Из цикла «Книга нашего наследия», темы: Элиягу Ки-Тов, Моше, Народы мира, Дарование Торы, Чудеса, Месяц Сиван, Синай, 10 Заповедей, Ангелы
Рабби Шимон бен Лакиш говорил: «Почему Всевышний сказал: “И был вечер, и было утро: день шестой?” Почему перед словом “шестой” (в отличие от аналогичных утверждений, относящихся к другим дням) стоит определенный артикль? Потому, что в этот день Всевышний поставил условие всем сотворенным Им существам: “Если Израиль согласится принять Тору, вы будете существовать. Если нет — Я возвращаю вас в небытие”».
В Торе сказано: «Г-сподь от Синая пришел и воссиял им от Сеира» (Дварим, 33, 2). Это значит, что когда Всевышний решил даровать Израилю Тору, Он открылся не только Израилю. Вначале Он открылся потомкам Эсава (он же Сеир), и спросил их: «Готовы ли вы принять Мою Тору?» Те спросили: «Что в ней сказано?» Всевышний ответил: «Не убивай». Потомки Эсава ответили: «Властелин мира! Вся сущность нашего праотца (Эсава) — убийство. Недаром в Торе сказано: “Руки — руки Эсава” (Берешит, 27, 22). Единственное обещание, данное нашему праотцу: “И мечом своим будешь жить” (Берешит, 27, 40). Поэтому мы не можем принять Тору».
Затем Всевышний пришел к народам Аммона и Моава и спросил их: «Готовы ли вы принять Тору?» Те спросили: «Что в ней сказано?» Всевышний ответил: «Не прелюбодействуй». Аммон и Моав ответили: «Властелин мира! Самое наше существование имеет своим источником прелюбодеяние, как сказано: “И зачали обе дочери Лота от отца своего” (Берешит, 19, 36). Поэтому мы не можем принять Тору».
Затем Всевышний пришел к потомкам Ишмаэля и спросил их: «Готовы ли вы принять Тору?» Те спросили: «Что в ней сказано?» Всевышний ответил: «Не укради». Потомки Ишмаэля ответили: «Властелин мира! Самое наше существование основано на воровстве и грабеже, как сказано: “И будет он (Ишмаэль) дикарь-человек; рука его на всех, и рука всех на нем” (Берешит, 16, 12). Поэтому мы не можем принять Тору».
Нет ни одного народа, которому Всевышний не предлагал бы Тору, но все они от нее отказались. Лишь после этого Он предложил ее Израилю, и тот ответил: «Все, что говорил Г-сподь, сделаем и будем послушны» (Шмот, 24, 7). Об этом и рассказывают слова Торы: «Г-сподь от Синая пришел и воссиял им из Сеира, явился от горы Паран и пришел из среды десятков тысяч святых, от правой руки Его пламя закона для них».
В Книге Псалмов сказано: «Из уст младенцев и грудных детей основал Ты силу» (Тегилим, 8, 3). А в Книге Притч сказано: «Сын мой, если ты поручился за ближнего твоего…» (Мишлей, 6, 1). Оба эти изречения относятся к евреям, которые в час Дарования Торы стали поручителями друг для друга. Вот как это произошло.
Когда Всевышний решил даровать Тору Израилю, Он сказал ему: «Дайте мне поручителей, которые гарантируют, что вы будете исполнять законы Торы». Израиль ответил: «Наши праотцы поручатся за нас». Всевышний сказал: «Об их поручительстве не может быть и речи — ведь они и так в долгу передо Мной». Так ответил бы кредитор человеку, который просит у него денег взаймы. Он сказал ему вначале: «Приведи поручителя, и я дам столько, сколько тебе нужно». Однако когда в качестве поручителя был предложен человек, который сам должен деньги этому кредитору, тот сказал: «Вместо поручителя ты привел мне должника, которому неплохо было бы сначала выполнить свои обязательства. Приведи мне поручителя, который не должен мне ничего, и тогда получишь деньги». Именно так и ответил Всевышний Израилю: «Вы предлагаете Мне в качестве поручителя праотцов, однако они в немалом долгу передо Мной. Представьте Мне поручителей, которые ничего Мне не должны». Израиль спросил: «Но кто может сказать про себя, что он ничего Тебе не должен?» Всевышний ответил: «Маленькие дети».
Тотчас же были приведены грудные дети и даже дети, еще находящиеся в утробе матери. Все они видели Всевышнего и говорили с Ним. Всевышний сказал им: «Готовы ли вы поручиться за своих отцов — что если Я дам им Тору, они будут исполнять ее законы? Ведь если не будут — Я взыщу за это с вас». Они ответили: «Мы готовы». Тогда Он сказал им: «Я — Г-сподь, Б-г ваш». Они ответили: «Это так». Он продолжил: «Да не будет у вас других богов». Они ответили: «Не будет». Всевышний сообщил им и все остальные заповеди, и они дали соответствующие ответы: где следует, положительные, где следует, отрицательные. Тогда Всевышний сказал детям: «Из уст ваших Я дарую Тору, как сказано: “Из уст младенцев и грудных детей основал Ты силу”. » Ведь слово «сила» — עוז, оз — всегда подразумевает Тору, как (например) сказано в Псалмах: «Г-сподь даст силу (עוז) народу своему» (Тегилим, 29, 11). Поэтому если (не про нас будет сказано) Израиль откажется от Торы, за это будут наказаны дети, как сказано у пророка Гошеа: «Уничтожен народ Мой из-за незнания… Забуду и Я сыновей твоих» (Гошеа, 4, 6). Что значит: «Забуду и Я?» Всевышний как бы сказал: «В таком случае и Я забуду, что ваши дети благословляли Меня».
Рабби Йегошуа бен Леви сказал: «Когда Моше поднялся на Небеса, ангелы обратились к Всевышнему и сказали: “Властелин мира! Что делает среди нас рожденный женщиной?” Всевышний ответил: “Он пришел получить Тору”. Они возразили: “Сокровище, которое Ты хранил на протяжение жизни 974 поколений перед тем, как сотворил мир, Ты намереваешься передать смертному?” Недаром сказано в Псалмах: “Г-споди! Г-сподин наш! Как величественно Имя Твое во всей земле! Ты, который дал славу Твою на Небесах… Кто тот человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты вспоминаешь о нем?” (Тегилим, 8, 2)». Тогда Всевышний обратился к Моше: «Дай им достойный ответ». Моше ответил: «Властелин мира! Я боюсь, что они сожгут меня своим дыханием». Всевышний сказал: «Ухватись за Мой Трон и ответь им». Тогда Моше сказал: «Властелин мира! В Торе, которую Ты даешь мне, написано: “Я — Г-сподь, Б-г твой, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства” (Шмот, 19, 2). Разве ангелы переселялись в Египет, и фараон порабощал их? Для чего им в таком случае Тора? Что еще написано в Торе? “Да не будет у тебя других богов”. Разве ангелы живут среди народов, предающихся идолопоклонству? Что еще там написано? “Не произноси Имени Г-спода, Б-га твоего, попусту”. Разве ангелы заключают сделки и произносят клятвы? “Помни день субботний, чтобы святить его”. Разве ангелы совершают работу и должны отдыхать от нее? “Чти отца своего и мать свою”. Разве есть у них отец или мать? Что еще написано в Торе? “Не убивай, не кради, не прелюбодействуй”. Разве знают они ревность, разве одолевает их злое начало?» Как только ангелы услышали эти слова, все они согласились со Всевышним, полюбили Моше и щедро его одарили, как сказано в Псалмах: «Ты (Моше) поднялся на Небеса, взял в плен (Тору), принял дары для людей» (Тегилим, 68, 19). Даже ангел смерти вручил Моше свой подарок — воскурения, которые спасали от эпидемий.
В книге Бейт га-Леви сказано, что спор между Моше и ангелами относился к Устной Торе. Это значит, что ангелы оспаривали право людей интерпретировать Тору и принимать решение в случае сомнения или колебания. Устная Тора была дана Израилю 6-го Сивана, ибо, как мы знаем, Всевышний согласился с Моше и Шхина спустилась на землю лишь назавтра, 7-го Сивана. Таким образом, уже 6-го Сивана Моше получил возможность принимать решения, интерпретирующие Тору.
В Торе сказано: «И расположились (сыны Израиля) станом в пустыне» (Шмот, 19, 2). Это произошло непосредственно перед Дарованием Торы. Таким образом, Откровение, Дарование Торы, произошло в пустыне, в месте, не имеющем хозяина. Если бы Всевышний даровал ее в Эрец Исраэль, народы мира могли бы заявить, что у них нет и не может быть доли в Торе. Поэтому Всевышний даровал Тору в пустыне, которая не принадлежит никому — чтобы каждый, кто захочет, пришел и получил ее.
Иными словами, Тора не была дарована в Эрец Исраэль, чтобы другие народы не могли объяснить свое нежелание принять ее тем обстоятельством, что она была дарована в стране, принадлежащей еврейскому народу.
Еще одно объяснение: чтобы Израиль не мог отказаться допустить к Торе другие народы.
И еще одно: чтобы не возбудить соперничество между коленами, составлявшими еврейский народ.
Но почему она была дарована именно в пустыне? Потому, что в пустыне людям недоступны все виды роскоши и излишеств, а Тора по-настоящему открыта только тем, кто отказывается от них.
Рав Симай учил: «Когда евреи произнесли “Сделаем и будем послушны” (сначала “сделаем”, а лишь затем “будем послушны”), раздался голос с Небес, произнесший: “Кто открыл моим сыновьям тайну, принадлежащую ангелам служения?” Ведь в Псалмах сказано: “Благословите Г-спода, ангелы Его, крепкие силой, исполняющие слово Его, повинующиеся голосу слова Его!” (Тегилим, 103, 20)». Здесь также исполнение предшествует повиновению (и в оригинале используются те же слова, что и в тексте Торы), однако это относится не к людям, а к ангелам!
В ту секунду, когда евреи произнесли сначала «сделаем», а лишь затем «будем послушны», с Небес спустились 600 тысяч ангелов (в соответствии с числом евреев) и надели на голову каждого еврея две короны — первая корона соответствовала обещанию «сделаем», а вторая — обещанию «будем послушны». После того, как евреи согрешили (в истории с золотым тельцом), с Небес спустились миллион двести тысяч ангелов и отняли у Израиля эти короны.
В Торе сказано: «И стали у подошвы горы» (Шмот, 19, 17). Рабби Авдими бар Хама сказал: «Из этих слов мы учим, что Всевышний занес над головой у евреев гору как крышку от котла и сказал им: “Если вы примете Тору, Я помилую вас, если нет — все вы погибнете здесь”».
(Естественно спросить: как могло это произойти уже после того, как евреи сказали «Сделаем и будем послушны»? Ведь произнеся эти слова, они уже не могли взять их обратно).
Рабби Ицхак сказал: «Израиль заслуживал того, чтобы Всевышний даровал ему Тору сразу же после Исхода из Египта. Однако Всевышний сказал: “Для моих сыновей еще не наступила пора настоящего величия. Только что они были порабощены и возились с глиной и кирпичами, поэтому они не могут получить Тору немедленно”. С чем можно это сравнить? С историей царя, сын которого выздоровел после тяжелой болезни. Выдающийся учитель сказал царю: “Теперь пусть он поступит в мою школу”. Но царь ответил: “Мой сын еще не полностью поправился и не может поступить в школу. Пусть он сначала проведет два или три месяца у меня, питаясь самой лучшей пищей, и поздоровеет. После этого он поступит в твою школу”».
Всевышний сказал: «Для моих сыновей еще не наступила пора величия. Они только что простились с рабским состоянием, с глиной и кирпичами — и Я сразу же дам им Тору? Пусть они проведут два-три месяца в иных условиях, питаясь маном и перепелами, утоляя жажду водой из колодца Мирьям. После этого Я дам им Тору».
Рабби Йегошуа бен Леви сказал: «Когда евреи вышли из Египта, у многих из них были физические изъяны, вызванные тяжелой работой. Ведь они возились с глиной и кирпичами, и время от времени со строящегося здания на них падал тяжелый камень, ломал руку или отрубал ногу. Всевышний сказал: “Неправильно было бы даровать Мою Тору людям с физическими изъянами”. Что Он сделал? Дал указание ангелам служения, они спустились на землю и излечили евреев».
В Торе сказано: «И весь народ видел громы и пламя» (Шмот, 20, 18). Значит, среди евреев не было ни одного слепого. И еще: «Тебе дано было видеть, чтобы ты знал» (Дварим, 4, 35). Значит, среди них не было ни одного душевнобольного. И еще: «И отвечал весь народ в один голос» (Шмот, 24, 3). Значит, среди них не было немых. И еще: «С неба дал Он тебе слышать глас Свой» (Дварим, 4, 36). Значит, среди них не было глухих. Из слов Торы: «Все вы стоите сегодня пред Г-сподом» (Дварим, 9, 1), мы заключаем, что среди евреев не было ни одного хромого (который не мог бы стоять). А откуда мы знаем, что никто из них не страдал от головной или зубной боли? Потому что в Псалмах сказано: «И не было несчастного среди колен их» (Тегилим, 105, 37).
Как мы уже упоминали, в Торе сказано: «И весь народ видел громы и пламя». Вообще говоря, видеть гром невозможно, однако у горы Синай евреи видели и громы, и пламя — громы столь же отчетливо, как пламя.
Существует мнение, что заповеди, произносимые Всевышним, одновременно высекались на облаке, так что евреи видели и читали их и не могли спутать одинаково произносимые различные слова — например, לא (ло, нет) и לו (ло, ему).
Ни одно поколение ни в прошлом, ни в будущем не было столь же достойно получить Тору, как поколение евреев, вышедших из Египта.
Почему Тора была дарована в Сиване, а не в другом месяце? С чем можно это сравнить? С историей царя, который выдавал замуж дочь. Один из вельмож сказал царю: «Царской дочери приличествует ехать на слоне, сидя в паланкине, украшенном знаками царского достоинства». Другой вельможа сказал: «Слон высок, но нет в нем ни блеска, ни красоты. Царская дочь должна ехать на лошади, чтобы все вельможи могли любоваться ее красотой». Один человек ответил им: «Слон высок, а лошадь красива, но у них нет рта, чтобы говорить, рук, чтобы хлопать в ладоши, ног, чтобы плясать. Царскую дочь следует нести на руках,
чтобы все могли увидеть, как она прекрасна». Именно поэтому Всевышний не даровал Тору ни в Нисане, ни в Ияре, ибо созвездие Нисана — Овен, а созвездие Ияра — Телец, и эти животные не могут радоваться и прославлять. Зато созвездие Сивана — Близнецы, то есть люди, у которых есть рот, чтобы говорить, руки, чтобы хлопать в ладоши, и ноги, чтобы плясать.
В третьем месяце года (Сиване) день намного длиннее ночи, поэтому евреи спали до второго солнечного часа. Тогда Моше начал их будить, говоря: «Уже пришел жених, чтобы повести невесту под хупу».
Эта история учит нас, что прилично и достойно учителю будить ученика для занятий Торой. А если он скажет: «Я уже стар и полон знаний, и это ниже моего достоинства», ему отвечают: «Неужели ты мудрее, чем Тот, кто даровал Тору Израилю?»
Первая из заповедей гласит: «Я — Г-сподь Б-г твой». Естественно спросить, почему Тора не начинается с изложения Десяти заповедей? В ответ приводят такую притчу. Некий человек пришел в некое государство и сказал тамошним жителям: «Отныне я буду вами править». Те ответили: «Что ты успел сделать для нас, ты, который намерен нами править?» Как поступил этот человек? Он построил стену вдоль границ государства, провел в его города воду, защитил его в войне. Когда после этого он вновь сказал: «Отныне я буду вами править», жители с энтузиазмом согласились. Так Всевышний вначале вывел Израиль из Египта, рассек для него море, послал ему ман, перепелов и колодец Мирьям, даровал ему победу в войне с Амалеком и лишь затем сказал: «Я буду править тобой!» И евреи с радостью согласились.
В Псалмах сказано: «Зачем скачете вы (от зависти), горы холмистые?» (Тегилим, 68, 17). Рабби Йоси гa-Гaлили сказал: «Когда Всевышний уже решил даровать Тору на горе Синай, другие горы сошли с места и заспорили друг с другом: каждая из них утверждала, что Тора должна быть дарована именно на ней. Гоpa Тавор и гора Кармель пришли в числе других, утверждая, что они призваны Всевышним. Но Он сказал им: “Зачем скачете вы, горы холмистые? Гору ту возжелал Б-r, чтобы обитать на ней”. Ведь на всех этих горах совершалось идолопоклонство, а на горе Синай — не совершалось».
Откуда взялась гора Синай? Рабби Йоси сказал: «Гора Мория была отделена от земли, как хала от теста, от того места, где Авраам намеревался принести в жертву Ицхака. Она и стала горой Синай. Ведь именно на том месте, где лежал связанным наш праотец Ицхак, его потомкам следовало получить Тору».
Когда Всевышний произнес: «Я — Г-сподь, Б-г твой…», горы разбушевались и холмы обрушились. Горы Тавор и Кармель сошлись и заспорили, кто из них призван Всевышним. Когда они услышали следующие слова: «…Который вывел тебя из земли Египетской», то сразу вернулись на свои места, понимая, что не подходят для Дарования Торы. Ведь гора Синай — самая низкая из гор, так же как Израиль — самый маленький из народов, в Моше — самый скромный из людей. Именно в том и заключается величие Торы, что она учит человека скромности.
Когда Всевышний решил даровать Тору Израилю, вместе с Ним спустились на землю 22 тысячи колесниц с ангелами, раздался голос шофара, сотрясший Вселенную, и весь мир затрепетал перед Создателем.
Когда Всевышний даровал Тору Израилю, Его голос звучал от края до края Вселенной, и все цари народов мира были охвачены страхом в своих дворцах и оттого запели песнь. Все они собрались у злодея Билама и спросили его: «Что за грозный шум мы слышим? Это новый потоп?» Билам ответил: «Всевышний некогда поклялся, что не пошлет в мир новый потоп». Они спросили: «Может быть, водяного потопа не будет, но будет потоп огненный?» Он ответил: «В сокровищнице Всевышнего есть величайшая драгоценность. Она была скрыта в течение 974 поколений до Сотворения мира. Он намерен отдать ее Своим сыновьям, как сказано: “Г-сподь даст силу народу Своему” (Тегилим, 29, 11)». И цари немедленно продолжили: «Г-сподь благословит народ Свой миром».
Рабби Авагу от имени рабби Йоханана сказал: «Когда Всевышний даровал Тору Израилю, весь мир застыл. Ни одна птица не решалась взлететь или зачирикать. Ни один бык не решался замычать, ни один ангел не летал и не произносил благословение, море не волновалось, люди не разговаривали. Весь мир молчал и внимал Голосу, произносившему: “Я — Г-сподь, Б-г твой”».
Произнесение первой заповеди сопровождалось громом и молниями. С обеих сторон вздымались огненные факелы, а с Небес могучий голос произносил: «Народ Мой, народ Мой, дом Израиля, Я — Г-сподь, Б-г твой».
Как только Всевышний произносил очередную заповедь, весь мир наполнялся благоуханием.
В Песне Песней сказано: «Уста его — сладость» (Тегилим, 5, 16). Рассказывают от имени рабби Йоханана: когда евреи услышали слова первой заповеди на горе Синай, их души отделились от тел, как сказано: «Душа моя ушла, когда он говорил» (Тегилим, 5, 6). Заповедь вернулась к Всевышнему и сказала: «Властелин мира! Ты живешь и существуешь, и Твоя Тора живет и существует, а меня Ты послал к мертвым! Все они мертвы!» Тотчас Всевышний «подсластил» им заповедь. Именно об этом сказано: «Голос Г-спода в силе» (Тегилим, 29, 4) — когда Он обращается к юношам, «Голос Г-спода величествен» — когда Он обращается к старикам. Рабби Леви сказал: «Если бы в Писании было сказано: “Голос Г-спода в мощи Его” — ничто в мире не могло бы устоять, однако сказано иначе: “Голос Г-спода в силе” — в силе, соответствующей возможностям каждого из нас. Юношам — по их силе, детям — по их силе, младенцам — по их силе, женщинам — по их силе».
Учил рабби Шимон бар Йохай: «Тора, которую Всевышний дал Израилю, вернула евреев к жизни. Она немедленно начала просить Всевышнего о милости для Израиля, сказав Ему: “Властелин мира! Разве можно помыслить о том, чтобы царь выдавал замуж дочь и при этом лишал жизни всех своих домочадцев? Весь мир радуется мне, а Твои сыновья мертвы!” В то же мгновение евреи вернулись к жизни, как сказано: “Тора Г-спода совершенна, она оживляет душу” (Тегилим, 19, 8)».
Другая интерпретация: слова «Уста его — сладость» относятся к царю, [сурово] обратившемуся к своему сыну, так что тот испугался и душа покинула его тело. Царь начал обнимать и целовать сына, ласкать его, говоря: «Что с тобой? Разве ты не мой единственный сын? Разве я не твой отец?» Когда Всевышний произнес «Я — Г-сподь, Б-г твой», души евреев расстались с их телами. Увидев, что они умерли, ангелы начали обнимать и целовать их, говоря: «Что с вами? Не бойтесь, ведь вы — сыновья Всевышнего». И Всевышний «подсластил» заповедь, сказав евреям: «Разве вы не Мои сыновья? Я — ваш Б-г, а вы — Мой народ, который Я горячо люблю». Он продолжал одаривать евреев ласками, пока жизнь не вернулась к ним.
Ангел принимал из рук Всевышнего каждую заповедь и обходил всех евреев без исключения, спрашивая у каждого из них: «Ты обязуешься исполнять ее? Она включает в себя такие-то законы, за нарушение которых полагаются такие-то наказания».
Согласно другой интерпретации, заповедь сама обходила весь еврейский народ.
[Заповедь о субботе сформулирована в книгах Шмот и Два-рим по-разному: в Шмот сказано: «Помни день субботний», а в Дварим — «Соблюдай день субботний». Однако] слова «помни» и «соблюдай» были произнесены Всевышним одновременно, совместно, как одно слово, так, как человеческие уста не в состоянии произнести, а человеческое ухо — услышать.
В Торе сказано: «И говорил Б-г все эти слова, сказав…» (Шмот, 20, 1) Это значит, что Всевышний произнес их все сразу, одновременно умерщвляя и оживляя, поражая и излечивая. Женщина во время родов, мореплаватель в открытом море, путешественник в пустыне, узник в тюрьме, безразлично, на востоке или на западе, — все они слышали эти слова одновременно.
В Торе сказано: «И говорил Б-г все эти слова, сказав…» Рабби Ицхак сказал: «Все то, что пророки должны были предсказать во всех поколениях, было возвещено у горы Синай. Ведь Моше сказал Израилю: “Не с вами одними заключаю я сегодня союз сей… Но и с теми, которые стоят ныне здесь с нами пред Г-спо-дом, Б-гом нашим, и с теми, которых здесь нет ныне”(Дварим, 29, 13). Здесь сказано: “Которых здесь нет ныне”, а не “Которые не стоят здесь ныне”. Речь идет о душах людей, которым только предстоит родиться, которых еще не существует, которые просто не могут стоять у горы Синай. Хотя в это время они еще не родились, все они получили свою часть Торы. Не только все пророки получили свои пророчества у горы Синай, но и мудрецы всех поколений, все без исключения, получили свои знания на Синае».
Рабби Йоханан сказал: «Слова Псалма: “Г-сподь изрекает слово — провозвестник великого воинства” (Тегилим, 68, 12), означают: каждая заповедь, произнесенная Всевышним, немедленно “умножалась”, переводимая на 70 языков». Рассказывают от имени рабби Ишмаэля: «Слова пророка Йирмеягу: “Слово Мое подобно огню, — сказал Г-сподь, — и подобно молоту оно разбивает скалу” (Йирмеягу, 23, 29), следует понимать так: так же как молот высекает множество искр, так каждая заповедь, произнесенная Всевышним, немедленно “умножалась”, переводимая на 70 языков».
Таком образом, заповеди сравниваются с молотом, а люди — с твердой скалой, которую он дробит.
В Торе сказано: «Эти слова произнес Г-сподь всему собранию вашему на горе из среды огня, облака и мрака, громким голосом и более не продолжал» (Дварим, 5, 19). Рабби Йоханан сказал: «Голос Всевышнего состоял из семи голосов, которые, в свою очередь, делились на семьдесят языков».
Наши мудрецы говорили: «Голос Всевышнего не сопровождался эхом. Когда один человек обращается к другому, его слова сопровождаются эхом. Голос Всевышнего эхом не сопровождался».
Как только раздался голос Всевышнего (произносившего первую заповедь), земля содрогнулась, моря и реки отступили, горы и холмы затрепетали, все деревья согнулись, мертвые в преисподней ожили и встали на ноги, а все те, кому суждено было родиться до самого конца времен, предстали перед горой Синай.
Даруя Тору на горе Синай, Всевышний совершил ради Израиля великие чудеса. Так, когда Он говорил, Его голос обходил весь мир. Евреи слышали его доносившимся с юга — и бросались к югу, чтобы его встретить. Однако он неожиданно возвращался к ним с севера, и евреи бросались на север. Он возвращался с востока — и они бросались на восток, возвращался с запада — и они бросались на запад. Он приходил к ним с неба — и они поднимали глаза к небесам, поднимался из недр земли — и евреи говорили: «Но где находится мудрость, и где место разума?» (Ийов, 28, 12)
Когда Всевышним открылся Моше на горе Синай, чтобы даровать Тору Израилю, Он изложил ее ему в таком порядке: Письменная Тора, Мишна, Талмуд и Агада, как сказано: «И говорил Б-г все эти слова» (Шмот, 20, 1). Это значит, что Всевышний изложил Моше все — даже вопросы, которые в будущем зададут учителям изучающие Тору. После того, как Всевышний преподал все это Моше, Он приказал ему: «Теперь обучи всему этому Израиль». Моше спросил: «Властелин мира, должен ли я записать все это для него?» Всевышний ответил: «Ты не должен записывать для него Мое учение, ибо Израилю суждено быть порабощенным другими народами, которые, в таком случае, отнимут у него Тору — и тогда Израиль станет презреннейшим из народов мира. Я передам Израилю в письменном виде только Пятикнижие. Мишну, Талмуд и Агаду Я передам ему в устном виде, чтобы даже после того, как другие народы поработят его, он продолжал отличаться от них».
Учение наших мудрецов (т. е. изложение ими Устной Торы) привлекательнее даже, чем сама Письменная Тора, как сказано в Писании: «Любовь твоя лучше вина!» (Шир га-ширим, 1, 3). Ибо если Тора сравнивается с вином, учение мудрецов сравнивается с любовью.
Рабби Йегошуа бен Леви сказал: «Когда Моше поднялся на Небеса, он увидел, что Всевышний украшает буквы коронами (специальными знаками, уточняющими их прочтение). Всевышний сказал Моше: “Почему ты не приветствуешь Меня словом шалом (мир)?” Моше ответил: “Разве может слуга даровать шалом своему господину?” Всевышний сказал: “Ты должен был предложить Мне помощь (воспользовавшись силой Устной Торой, переданной тебе)”. Моше немедленно произнес: “Пусть же теперь возвеличится сила Г-спода, как Ты сказал” (Бемидбар, 14, 17). »
Мир устроен таким образом, что указы, установленные обычным смертным царем, исполняются не всегда и не целиком — словом, иногда исполняются, а иногда нет. Более того, даже если они и исполняются, то только при жизни царя — после его смерти они перестают исполняться. Однако Моше ввел множество указов и установил множество правил — и все они соблюдаются из века в век, до конца времен.
Рабби Шимон бен Лакиш сказал: «Тора, данная Моше, была написана черным огнем по белому огню, подписана огнем и обрамлена огнем. Когда Моше записывал Тору, он очищал свое перо, проводя им по собственным волосам; именно после этого лицо Моше стало излучать сияние».
Запрещается преподавать Тору вне бейт-мидраша («дома учения», предназначенного специально для этого). Рабби Шмуэль, сын рабби Нахмана, встретил на рынке рабби Йонатана бен Элазара и попросил его: «Объясни мне одну из глав Торы». Рабби Йоханан бен Элазар ответил: «Иди в бейт-мидраш — там я объясню тебе эту главу». Рабби Шмуэль сказал: «Разве не ты учил меня: “Премудрость возглашает на улице, на площадях подает свой голос” (Мишлей, 1, 20)». Рабби Йоханан бен Элазар ответил: «Ты еще не научился ни читать, ни интерпретировать Писание. Что означают слова “Премудрость возглашает на улице”? На улице Торы. Где продают драгоценности? На улице ювелиров. Так и Тора преподается лишь на собственной улице. А что значит — “на площадях”? Это значит: там, где она может быть преподана во всей широте (там, где учение может распространиться), то есть в синагоге или бейт-мидраше».
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.