Из цикла «Знание Субботы», темы: Сотворение мира, Суббота, Время, Рав Эуд Авицедек
Врата Субботы Творения
«Ты спросил о скрытом от меня, и потребовал непостижимого мне, и сказал: О тайне смысла стиха, в котором написано: “…ибо шестью днями сделал Г-сподь небо и землю”, а не “за шесть дней”, в чем содержится намек на концепцию времени, которая была сотворена». Данный вопрос был задан Рашбе (раби Шломо бен Адерету). На уровне простого смысла, спрашивающий уже намекнул на ответ: выражение «шестью днями» используется, чтобы засвидетельствовать, что само время также сотворено из ничего, как объясняет Бехайе: «…шестью днями сделал Г-сподь, и они тоже есть нечто новое. И это указывает, что время сотворено; если же было бы сказано “за шесть дней”, это указывало бы на предвечность времени» (Шмот 20:11).
Однако Рашба отказывается принять, что в этом и заключается окончательный смысл стиха: хотя время и сотворено из ничего, в данном стихе речь не об этом.
Он намекает на глубокий смысл данного вопроса. «…Я слышал от обладателей Мудрости, что на самом деле здесь есть очень глубокая тайна, не идущая ни в какое сравнение с тем, что ты придумал».
И объясняется в словах его учителя Рамбана: «Ибо шестью днями (בששת ימים) сделал Г-сподь небо и землю», а не «за шесть дней». Нужно сказать, что слово «сделал» можно толковать двояко, то есть «сделал шесть дней»… дни от слова «свет», как сказано: «и назвал Б-г свет днем» (Эмуна убитахон 19).
Шесть дней и седьмой день — это семь свечений, которые были эманированы Всевышним. Далее приведем — в качестве капли из моря — слова Учителей, объясняющих нам эту возвышенную концепцию.
«Когда Всевышний сотворил мир, тот не мог устоять, пока не пришла суббота. И потому мир стоит только на субботе» (Зоар, Корах). Известно, что суббота воздействует своим благословением и святостью на будние дни, но в этих словах Мудрецов нам раскрывается дополнительный принцип: суббота есть утверждение всего мироздания.
Более подробно данный вопрос объясняет комментарий Ор аХаим на Тору: «“…ибо шестью днями сделал Г-сподь небо и землю…” — здесь раскрывается, что в момент творения Всевышний создал энергию в мире только на шесть дней… и сотворил Всевышний один день, в который Он опять дает миру душу для существования в течение еще шести дней… И если бы не этот день, то мир разрушился бы по окончании шести дней и вернулся бы в хаос… а посредством субботы мир продолжает стоять» (Берешит 2:3).
В нашем эссе мы постараемся понять суть данного вопроса.
«Сказал рав Уна: Если человек идет по пустыне и не знает, когда наступит суббота, пусть отсчитает шесть дней (со дня, когда заметил, что забыл,) и соблюдает седьмой (как субботу). Хия бар Рав говорит: Соблюдает один день и отсчитывает шесть. О чем они спорят? Один считает от сотворения мира (вначале были будни, а потом суббота), а другой — от Первого человека, Адама (он сотворен в канун субботы и для него первым днем была суббота)» (Шабат 69).
Это кажется странным: какая святость может быть у седьмого дня по подсчету блуждающего в пустыне и запутавшегося в календаре?! Ведь «суббота определена и установлена» — и даже Сангедрин, еврейский Высший суд, не может изменить порядок этого святого дня, установленный с начала Творения (в отличие от святости праздников, точная дата которых устанавливается судом через освящение нового месяца).
Еврей, нарушающий заповеди субботы, называется мехалельшабат — буквально «делающий субботу будним днем». Человек способен превратить субботу в будни, сделать пустоту (халаль) в святости этого дня — подобно хилуль аШем, профанации Имени Всевышнего, когда человек как бы создает пространство, свободное от святости, от раскрытия славы Творца. Здесь также нужно объяснить глубинное значение данного вопроса: каким образом человек может сделать субботу будним днем, нанести ущерб святости субботы, которая определена и установлена с Шести дней творения?
Общеизвестна тяжесть преступления того, кто нарушает субботу прилюдно. Об этом сказано в Гемаре: «Принимают жертвоприношения от преступников Израиля… кроме отступников, возливающих вино идолам и публично нарушающих субботу» (Хулин 5). Нарушающий субботу уподобляется идолопоклоннику. Простое понимание данного закона таково: поскольку суббота есть свидетельство о вере в сотворение мира из ничего единым Творцом, то нарушающий субботу отрицает саму основу Торы — веру в Творца, и тем самым его преступление подобно идолопоклонству.
Однако Раши в своем комментарии к данной Гемаре говорит нечто иное: «Для этого танная осквернение субботы так же тяжело, как идолопоклонство. Ведь поклоняющийся идолам отрицает Всевышнего, а нарушающий субботу отрицает Его деяния и лжесвидетельствует, что не покоился Всевышний при сотворении Мира» (Раши, там же). Преступление отягчается лжесвидетельством о субботе, не только отрицание сотворения мира, но «отрицание Его деяний». И это непонятно.
Маараль уже выразил свое удивление следующими словами: «А если скажешь: почему указание на то, что Всевышний сотворил все, пришло в форме покоя в седьмой день? Наоборот, надо было бы работать все шесть дней, и это указывало бы на то, что Всевышний сделал все существующее за шесть дней» (Сефер Тиферет 40).
Надо поразмыслить еще и над следующим нетривиальным высказыванием Мудрецов: «Идолопоклонник, соблюдший субботу, достоин смерти от руки Неба, как сказано (Берешит 8:22): “Днем и ночью не упокоятся” (Санедрин 58)». Известно, что потомок Ноя, нарушивший одну из Семи заповедей, достоин смерти, но данный запрет не является одной из Семи заповедей потомков Ноя. Почему же наказание за это преступление столь сурово?
Когда мы объясним данные вопросы, нам раскроется глубинное понимание стиха (Шмот 20:11): «Ибо шестью днями сделал Г-сподь небо и землю, а в седьмой день покоился и отдыхал».
***
Данное эссе подобно общему предисловию, в котором будут раскрыты основные принципы и понятия Субботы. Далее они будут объяснены подробнее. Позже желательно вернуться к первому эссе и вновь поразмыслить над сказанным в нем, — ведь при первом прочтении многие понятия останутся неясными для неподготовленного читателя.
Продолжение следует
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»