Из цикла «Исследователь и каббалист», темы: Провидение, Материя, Сотворение мира, Каббала, РАМХАЛЬ, Рав Лейб Александр Саврасов, Качества Творца
Для тех, чей разум пытлив, мы уже объяснили многие из высших тайн, в частности, относящиеся к цимцуму (сокращению) Его Желания, и тот факт, что Его Желание и ашгаха едины. В этой главе мы объясним, что же заставляет нас изучать мудрость Каббалы.
Эта мудрость — лекарство для тех, у кого пытливый разум; в особенности для тех, кто занимается философией и не смог достичь конечной цели [познания], чей разум застрял в растерянности, не постигнув глав-ного в сотворении мира — как может Желание Того, кто безграничен и неисчерпаем, как наш Создатель, сотворить мир, столь ограниченный, что в нем есть создания, существующие всего одну ночь, — до такой степени они слабы. И все эти создания находятся под ашгахой Всевышнего, их жизнь и бытие возникают в силу Его бесконечного и неограниченного желания! А ведь это невозможно, чтобы безграничное и неисчерпаемое создало нечто, обладающее пределами и границами. И тем не менее, в нашем мире пределы и границы есть у всего: и у человека, и у животных, и у всего сущего. Именно из-за этого противоречия 88 в мире появилось отрицание ашгахи Всевышнего, Его Желания дать нам заслугу в исполнении заповедей с помощью нашей святой Торы, которая тоже Его Же-лание. Философы запутались во всем этом настолько, что их осознание помутилось, и мудрость их была выхолощена. Однако мы уверены, что мудрость Каббалы успокоит нашу боль 89 и ясно объяснит все. Все противоречия будут разъяснены с помощью понятия «цимцум» (сокращение) 90, о котором говорят мудрецы Каббалы. Именно это создает возможность ашгахи Всевышнего и Его управления даже в нашем, низменном мире, конечном и ограниченном. Суть в том, что Создатель ограничил свое Желание до десяти ступеней так, что Он может показать свою власть Царя Вселенной и свое правление с помощью цепи этих ступеней, которые уже объяснены в книгах Каббалы для тех, кому Всевышний дал мудрость и кто может правильно понять слова этих книг, особенно слова святой книги «Зоар».
Теперь, в следующих главах, объясним саму ашгаху. И хотя мы не будем проникать в глубины этой темы, мы приоткроем врата для тех, кто ищет эту мудрость и чья душа жаждет ее понять. Вот эти врата.
Ты уже знаешь, что бесконечным и неисчерпаемым Желанием Всевышнего невозможно было сотворить ограниченный мир. И это не является не-достатком Создателя, ибо этого просто не может быть, как не может быть, чтобы Он обладал телом или телесной силой. Напротив, это показывает, насколько Он велик и всесилен 91. Поэтому, когда Он захотел сотворить мир, Он ограничил свое неисчерпаемое Желание десятью ступенями — они же десять сфирот, завершает которые самая нижняя — Малхут. И именно этот аспект совершает ашгаху над нижними посредством последовательно связанных миров Брия, Йецира и Асия, как это еще будет объяснено далее. И не спрашивай, почему Всевышний не сократил свое Желание сразу до самого нижнего аспекта — Малхут. Это просто невозможно, ведь если бы это было началом сокращения, то с его (Малхут) помощью невоз-можно было бы управлять миром ашгахой, которая все еще была бы неограниченной и неисчерпаемой 92. Мы это уже объясняли выше, в аллегории, говоря, что невозможно дать добро никому из простой разумной души (нешамы), сосредоточенной в мозге, без того, чтобы сначала это распространилось в руах, сосредоточенный в сердце, и нефеш, распространенную в органах. И не из-за слабости мысли органы не могут действовать напрямую, по указанию мозга, а из-за слабости самих органов, которые не способны вос-принять эти указания без посредников. То же касается и управления миром, оно невозможно без того, чтобы не возникли посредники.
Резюме: суть сокращения в отстранении Всевышним Его всемогущества, а вместо него остается десять аспектов, последний из которых — Малхут — пригоден для управления нижним миром, и это тоже происходит посредством многочисленных причинно-следственных связей.
Здесь необходимо ввести еще одну очень важную идею, а именно то, о чем сказали мудрецы, благословенна их память (Хагига 13:2): «Ша-ддай (это слово — одно из имен Создателя и его не следует произносить всуе) означает: Тот, который сказал миру: “Достаточно!”». Мидраш говорит, что небо расширялось, пока Он не приказал ему остановиться (Танхума, конец главы Микец). Это означает, что Всевышний мог создать намного больше разнообразных созданий, и сами создания могли бы быть куда большими, и если бы только Он хотел творить в соответствии со своей силой, то не было бы у творения никаких границ, как безграничен Он сам. Однако Он создал творения соразмерно с их потенциалом, т.е. в той мере и с теми свойствами, которые Он для них предопределил. Другими словами, Творец как будто сдержал свою неисчерпаемую силу, чтобы действовать не в соответствии с ней, а соразмерно созданным Им творениям. Дело в том, что сотворенное не может быть не ограниченным по сути, даже если оно создано совершенным, оно «сотворенное». Хотя мы и не говорим о собственной сущности Всевышнего, тем не менее, утверждение, что Он — причина самого себя, незыблемо, то есть мы не можем не наделить Создателя фундаментальным свойством — быть причиной самого себя. С этой точки зрения сотворенное по определению не может не быть ограниченным, хотя бы в этом. Для того чтобы человек имел возможность выйти за рамки исходного недостатка Творения, Всевышний сотворил его несовершенным даже относительно того совершенства, которое только могло бы быть у человека. Это дает ему возможность совершенствовать себя и таким образом преодолеть, насколько это возможно, разницу между Тем, кто не нуждается в при-чинах своего бытия и тем, кто существует лишь по воле Создателя. Соответственно этому и был сотворен весь мир.
88 Другими словами, алогизм того, что совершенный Создатель сoтворил несовершенный мир. Неспособность понять это явление привела философов к разным видам отрицания основ веры.
89 Как говорит автор в предисловии к книге «Путь Всевышнего», неспособность понять и представить себе цельную картины бытия ста-новится для пытливого разума тяжким бременем и мучением: «Ведь для пытливого ума восприятие картины, состоящей из множества деталей с непонятными взаимосвязями и неизвестной иерархией в создаваемом их совокупностью здании, есть не что иное, как тяжкий груз, не приносящий радости, и утомительный бесплодный труд… И выходит, что естественное стремление к постижению только смущает разум, не насыщая его, а жажда познания приносит боль и не дает покоя».
90 Вот как говорит об этом автор в книге «Даат Твунот»: «Сказал разум: Создатель, благословен Он, безусловно мог создать человека и все созданное вместе с ним абсолютно совершенным. Более того, это было бы естественно для Него, ведь Он, благословенный, обладает всеми видами совершенства, а значит, и дела Его должны быть абсо-лютно совершенны. Однако решил Он в своей мудрости дать человеку возможность самому восполнить себя и создал его несовершенным. То есть Творец как будто сдержал Свое совершенство и безграничную доброту так, чтобы творить не всей силой, а только в той мере, которую определил Его непостижимый разум».
91 Следует понимать, что некий, ограниченный механизм создания ограниченного мира возникает в силу ограниченности самого объекта создания, а не Создателя. Другими словами, когда всесильный Творец создает ограниченный образ действия ради сотворения ограниченного мира, это свидетельствует именно о Его всемогуществе, а не напротив.
92 В существующей ситуации ашгаха осуществляется десятым качеством — Малхут, но не только, а посредством всех, предшествующих ему качеств. То есть качества собственно провидения, его детали — это именно то, что предшествует качеству Малхут.
Скопировано с сайта р. Л.А. Саврасова с его любезного согласия.
Перевод р. Л.А. Саврасова.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»