Из цикла «Очерки по недельной главе Торы», темы: Шмот, Чудеса, Книга Шмот, Реувен Пятигорский, Исход из Египта
Приступаем к чтению второй книги Торы, которая называется Шмот («Имена») — по началу первого стиха: «Вот имена сыновей Израиля, пришедших с Яаковом в Египет…» В переводах на другие языки она известна под названием «Исход», «Эксодус», поскольку в первых главах рассказывается об Исходе евреев из Египта.
Кроме «исторической» части (Исход, получение Торы, блуждание по пустыне), где-то в середине книги Шмот начинается перечисление еврейских законов-мицвот. Мицва — заповедь, приказ Торы, которую еврейский народ взялся выполнять. В принципе, Торе следовало бы начинаться непосредственно с законов, ибо если Тора — это «конституция» еврейского народа, свод законов, то зачем в этом своде историческая часть? На этот вопрос — еще в комментариях на книгу Берешит — ответил великий ученый Раши: чтобы был у евреев документ, признанный всем миром, в котором четко написано, что права владения на Страну Израиля вручены евреям и никому другому.
Но прежде чем евреи вошли в Эрец Исраэль, им надо было выйти из страны Мицраим, из Египта. Глава начинается именами сыновей Израиля (так звали нашего праотца Яакова), спустившихся с ним к Йосефу, одному из братьев, который, оказавшись в Египте, приобрел там царскую власть.
Евреи устроились в чужой стране, пустили корни.
«И встал новый царь над Египтом, который не знал Йосефа», — который забыл заслуги еврея Йосефа, спасшего египтян в годы страшного голода.
Евреи постепенно сошли с уровня званных, дорогих гостей — до положения государственных рабов. «Поработили египтяне евреев тяжкой работой».
И сразу начинается история пророка Моше (Моисея). Его рождение.
Его усыновление дочерью фараона. Его жизнь во дворце. Конфликт, в который он вступает с египетской властью. Защищая евреев от побоев, Моше бежит. Скрывается в далекой стране Мидьян. Но там его находит приказ Всевышнего идти и спасти евреев, вывести их из рабства на свободу.
Вполне фантастическая история: Моше пасет овец, замечает куст, который горит, но не сгорает, из куста раздается голос, приказывающий ему идти. Он сначала отказывается, но потом идет, взяв с собой семью.
Приходит к евреям, объявляет, что час освобождения близок, затем навещает фараона, где требует свободы для своих собратьев. Фараон, конечно же, отказывается. Моше грозит ему «казнями», которые вскоре обрушатся на страну.
Сказки! — воскликнет неискушенный читатель. Действительно, в книге Шмот — чудес и разных невероятных событий больше, чем даже в книге Берешит. Хотя, казалось бы, чем отдаленнее от нас эпоха, тем сильней сказочный элемент, — по крайней мере так обстоят дела у других народов. Но у евреев все наоборот! Что «сказочного» вы помните из первой книги Торы? Шесть дней Творения мира? Но современные ученые склонны вполне серьезно относиться к предложенной в нашей Книге теории. Три ангела пришли к Аврааму? Но великий еврейский ученый, философ Рамбам прямо написал, что ту сцену надо понимать как «видение» Авраама, а не как реальное событие. Уничтожение городов Сдома и Аморы? Обычный геологический катаклизм. Научно-популярные книжки описывают и не такие катастрофы, случавшиеся в прошлом. Есть в Берешит и фантастические элементы, так сказать, физиологического характера: первые люди живут по девятьсот лет, младенцев рожают девяностолетние женщины (Сара). Но современная наука о человеческом теле впрямую занимается вопросами, как она сама говорит, бессмертия. Насчет поздних родов — мы здесь тоже не видим ничего странного: в следующем веке медицина добьется и не таких результатов, — на радость редакторам «Книги рекордов Гиннесса».
Но книга Шмот намного «невероятней». Моше слышит голос, идущий из куста. Разве нельзя было написать «и услышал Моше голос Всевышнего»?
Без всяких кустов! А «казни египетские»? Нельзя было обойтись без этих страстей? Вода Нила превращается в кровь. Падает град с огнем. Море расступается перед бегущими евреями. Скажите, очень надо было морю расступаться? Моше сорок дней получает Тору на Синае — не ест, не пьет. Ман падает с неба. Кому нужны все эти чудеса? Оказывается, нужны. Для того, чтобы мы знали, что становление еврейского народа произошло чудесным образом, что мы чудом стали народом и чудом продолжаем им быть, что мы чудом спасаемся от врагов во все периоды нашей истории. С нами происходит то, о чем еще вчера мы и подумать не смели. Посмотрите в окно. Что вы видите? Стены Иерусалима? Пустыню Негев, по которой некогда ходил Авраам? И давно с вами такое? Сказали бы прадедушкам — кто бы поверил! Разве можно было представить, что некогда «великая и могучая» империя так бесславно развалится? Власть лопнула, как во времена фараонов. Обрушились казни, немыслимые еще вчера. А мы чудом спасены, вот они, мы, — все еще живы, все еще евреи… Запишем мы свою страницу в книгу истории, а наши потомки скажут: не может быть! Невероятно, чтобы существовал такой странный Советский Союз и такие условия жизни в нем. А еще менее вероятно, чтобы наши предки оттуда спаслись. Чудеса да и только… Так что, скорее, это мы с вами — персонажи сказок и вымыслов, а книга Шмот — самая настоящая реальность. Которая записана для того, чтобы мы по ней учились. Чему — об этом поговорим в следующий раз.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи не делают из своих эмоций культа, не устраивают зрелищ. Они не воздвигают мавзолеи над могилами, не превращают могилу в цветники.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Подмен Рахели на Лею произошел не случайно. Наши мудрецы подробно объясняют, что стояло за этим шагом.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Бенцион Зильбер
Учим Тору с раввином Бен-Ционом Зильбером в иерусалимской ешиве Толдот Йешурун
Рав Реувен Пятигорский
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
Яаков беспрекословно выполнял требования Лавана, несмотря на обман со стороны последнего. О духовном смысле такого поведения.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если Авраам — это корень еврейского народа, а Ицхак — часть дерева от корня до ствола, то Яаков — это сам ствол…
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.