Темы: Наказание, Раскаяние, Рав Реувен Куклин, Грех
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныМир вам. Мне хотелось бы узнать еврейское понимание греха, а так же последствий греха. Спасибо.
В иврите слово «грех» образовано от корня с дополнительным значением «промахнуться» (חטא - להחטיא). Из этого можно понять, что сущность греха — отклонение от правильного пути. Грешник — человек, который «уклонился» от того действия, которое должен был совершить. Следует отметить: большинство людей считает, что грехом является, прежде всего, совершение запрещённого действия; человек же, уклонившийся от совершения предписанного действия, грешником обычно не считается. Иудаизм утверждает, что это не так. Тот, кто не сделал того, что был должен, — совершил грех.
Приведу Вам слова Рабейну Йоны в его книге Шеарэй Тшува (раздел 3):
«Многие люди в народе полагают, что потеря души ожидает нас, прежде всего, за действия, а тому человеку, который не совершал запрещённых действий, не нарушал Закон, а просто не выполнял заповедей и не делал добрых дел, потеря души не грозит. Поэтому наша обязанность сообщить тем, кто ошибается, что сказали наши мудрецы (Иерусалимский Талмуд, Хагига 1, 7): “Не взыскал Всевышний за идолопоклонство, и за разврат, и за кровопролитие, но не простил Он пренебрежения к Торе”. И ещё сказали (Сифрей Дварим Экев): “Как награда за изучение Торы больше, чем за исполнение всех прочих мицвот, так и наказание за пренебрежение Торой больше, чем за все прочие нарушения”. И сказали (Сангедрин 99а): “Ибо слово Господне он презрел и заповедь Его нарушил (Бэмидбар 15, 31) — сказано о том, кто мог изучать Тору, но не изучал”. Мы упоминали уже всё это в разделе о Торе».
«И сказано о жителях Сдома, которые совершали страшное зло пред Господом — они занимались разбоем, грабежом, развратом и неправедно судили, — что они были уничтожены за то, что не давали цдаку (милостыню): “Вот в чём было беззаконие сестры твоей Сдом: гордость, пресыщение хлебом, праздность была (свойственна) ей и дочерям её, и руки бедного и нищего она не поддерживала” (Йехезкель 16, 49)…».
«И знай, что заповеди высочайшего уровня сформулированы как повелительные [а не запретительные], например заповедь выбора: “Избери же жизнь” (Дварим 30, 19); и заповедь изучения Торы: “…и говори о них” (там же, 6, 7); и заповедь следовать путями Всевышнего: “…и будешь ходить путями Его” (там же, 28, 9); и заповедь цельности и “доверия” к Всевышнему: “Будь непорочен пред Господом, Б-гом твоим” (там же, 18, 13); и заповедь размышлять о величии Б-га: “Познай же ныне и положи на сердце твоё, что Господь есть Б-г…” (там же 14, 2), и сказал Давид: “Господь с небес взирает на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумный, ищущий Б-га” (Тэилим 14, 2); и заповедь помнить милость, оказанную нам Всевышним, и размышлять о ней, как сказано: “И помни весь путь…” (Дварим 8, 2), и сказано: “И познаешь в сердце твоём, что как наставляет человек сына своего, так Господь, Б-г твой, наставляет тебя” (Дварим 8, 5), и сказал Давид: “…пусть… размышляет над милостями Господними” (Тэилим 107, 43), и сказано: “Ибо милость Твоя пред глазами моими…” (там же, 27, 3); и заповедь о святости: “…освящайтесь и будьте святы…” (Ваикра 11, 44); и заповедь о служении Всевышнему: “…Ему служи…” (Дварим 10, 20); и заповедь о страхе пред Ним: “Господа, Б-га твоего, бойся…” (там же); и заповедь о любви к Всевышнему: “И люби Господа, Б-га твоего…” (там же, 6, 5); и заповедь “прилепиться” к Всевышнему: “…и к Нему прилепись…” (там же, 10, 20)… »
«И ради соблюдения этих заповедей создан человек… А в чём же надежда того, кто создан [Всевышним]? Только в том, чтобы вкладывать свой душевный труд в то и заниматься в основном тем, ради чего он был создан!»
Что касается Вашего вопроса о последствиях греха:
Человека, который совершил грех, ожидает наказание. Но обычно наказание не следует за нарушением немедленно, поэтому людям кажется, что наказания за грехи не существует.
Кроме того, грех приводит к тому, что в человеке «поселяется» дух нечистоты, который влечёт его всё к новым нарушениям. Об этом сказано в Пиркей Авот (4, 2): «Бен Азай говорил: “Спеши исполнить [даже] лёгкую заповедь и остерегайся проступка, ибо заповедь влечёт за собой заповедь, а проступок влечёт за собой проступок”».
Кроме того, любой грех причиняет вред душе: любой грех как бы делает в душе «пробоину», «дырявит» её, как пишет Виленский Гаон в комментарии к книге Эстер.
Из-за греха человек отдаляется от Всевышнего, и Всевышний «скрывает» от него Свой лик.
Всё это — если человек не раскаялся в своих дурных делах. Если же он сожалеет о том, что совершил их, и принимает на себя обязанность не поступать впредь подобным образом, Всевышний прощает ему все грехи.
И даже если человек не оставил свои грехи полностью, но обращается к Всевышнему и хочет приблизиться к Нему, Всевышний слушает его молитву и не «скрывает» окончательно от него Свой лик.
С уважением, Реувен Куклин
Читайте: Грех — болезнь, раскаяние —лекарство
Рав Овадья Климовский
Даже поступки маленького ребенка формируют его отношения с Всевышним?
Журнал «Мир Торы»
Грех первого человека — одно из самых грандиозных событий в истории человечества
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Если грех можно сравнить с органической болезнью, значит, соответственно этому, должно проходить его лечение.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Законы раскаяния»
Грехи, которые препятствуют раскаянию
Рав Моше Гекрайтер
Найдите хоть что-нибудь в Талмуде — как это исправить!!!
Рав Овадья Климовский
Раввин отвечает на вопрос: Помнит ли Б-г все наши поступки? Есть ли возможность полностью отчиститься от них или что-то все-таки остается?
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Законы раскаяния»
Предписывающая заповедь: грешник должен прекратить грешить, вернуться к Всевышнему и исповедаться в своем грехе.
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Каждого карают по его преступлениям, пока он не взмолится – и его поднимают.
Рав Овадья Климовский
Какие смысловые различия кроются за этими терминами?
Журнал «Мир Торы»
Человек, делая тшуву, показывает, что он не желает более совершать подобные действия и, если бы ситуация повторилась, он поступил бы по-другому, в соответствии с заповедями Творца.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Законы раскаяния»
Кого и как судят в «небесной канцелярии»?
Рав Ашер Кушнир
Так что религия — это только для неудачников, которые в сказки верят?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его