Из цикла «Даат тфила», темы: Мудрость, Соломон, Сознание, Зло, Древо Познания, Даат тфила, Рав Эуд Авицедек, Постановления мудрецов
«Не хотел Адам сказать Хаве так, как сказал ему Всевышний (запрещено есть плод, но не запрещено трогать его), но так сказал ей (что нельзя трогать) и сделал ограду для своих слов бо́льшую, чем сказал ему Всевышний… Потому что хотел хранить себя и Хаву от дерева, даже от прикосновения к нему» (Авот дераби Натан).
«И делайте ограду для Торы» (Пиркей Авот 1:1). «Эта область не связана со способностями к постижению или к рассуждению, а лишь с тем, что у человека не хватает знаний. И если ради такого человека не выстроить “ограду для Торы”, он будет (по незнанию) совершать преступления. Для них сказано: И делайте ограду для Торы. Все это относится к человеку из-за того, что он обладает телом, и его разум находится в теле. И если не сделать ограду для заповедей Торы, он придет к нарушению Торы» (Маараль).
«Все это относится к человеку из-за того, что он обладает телом». И поэтому в нем может быть смешение добра и зла, «сознание зла». Поскольку человек обладает телом, в месте соединения души и тела может войти в него зло, отделить его от связи с душой, подмешать зло в саму его структуру. Поэтому необходима ограда, чтобы оградить его от привнесения зла снаружи, чтобы поддерживать правильную связь разума и эмоций. Здесь, в вопросе ограды, и случилось испытание Адама — вхождение в него зла от змея.
«Всякий, кто нарушает слова Мудрецов, повинен смерти» (Брахот 4). «Ибо установления наших учителей называются “оградой для Торы”. Они отделяют человека от греха… и когда он грешит и устраняет ограду, происходит уничтожение формы и восполнения… ибо охрана есть восполнение заповеди. И потому приходит на него тоже исчезновение и смерть, поскольку он уничтожает форму и восполнение… Ибо посредством ограды мудрецов осуществляется различие между вещами… и это считается формой вещи. А поскольку всякая форма есть различие между вещами, то, убирая различие, человек аннулирует форму» (Маараль).
Следует поразмыслить над этими словами. Ведь какое восполнение можно добавить к заповедям Творца?! Разве им чего-то недостает без ограды Мудрецов?
Но дело вот в чем. Заповеди сами по себе, несомненно, совершенны. Недостаток же находится в человеке, в его соединении с системой заповедей.
Выше мы говорили о том, что суть заповедей — в соединении высших и нижних миров, неба и земли, духовного и материального. Они соответствуют человеку, сущность которого также в этом соединении.
Цель руководства Торы — это заповеди. Они относятся ко всему материальному миру в пространстве и времени. Они объемлют всю жизнь человека от рождения до смерти. Они задуманы для присоединения к человеку, к самой его жизни в этом материальном мире. Они соединяют всю структуру человека с волей Творца.
«Когда установил Шломо (царь Соломон) эрув и омовение рук, вышел голос с Неба и сказал: “Сын Мой, если мудро твое сердце — возвеселится и Мое сердце тоже”… Вначале Торы была подобна сосуду без ручек, пока не пришел Шломо и не сделал ей ручки» (Эрувин 21).
Ограда — это ручка. Она делает сосуд совершенным, но не со стороны самого себя, а со стороны его использования человеком. Ручка — это восполнение в отношении соединения сосуда с человеком. Такова и суть ограды для Торы. Человек, обладая телом, нуждается в ограде, чтобы иметь возможность присоединиться к Торе.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи не делают из своих эмоций культа, не устраивают зрелищ. Они не воздвигают мавзолеи над могилами, не превращают могилу в цветники.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Подмен Рахели на Лею произошел не случайно. Наши мудрецы подробно объясняют, что стояло за этим шагом.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Бенцион Зильбер
Учим Тору с раввином Бен-Ционом Зильбером в иерусалимской ешиве Толдот Йешурун
Рав Реувен Пятигорский
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
Яаков беспрекословно выполнял требования Лавана, несмотря на обман со стороны последнего. О духовном смысле такого поведения.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если Авраам — это корень еврейского народа, а Ицхак — часть дерева от корня до ствола, то Яаков — это сам ствол…
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.