Из цикла «Даат тфила», темы: Дурное начало, Грех, Служение, Еврейская молитва, Жертвоприношения, Служба в Храме, Даат тфила, Рав Эуд Авицедек, Материальность
Как мы уже говорили выше, слово צירוף церуф обладает двумя значениями: 1. Отделение. Отделение системы зла и ее удаление от человека и от всех миров Творения. 2. Соединение. Соединить и связать человека и все миры и части Творения, зависящие от него, чтобы сделать их исправленными и упорядоченными в соответствии с волей Творца — чтобы они могли связаться с Ним и получить воздействие Его блага. Эти два действия молитвы и жертвоприношения мы и обсуждаем в данной главе. Нужно помнить, что мы ведем речь о простом смысле вопроса, в соответствии с нашими возможностями разумения.
«Каждый грешащий, как в мысле, так и в действии, делает так из-за духа нечистоты, который облачается в него. И когда захочет человек искупить свой грех, необходимо будет уничтожить и изнать из него этот дух нечистоты. Тем самым он очистит и искупит свой грех, и потому следует принести в жертву козла, который относится к части духа нечистоты с той стороны. И огонь жертвенника сожжет и уничтожит все вместе. Ведь грешник сжег себя в огне злого начала, и придет огонь жертвенника и получит над ним власть, дабы уничтожить его окончательно. Об этом и сказали (Йома 21): Огонь, пожирающий огонь, огонь жертвенника пожирает другой огонь свыше, и то же самое происходит в низшем мире: огонь пожирает огонь, огонь жертвенника пожирает огонь злого начала, и потому никогда не потухнет» (Рабейну Бехае, Ваикра 1:9).
Следует объяснить, насколько это доступно нашему пониманию, слова рабейну Бехае.
«Здесь злое начало, склоняющее человека к греху, называется “змеем”… Это то, что делает сила вожделения с помощью силы воображения, приводя фантазии о материальных наслаждениях, испытываемых теми, кто отклонился от пути совершенства…» (Сфорно, Берешит 3:1). Так объясняют наши учителя суть злого начала: «огонь вожделения, сидящий верхом на силе воображения». Грешник, соединяясь в мысли и воображении с миром материальности и вожделений, живет в своей фантазии, в виртуальной реальности, которой на самом деле не существует.
В мире существует только одна истинная реальность, и это воля Творца — Г-спода Б-га истинного. Все остальные сотворенные объекты — случайны и временны. Все вожделения, фантазии, страсти людей, являющиеся порождением тела, исчезнут и пропадут, подобно всем проявляниям зла, которое временно и существует только для обеспечения возможности свободы выбора, а когда пройдет период служения — оно будет аннулировано. Возможность существования человека в вечной, истинной и постоянной реальности — Грядущем мире — одна: соединиться и связаться с волей Творца.
Грешник, живущий в воображаемой жизненной системе, которую он сам для себя выстроил, находится в мире лжи, в мире, существующем только в его воображении. На самом деле, грешник умерщвил свою реальность. «Грешники при жизни называются мертвыми» (Брахот 18). В этом суть огня злого начала. Суть огня, как мы уже говорили, — это сжигание реальности. Грешник уничтожил свою реальность (и тем самым нанес ущерб высшим мирам, каждый в зависимости от корня своей души). Этот огонь должен быть уничтожен. И если грешник не раскаивается и не приносит жертву, уничтожение огня злого начала происходит в огне Геинома. Там человек очищается и обеляется адскими страданиями, суть которых — уничтожение миров воображения и греха, которые создал грешник. В этом суть слов Маараля, который постоянно определяет понятие Геинома словом העדר — исчезновение, отсутствие.
Когда человек приходит раскаяться и очиститься и приносит жертву, в то время, когда животное режут, он представляет себе, что как будто режут его самого, — ведь именно это полагается ему за грехи: как будто его кровь изливается на жертвенник, как будто он сжигается на постоянном огне, горящем на жертвеннике. Пламя жертвенника сжигает огонь злого начала. Грешник уничтожил мнимые миры, существовавшие в его воображении, истребил свои страсти и аннулировал самого себя перед выполнением воли Творца, как мы объяснили в главе «Служение есть огонь».
То же самое относится и к добровольному жертвоприношению. Как мы объясняли выше, его суть — желание и стремление приносящего жертву прилепиться к Б-гу, духовно возвыситься и уподобиться «ангелам, окружающим Колесницу». Очевидно, что всякое добавление к отмене телесности и ее порождений и всякое углубление самоотречения по отношению к Творцу возвышает человека и приближает его к этим высоким ступеням.
Второе значение слова церуф в жертвенном служении выражается в самом слове корбан (жертва). Оно указывает на сближение и объединение. Приносящий жертву приближает себя и все Мироздание к Творцу. В жертвоприношении участвуют все части мира: неживая природа — соль и вода, растения — хлебные приношения и винные возлияния, животные — птицы и домашние животные, и человек — жертвователь, который представляет себе, как будто бы он сам приносится в жертву и сжигается на жертвеннике.
Тем самым отменяется отдельное существование частей Творения, их реальность разделенных материальных тел, и мир возвышается к своему духовному корню. Таким образом жертва прилепляется к корню всего Творения и источнику ее жизненности — к Творцу. Это акт соединения человека и всего мира с Творцом. Все части Творения самоотрекаются и объединяются для того, чтобы выполнить Его волю, «всесожжение, благоухание приятное Г-споду»: приятное тем, что Он сказал и его воля исполнилась.
В этом и заключается служение коэна, приносящего жертву, как объясняет его Рамхаль: «Вознесение Славы Всевышнего осуществляется силами всех созданных, всех их видов, и каждый вид совершает это своим особенным действием. И на этом сосредотачивался коэн во время принесения жертв, в частности, “постоянной жертвы”, как сказано (Бемидбар 28:2): “Жертву Мою, хлеб Мой”. Постоянную жертву приносили перед Ним, благословен Он, каждый день, для пользы всех сущих. И идея здесь в том, чтобы вознести славу Всевышнего посредством соединения всех видов созданных, каждого из них в соответствии с его ролью. В этом была великая мудрость, которой должны были учиться коэны: приближаться к Всевышнему от имени всего Израиля и делать это так, чтобы их служба на самом деле была желанна Творцу. Поэтому сказано (Малахи 2:7): “Уста коэна сохранят знания, и будут просить Тору из его уст”. Коэны сосредотачивались на намерении связать всех созданных с Создателем, они знали, что необходимо для осуществления этого, и в этом контексте выполняли все необходимые части ритуала жертвоприношений, такие как кропление кровью или воскурение благовоний — действия, относящиеся к глубочайшим тайнам исправления всех созданных и приобщения их к Создателю, благословен Он. И объяснение это можно очень сильно расширить, но здесь для этого не место. Общее намерение — в том, чтобы объединить Высшей Славой всех созданных, нижних и верхних, которые над ними. Сказано об этом (Йирмеяу 23:24): “Ведь небо и землю Я наполняю”, и происходит это в порядке, специально для этого созданном. Все создания подобны слугам, собранным вместе под началом их господина».
Тем самым воля Всевышнего объединяется со всем Творением, чтобы воздать от Его блага жизнь и благословение всем мирам и созданиям, каждому — в соответствии с его сущностью.
«Молящиеся должны настроить себя, чтобы их сердце было совершенным в служении Всевышнему, и отречься в сердце от наслаждений этого мира. Ибо, когда очистят сердце от суетности материального мира и направят его на вознесенность Творца, их молитва будет желанна и принимаема» (Рабейну Йона). Нефеш аХаим объясняет: «И потому в час, когда встанет человек на молитву перед Создателем, снимет тело со своей души, то есть устранит все суетные мысли, приходящие от телесных сил, которые высеклись и прилепились к его душе, чтобы не выполнялось его молитвенное служение лишь животной душой и ее высшим желанием. Для этого перед молитвой нужно аннулировать и убрать от себя в мысли все телесные удовольствия и наслаждения и все связанное с телом, так чтобы человек мысленно отверг тело, как будто у него тела вообще нет, и только лишь душа одна сама произносит молитву».
Подготовка к молитвенному предстоянию требует отрыва от телесного и от суеты материального мира. Здесь находит свое выражение первый аспект слова צירוף — очищение. Сама молитва требует этого, как объясняется в комментарии Виленского Гаона на стих «Жертвоприношение злодеев — мерзость, ибо приносит его со злым умыслом»: «Ибо основной смысл жертвоприношения — чтобы человек разбил свою гордыню и высокомерие и вернулся к Б-гу от злых своих деяний. Но злодеи, которые не возвращаюся к Б-гу от своих злых путей, их жертвоприношения — также мерзость, “ибо со злым умыслом приносит его”. А тем более, когда само жертвенное животное является “злым умыслом”, когда оно украдено или приобретено через другое преступление. То же самое относится к молитве, которая заменяет жертвоприношение: молитва злодеев — мерзость, поскольку они не усмиряют свой дух, а тем более, когда во время молитвы он допускает чуждые мысли и пытается превознести себя и возгордиться».
Этот вопрос не требует подробного объяснения, поскольку в приближении к Б-гу и заключается сущность молитвы, выражающаяся в самом ее названии — тфила (См. Размышление Первое). Молящийся поднимает себя до мира души и присоединяет свою мысль к ней, приближается и прилепляется к Творцу. И это приобщение изливается на все его существо, переносит его в святые и вознесенные дали — «как будто он стоит на небе, как будто он стоит в Храме». Цель этого приобщения — самоотречение перед Б-гом. Аннулирование всех собственных желаний и стремлений сердца ради одной цели — выполнения воли Творца. В этом заключается «служение для потребностей Всевышнего».
Тем самым молящийся приближает и объединяет все Творение, зависимое от него и получающее воздействие от его деяний в своем корне, чтобы вернуться и приобщиться к Творцу. Это жертвенное служение, «служение для Всевышнего», в котором объединяется воля создания с волей Создателя, ибо все его желание — исполнять волю Творца.
Это и есть полное приобщение и очищение.
Рав Мордехай Райхинштейн
Тору невозможно точно перевести, полностью передав смысл оригинала. Но разве можно со стопроцентной точностью перевести на другой язык хоть что-нибудь?
Рав Шалом Каплан
Творец всегда забирает из мира то, от чего человечество отказывается...
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Изменники внутри страны, первые раздоры, царствование Антиоха.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Греки завоевывают Эрец Исраэль.
Рав Рафаэль Айзенберг,
из цикла «Выживание. Израиль и человечество»
Мораль, основанная на нравственном очищении
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Маккавеи, первая война, Ханукальное чудо.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Продолжение войны хашмонеев.
Переводчик Виктория Ходосевич
Греки хотели уничтожить духовный стержень народа Израиля и свести его веру в Творца к пустой внешней символике.
Рав Яков Ашер Синклер
Дни Хануки выражают отношения между Иерусалимом и Афинами, между Шемом и Яфетом...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Власть Великого Собрания унаследовал Санхедрин (Синедрион) — совет, состоящий из 71-го старейшины. Во главе Санхедрина стояли два мудреца: наси (председатель) и его заместитель, ав бейт дин (верховный судья). Эти двое лидеров назывались зуг (пара).