Из цикла «Исследователь и каббалист», темы: Провидение, Душа, Нефеш, Каббала, РАМХАЛЬ, Духовный мир, Рав Лейб Александр Саврасов
Сейчас подробно объясним, почему мы выстроили все в трех ступенях. Знай, что нешама человека сосредоточена в его мозге, ибо это мыслящая душа. Руах сосредоточен в сердце, и это «побуждающая» душа, а нефеш — это жизненная сила, которая распространяется по всем органам человека, оживляя их. Чтобы стало понятнее, я приведу тебе аллегорию. Пойми, что любое действие реализуется из потенциала именно по этим трем ступеням — нефеш, руах и нешама.
Представим, например, отца, который обнимает и целует сына, неся ему благо в чистой доброте. Изначальное бытие света Хесед возникает в нешаме, которая в мозге, ибо именно там корень любви 81. Затем этот свет распространяется на сердце, на побуждающую силу, ибо там бытие любви раскрывается больше 82. А потом побуждающая сила распространяется по органам тела, и уже они совершают действия, проявляющие любовь, — объятия рук и поцелуи уст. Так как известно, что в этих телесных органах нет ни мудрости, ни понимания, которые могли бы совершить эти действия 83, мы вынуждены сказать, что источником действия служит скрытый корень.
От этой приземленной аллегории мы должны подняться к нашей духовной теме. Теперь нам должны стать понятны три правых аспекта — три аспекта Хеседа на основе Нефеш — Руах — Нешама. Эти три аспекта нисходят до самого низа, от одного мира к другому, и всегда на основе Нефеш — Руах — Нешама. В конце концов, это достигает нашего, низменного и материального мира, в котором воплощены физические органы, приносящие скрытый в их корнях Хесед. В дальнейшем мы еще объясним смысл этого нисхождения, но в целом оно приводит любое действие к его конечной цели, к его реализации, то есть к тому, что Хесед, находящийся в корне всего, зримо присутствует в этом мире 84. Также и детали ашгахи суда объясняются этой аллегорией, если мы представим себе отца, который наказывает сына. Это тоже происходит с помощью трех аспектов, которые доводят действие до органов, а корень — нешама, которая в мозге, мыслящая душа. И там нет никакого гнева, туда из простого разума приходит только осознание того, что сын нуждается в наказании. Затем это распространяется до сердца и там зарождается гнев. Завершается это все распространением в органы тела, ибо действие совершается с их помощью. И то же самое происходит в духовных основах, в трех левых аспектах, проявляющихся как Гвура посредством нисхождения.
Но в корне, то есть на уровне Нешама, в качестве Бина нет никакого преобладания суда. Оно возникает только при достижении качества Гвура, на уровне Руах. Также средние качества, то есть качества Рахамим, объясняются аллегорией об отце, который проявляет заботу о сыне в этом, среднем качестве. И у всех этих трех аспектов, которые в целом мы называем качествами Хесед, Дин (суд) и Рахамим, единый корень — простой разум, приходящий от Б-жественности, силы разума и силы нешамы, посредством которой отслеживаются и управляются аспекты ашгахи. Мы уже говорили ранее, что аллегория не соответствует объясняемым понятиям в точности. В аллегории одна сила (эмоция) противоречит другой, а один разум возражает другому, а в системе, которую изучаем мы, все виды ашгахи постоянно находятся на своих местах и действуют непрерывно. Ибо все они необходимы для управления миром. Низменный мир не может принять ашгаху одного только простого Хеседа 85 или одного только суда, здесь все постоянно происходит в соединении и «все присутствует во всем», без жесткого разделения на отдельные аспекты, как мы приводили в примерах с пятью местами образования звуков из четырех основ, когда в каждом из этих мест все четыре основы присутствуют одинаково.
Отличие их лишь в том, что каждый орган «назначен» Творцом быть основным в возникновении определенного ряда звуков: например, язык для букв «далет», «тет», «ламед», «нун», «тав» или губы для букв «бет», «вав», «мем», «пей». Так же и здесь 86: все качества действуют постоянно, ибо один разум не мешает другому 87, соответственно, у них может быть простое, полное единение во всех аспектах. Поэтому тот, кто отделяет одно из качеств ашгахи от всех десяти, отрицает основы веры. Об этом и сказано: «а злобный — отделяет князя», ибо такой человек уподобляет ашгаху Всевышнего поведению человека, то есть представляет себе действие одного, отдельного качества, а это большая ошибка и великая ересь. Ибо все детали ашгахи Всевышнего действуют всегда в полном единстве.
80 Нефеш, руах и нешама — три уровня души, в чем их различие, будет объяснено далее.
81 Именно корень, сам по себе недоступный и непостижимый никому извне, если не приведет к дальнейшим действиям.
82 То, что автор называет «побуждающей» силой, мы могли бы назвать чувством или эмоцией, ибо именно они толкают человека на конкретные действия. Очевидно, когда любовь проявляется на уровне чувств, это уже имеет свое отражение снаружи — на лице человека.
83 Очевидно, что для совершения разумных действий необходим разум.
84 Как в примере с отцом. Хотя истинное местонахождение его любви — это его разум (нешама), она не может считаться проявленной, пока не выразится в физическом действии. До тех пор этой любви вообще как будто нет, в силу ее глубокого сокрытия.
85 Например, в нашем мире, для того чтобы выжить, человек должен питаться, а для этого необходимо получать откуда-то еду. Это и есть образ проявления одного из аспектов Хеседа в нашем мире. Следует отметить, что чем дальше, тем большая детализация необходима нам для того, чтобы получить ту самую еду — проявление Хеседа Всевышнего. Раньше, имея земельный надел и зерно для посева, человек считал себя обеспеченным пропитанием; сегодня мы завязаны в глобальную сеть, включающую в себя тысячи элементов, и если хотя бы один из них выпадет, миллионам людей будет грозить голодная смерть.
86 В аспектах или качествах провидения. Когда мы говорим, что некое событие в мире — это проявление качества Хесед или Нецах, это не значит, что только это качество создает это событие. На самом деле везде и всегда принимают участие все десять аспектов, просто в каждом случае один из них является ведущим и дает свое «имя» всему действию.
87 Хохма не мешает Бине.
Скопировано с сайта р. Л.А. Саврасова с его любезного согласия.
Перевод р. Л.А. Саврасова.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.