Из цикла «Даат тфила», темы: Цель творения, Заповеди, Еврейская молитва, Связь с Творцом, Даат тфила, Рав Эуд Авицедек
Сказали Мудрецы: «Бог — непорочен путь Его, слово Бога чисто; щит Он для всех, кто уповает на Него» (Псалмы 18). Заповеди даны только для того, чтобы очистить ими создания: ведь какая разница Всевышнему, режет ли человек скотину со стороны шеи или со стороны затылка… (Берешит Раба).
«Об этом и сказали: заповеди даны только чтобы очистить создания. То есть, они необходимы, чтобы очистить от примесей все силы и все сотворенные миры, рафинировать и обелить их. Кроме того, это слово (лецареф) имеет и другое значение: связать все силы и сотворенные миры, исправленные и упорядоченные в соответствии с замыслом и Высшей волей» (Нефеш аХаим). Действие заповедей заключается в том, чтобы убрать повреждения, которые наносит зло всему Творению. В результате этих повреждений Творец как бы отдаляется от Творения и скрывает от него свое Лицо, и тогда во всей системе Творения распространяются изъяны на всех уровнях. В этом суть очищения: отделение системы зла от всего Творения.
Второй аспект слова צירוף: соединение Творения с его правильным состоянием, привязывание всех сил и духовных миров к их корню, приведение всего мира в состояние, в котором оно сможет полностью связаться с Творцом и получить от Него максимальное воздействие. По окончании исправления, в максимальном «соединении», система зла тоже будет исправлена, поскольку выяснится, что она тоже служила для приумножприумножения Славы Небес тем, что через нее раскрылось единство Всевышнего в мире. Откроется абсолютная власть Всевышнего во всех частях Творения, включая систему зла, и выяснится, что все ее создание было для этой цели. (Данный вопрос подробно разъясняется в книге Даат твунот Рамхаля).
На человека возложена эта работа и в его силах исполнить ее, поскольку он единственный создано по образу Б-га, то есть — от него зависят и получают воздействие от его действий, слов и мыслей все части Творения. Только в его силах соединить и поднять весь мир к своему корню, или наоборот. См. подробно на эту тему в Нефеш аХаим, ч.1.
Все заповеди связаны и зависят от их высшего корня и источника — от порядков строения Колесницы и от Меры роста всех миров (Нефеш аХаим ч.1 гл.6). Объяснение данного высказывания на нашем уровне: духовные корни Творения — это заповеди, ведь Всевышний «смотрел в Тору и творил мир». Тора есть корень всего Творения, а заповеди соответствуют каждой части из частей Творения, и являются их корнем.
Соответственно, «когда человек выполняет волю Всевышнего, и одним из своих органов и сил реализует одну из заповедей, исправление относится к соответствующему миру и к соответствующей высшей силе — добавляет им света и святости от Высшей воли».
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Эфраим и Менаше в течение семнадцати лет находились рядом с дедом, чтобы изучать у него законы и предания, полученные по цепи традиции от Авраама и Ицхака.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Комментарии мидрашей на недельную главу. Сыны Израиля просят Моше послать лазутчиков в Эрец Исраэль.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Сегодня - день рождения и смерти Моше Рабейну. Истории из Талмуда и Мидраша.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Моше надеялся, что Творец всё же позволит ему войти в Эрец-Исраэль. Однако надежды оказались тщетными.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Коэн Пинхас бен Элазар бен Аарон заслуживает награды за смелое поражение Зимри
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Первая книга Торы рассказывает о великих людях прошлого. Вторая же посвящена величию всего народа.
Хафец Хаим,
из цикла «Богатые должны понимать...»
Беды, которые происходят с народом Израиля, вызваны недостаточным изучением Торы. Мы должны делать всё возможное, чтобы в ешивах и хедерах не прекращалась учеба.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей на недельную главу Торы.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
История передачи Торы от Моше до Ирмеяу.
Рав Гедалия Спинадель
В Песах принято читать книгу Йеошуа, начиная со второго стиха пятой главы и до конца этой главы.