупные животные — млекопитающие, пресмыкающиеся и птицы. В Мезозойской эре (см. Приложение) огромные рептилии (динозавры) настолько доминировали, что ее часто называют Веком Пресмыкающихся. А в нашей, Кайнозойской, эре доминируют млекопитающие, почему она и называется Веком Млекопитающих.
Самое поразительное различие между классом насекомых и классами крупных наземных животных заключается в грандиозной несоразмерности количества видов в каждом классе. Биологи определили около 4000 видов млекопитающих, 9000 видов птиц и 6000 видов рептилий. А различных видов насекомых в настоящее время известен почти миллион!
Необходимо подчеркнуть, что насекомые не развивались постепенно. Палеонтологические данные показывают, что «первые насекомые множились и обретали различные формы… в процессе взрыва популяции невиданных размеров».19 И в этом случае данные современных раскопок противоречат концепции «постепенной эволюции видов».
Описав некоторые из важнейших событий в истории развития животного мира, мы имеем теперь возможность произвести сравнение между библейским текстом и современными научными взглядами. Обратимся к вопросам, которые были поставлены в начале данной главы.
1. Палеонтологическая летопись показывает, что первыми появились на удивление крупные водные создания («гигантские по Кембрийским меркам»20), получившие название Эдиакарской фауны. Библейское упоминание о «больших существах морских» (1: 21) может, следовательно, быть истолковано как относящееся к Эдиакарской фауне.
Эдиакарская фауна появилась «в изобилии и широко распространилась».21 Однако это были чрезвычайно странные существа, и не они являлись предками современного животного мира. Кроме того, по неизвестной причине эти существа очень скоро исчезли, и поэтому о них говорят иногда, что это был «кратковременный эксперимент».22
Все эти особенности Эдиакарской фауны вполне совместимы с упомянутыми в Библии «большими существами морскими» («танниним» на иврите). Раз возникнув, эти «большие существа морские» не упоминаются больше в Библии нигде. Раши, знаменитейший из еврейских комментаторов Библии, указывает, что «большие существа морские» были уничтожены вскоре после своего возникновения.
2. Еще поразительнее соответствие, существующее между научными данными и остальной частью данной строфы, (1: 21) «воды кишели животными», на втором этапе развития животного мира. Это может быть истолковано, как указание на те драматические события, которые произошли в начале Кембрийского периода, сразу после Докембрийской Эдиакарской фауны. Все научные работы по морской фауне Кембрийского периода подчеркивают поразительный «взрыв жизненных форм»,23 который характеризовался «внезапным появлением»24 и «ослепительными вспышками»25 многообразных «новых типов и классов морских животныхсо скоростью, какой с тех пор не знала Земля».26
Ученые не могут объяснить внезапное появление такого множества различных видов морской фауны, положившей начало современному животному миру, и «продолжают искать “пусковой механизм”»27 этого процесса. В отличие от ученых, Книга Бытия, 1: 20, объясняет пусковой механизм: «И сказал Бог: да произведет вода…»
Третьим шагом на пути развития животного мира, как об этом сказано в Бытии, 1: 21, было «возникновение всех крылатых». Комментатор Библии Радак подчеркивает, что слова «всякая птица пернатая» относятся ко всем крылатым существам, включая насекомых (почти все насекомые обладают крыльями), а не только к птицам.28 Это библейское упоминание крылатых существ вполне соответствует научным данным, показывающим, что появление насекомых явилось радикальным этапом в развитии животного мира. Насекомые не только первыми начали летать, они были среди первых и самых ранних живых существ, которые обжили сушу. Благодаря им произошли экологические изменения, проложившие путь всем последующим обитателям суши. Неудивительно поэтому, что в библейском рассказе о создании животного мира упоминаются и эти чрезвычайно важные существа.
3. Развитие животного мира происходило в две стадии. Первая стадия завершилась с окончанием Палеозойской эры и включала в себя появление морских животных и насекомых. Эта стадия ознаменовалась двумя драматическими взрывами популяции — сперва, внезапно и в огромных количествах, появилась морская фауна, а затем, точно так же, насекомые. Вторая стадия развития животных наступила после Палеозойской эры, и на этой стадии совершилось заселение суши крупными видами животных. Преобладали среди них гигантские пресмыкающиеся и млекопитающие. На второй стадии взрывов популяции не было. Принимая во внимание фундаментальные различия доминирующих форм жизни на этих двух стадиях, ученые рассматривают их как две различные эры.
Подобно тому, как наука делит историю развития животного мира на две четко разграниченных стадии, разделен на две разграниченных стадии и библейский рассказ, и каждая из стадий связана с другим днем творения. Библейские две стадии развития животного мира составляют, как будет показано ниже, точную параллель двум стадиям, отраженным в палеонтологической летописи.
В пятый день творения — на первой стадии — упоминаются те животные, которые появились до конца Палеозойской эры (морские животные и насекомые). Бог, говорит Книга Бытия, благословил животных появившихся в пятый день творения, повелевая им «плодиться и размножаться» (1: 22), дабы морские животные «наполняли воды в морях», а летающие существа «размножались на земле». Исполнение божественной воли находит отражение в палеонтологической летописи. Все научные описания данных раскопок неизменно, и часто с изумлением, отмечают невероятное богатство первобытной морской фауны («Кембрийский взрыв животныx форм»29) и насекомых («взрыв популяции невиданных масштабов»30). Несмотря на то, что ей предстояло вскоре исчезнуть, Эдиакарская фауна быстро расселилась по всей планете («обилие и широта распространения»31).
В шестом дне творения — на второй стадии — упоминаются те животные, которые появились после Палеозойской эры (млекопитающие и другие обитатели суши). Этим животным не было дано от Бога особое повеление «умножаться». Соответственно, среди этих животныхне бьыо никаких взрывов популяции. Сравните: почти миллион различных видов насекомых (пятый день творения) — и всего четыре тысячи видов млекопитающих (шестой день). И еще: во время Кембрийского взрыва популяции появились внезапно десять различных типов морских животных (пятый день), тогда как все крупные обитатели суши (шестой день) принадлежат к одному-единственному типу.
4. Приведенная выше аргументация позволяет дать объяснение библейскому рассказу о создании крылатых. Если бы это выражение «всякая птица» (1: 21) относилось только к птицам, настоящее место этим словам было бы в рассказе о шестом дне творения. Птицы, как известно, появились примерно в одно время с млекопитающими, после Палеозойской эры. Значит, обе эти группы млекопитающих принадлежат ко второй стадии развития животного мира, которая связывается с шестым днем творения.
Выражение «всякая птица» относится, однако, также и к насекомым. Насекомые появились еще до конца Палеозойской эры и, следовательно, относятся к первой стадии развития животного мира. Поэтому-то обобщенное выражение «всякая птица» и появляется в рассказе о пятом дне творения.
1. Этимология ивритского слова «танниним» не вполне ясна. Вслед за комментатором Библии Раши (см. его комментарии к стиху 1: 21), традиционно переводят это как «морские создания». Такой перевод подсказывается также сравнением между стихами 1: 20 и 1: 21. Для более подробной информации на эту тему, см. Rabbi Е. Munk, The Seven Days of the Beginning (Jerusalem: Feldheim, 1974), стр. 77—79. В своей книге рабби Мунк дает исчерпывающий анализ библейской этимологии, относящейся к первой главе Книги Бытия.
2. M.A.S. McMenamin, Scientific American, т. 256, апрель 1987, стр. 90.
3. F.H. Shu, The Physical Universe (Mill Valley, Calif.: University Science Books, 1982), стр. 503, 545.
4. D.G. Smith, chief ed.. The Cambridge Encyclopedia of Earth Sciences (Cambridge University Press, 1981), стр. 370-371.
5. McMenain, стр. 84.
6. Smith, стр. 371.
7. P. Cloud, Scientific American, т. 249, сентябрь 1983,стр. 143.
8. McMenamin, стр. 84.
9. Smith, стр. 370.
10. Cloud, стр. 135.
11. Smith, стр. 371.
12. McMenamin, стр. 91.
13. Cloud, стр. 144.
14. McMenamin, стр. 92.
15. Там же, стр. 84.
16. Там же.
17. Р. Farb, The Insects (New York: Time Books, 1972), стр. 18.
18. Там же, стр. 12.
19. Там же, стр. 17.
20. McMenamin, стр. 91.
21. Smith, стр. 371.
22. McMenamin, стр. 84.
23. Shu, стр. 503.
24. McMenamin, стр. 84.
25. Smith, стр. 370/
26. McMenamin, стр. 90.
27. Smith, стр. 371.
28. Радак дает этот комментарий к тем же словам в стихе 7: 14. Подобные утверждения относительно этих слов в стихе 7: 14 имеются также у Раши и других комментаторов, однако Радак выражается более недвусмысленно. Этот важный момент отмечен в: Е. Munk, The Seven Days of the Beginning (Jerusalem: Feldheim, 1974), стр. 79.
29. Shu, стр. 503.
30. Farb, стр. 17.
31. Smith, стр. 371.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.