Из цикла «Исследователь и каббалист», темы: Сфирот, Каббала, РАМХАЛЬ, Духовный мир, Рав Лейб Александр Саврасов
Сказал исследователь: Мир тебе, брат, как хорошо, что ты пришел именно сейчас, когда я особенно нуждаюсь в тебе!
каббалист: Как исследователь может нуждаться в каббалисте?! Ведь твой разум уже обошел все уголки Творения и завоевал их неопровержимой логикой! Чем же я могу помочь тебе?
исследователь: Твоя хвала — всего лишь насмешка. Давай перейдем к делу. Я хочу поговорить с тобой совершенно откровенно, как к этому располагает наша дружба. Я читал и слышал некоторые положения вашей Каббалы, и мне они показались очень странными, ибо мои исследования полностью опровергают их. Но поскольку я вижу, что множество благочестивых следует этим путем, решил я узнать, что ты думаешь. Может быть, я услышу от тебя нечто такое, что даже если оно и не будет доказуемым, то, по крайней мере, не будет отвергнуто разумом, как это происходит сейчас, когда я не могу принять ничего из этого учения.
каббалист: Я выполню твою просьбу и раскрою тебе полную истину. Как известно нам от тех, кто уже познал ее, главной пользой от этого будет то, что ты получишь от меня особое знание. Ты поймешь: все, что человек может постичь в исследованиях, ничтожно и путанно по сравнению с тем, что можно постичь с помощью истинной каббалы 1. Об этом говорит писание: «Всевышний даст мудрость из уст Его, знание и понимание». А теперь «раскрой уста твои, и я наполню их» 2.
исследователь: Прежде всего, я хотел бы получить от тебя ясное представление о сфирот, которые вы постоянно упоминаете. Ведь я слышал о них вещи настолько странные, что теперь мне приходится сдерживаться из уважения к тебе, дабы не перейти с самого начала все границы вежливости, ибо я вынужден утверждать, что все это ерунда и бессмыслица.
каббалист: Расскажи, что ты слышал об этом? исследователь: Слышал я, что есть Ацилут, и есть Брия, Йецира и Асия 3, и Б.Й.А. — это только свечение Ацилута. И здесь есть две составляющие: одна — Ацилут, являющаяся душой, называемой Б-жественной, а другая часть — не Б-жественная, и она называется «миром разделения».
каббалист: Ну и что ты скажешь об этом? исследователь: Клянусь тебе, мое недоумение столь велико и серьезно, что я даже не могу сформулировать все, что меня удивляет, ибо все это противоречит разуму и истинной вере!
каббалист: Каким образом?
исследователь: Ты должен выбрать одно из двух: либо эти миры — Б-жественность, либо нет!
каббалист: Но ведь ты уже слышал, что Ацилут — это Б-жественность.
исследователь: Если это Б-жественность, то как ты можешь говорить, что Б-жественность проистекает из Б-жественности? Ведь мы должны свести источник всех творений к абсолютному единству. Если этих источников много, как может осуществляться постоянное управление, без изменений и разрушений? Поэтому мы вынуждены понимать источник как абсолютное единство. И если так, то невозможно представить себе умножение миров, порождение их друг другом и возникновение друг из друга. Говоря начистоту, разве это далеко от представлений христиан, внесших понятие троицы, говоря, что Он един и Он тройственен, ибо, несмотря на то, что Он порождает нечто — все это остается единым? Более того, мы должны признать, что до того, как сфирот возникли — их не было, значит, сфирот 4 — это «новые боги», а Эйн Соф 5, благословен Он, — Б-г «древний», и Он (не дай Б-г подумать) выбирает новых!? И еще — смотри, насколько далеко это от истинной веры. Ведь мы знаем, что Святой, благословен Он, абсолютно прост 6, и к Нему не могут иметь от ношения никакие события, происходящие с телами. А из твоих слов вытекает обратное, ведь если само бытие Его возникает из небытия в бытие, разве может быть событие большее, чем это?
каббалист: Ты уже потряс весь мир своими словами. Есть у тебя еще что добавить?
исследователь: Есть, и еще как! Ведь пока мы говорили только об Ацилут. А если перейти к мирам Брия, Йецира и Асия, количество противоречий и непонятных вещей возрастет неизмеримо, так что ни один мудрец или даже просто здравомыслящий человек не сможет этого вынести. Ведь если мы продолжим и обратимся к Б.Й.А., то ты и их тоже назовешь Б-жественностью и разделишь на части так, что одна часть все еще будет называться Б-жественностью, а другая — нет. Скажи мне, ради твоей жизни 7, разве может разум отделить часть от Б-жественности? Тем более, если эта часть — половина, треть или одна десятая. Или разделить служение таким образом, чтобы оно относилось к разным частям [Б-жественности]. Поверь мне, любезный друг, подобные утверждения не укладываются в голове, так как лишены здравого смысла, а просто верить в них − наивно. Однако две вещи мне бы хотелось узнать: первая — на какие источники опираются каббалисты и кто втянул их в этот спор? Вторая — какая польза от всех этих знаний? Ведь вполне достаточно верить, как делает большинство народа Израиля, что Творец, Причина причин, абсолютно един, что Он управляет миром, Он дал нам свою Тору и что скоро придет наш Избавитель. Так зачем же нам обращаться к сфирот и мирам, непонятным любому здравомыслящему человеку?
каббалист: Закончи уже все, что хотел сказать. исследователь: Знай, что ко всему, что я слышал и читал, у меня есть общая претензия, все это странно от начала и до конца. Но рассуждать о деталях я готов только в том случае, если у меня будет крепкий фундамент. Если все эти построения будут основаны на нем, то и детали станут понятны. Но если такой основы нет, зачем мне утомлять себя изучением деталей? Однако мной владеет недоумение в целом, и в нем есть два аспекта с общим корнем. Я слышал, вы говорите, что сфирот возникают ступень за ступенью, создавая подобие цепи, пока не возникнет материальный мир, и это, на мой взгляд, просто невозможно. Б-жественность преобразуется и превращается так, что из нее возникает материальный мир, мрачный, обманчивый и преходящий?! Еще более странно утверждение, что из аспекта суда в конце концов возникает Ситра Ахара! 8 А еще удивительнее, когда говорят, что в начале все было перемешано вместе — добро и зло, и из-за этого были разрушены несколько миров, так что добро проявилось отдельно, и это сфирот святости, а зло — отдельно, и это Ситра Ахара. На мой взгляд, утверждение, что сфирот святости вначале были смешаны с Ситра Ахара — просто ересь. Будь то на самом деле или только в потенциале, само утверждение, что у сфирот, то есть Б-жественности, и Ситра Ахара было общее бытие, неприемлемо для разума, тем более невозможно произнести такое, так как это создает впечатление, что в мире существуют две власти. А если ты ответишь, что сфирот — это свет, возникающий из Эйн Соф, благословен Он, то как я уже говорил вначале — разве может из Б-жественности возникнуть Б-жественность? Кроме того, если сфирот возникают из Него, значит, они отличны от Него? И даже если ты сто раз повторишь, что это подобно пламени, происходящему из угля, это просто слова, которые легко произносятся, однако тяжело увязать их в осмысленную фразу, которую бы разум не отказался воспринять; тем более, они не могут проникнуть в сердце и соединиться в нечто внятное. Никоим образом невозможно понять нечто, которое, не являясь собственно Б-жественностью, тем не менее есть Б-жественность. Я слышал, что вы служите сфирот, и я не вижу возможности разрешить это, если они не сама Б-жественность, а это — неверно, поскольку мы знаем, что душа возникает из самого Создателя, как можно называть их всех 9 Его именем? 10 А если ты скажешь, что Б-жественность близка к ним настолько, что они называются ее именем, что ты возразишь отступникам? 11 В конце концов, если ты сможешь ответить хоть на что-нибудь, я буду очень рад.
1 Каббала — истинная мудрость, тайная Тора. Но в дословном пер — воде это слово означает просто «получение». И в данном абзаце авторустами каббалиста противопоставляет любые знания, которые человек может приобрести в результате одних только своих усилий, знаниям, которые человек получает как откровение свыше. (Здесь и далее примечания переводчика.)
2 То есть «задавай вопросы, а я отвечу на них».
3 Все созданное делится на три мира, в духовном смысле находящихся один над другим. Это мир Асия (действия), самый нижний из них, мир Йецира (можно сказать, мир «образов»), еще называемый миром ангелов или миром речений, и мир Брия (Творения) — это мир замыслов. Вот что говорит об этом Рамхаль в книге «Путь Всевышнего»: «Еще необходимо знать, что всего есть четыре мира. А именно: наш мир, состоящий из двух частей: верхней и нижней, то есть части небесной, называемой “миром сфер”, и фундамента, называемого “низшим миром”. Вместе они составляют один мир (это мир Асия). Над этим миром есть мир ангелов — Йецира). А над ним — мир высших сил, источник Творения, упомянутый в первой части. Называется этот мир — “мир трона Всевышнего” (Брия). Еще выше можно различить совокупность влияний Всевышнего — открытие Его света, из которого возникают и от которого зависят все творения. По аналогии эта совокупность влияний тоже называется единым миром — “миром Б-жественности” (Ацилут). Однако заметь, что название “мир” можно применить к нему только как метафору, по причинам, которые будут объяснены ниже. Трем же предыдущим мирам это название соответствует на самом деле».
4 Вот как объясняет Рамхаль, что такое сфирот, в книге «138 врат мудрости»: «сфирот — это света, которые могут быть видимыми (т.е. постижимыми), что невозможно в отношении простого света Эйн Соф (бесконечный, благословен он). В этом высказывании две части. Первая — “сфирот, это света…” ‒ объясняет сущность сфирот. Вторая − “что невозможно в отношении простого света…” −объясняет, чем их сущность отличается от Эйн Соф. Оба этих аспекта необходимы для познания сфирот. А для их понимания необходимо знать, что нового они принесли ради Творения и чего не было ранее. Ведь, как уже объяснялось, сфирот возникли только ради сотворения мира, ведь в начале был только Эйн Соф, следовательно, для познания сфирот необходимо понимание того, что нового появилось в них и чего не было в Эйн Соф. Часть первая. “сфирот ‒ это света”. Сфирот − это распространение Б-жественности, а распространение Б-жественности мы можем назвать только светом, следовательно, сфирот мы будем называть светами. То, что Б-жественность может быть названа только светом, должно быть тебе очевидно. Заметь, ведь на самом деле Б-жественность не может быть определена никаким именем или словом, но поскольку без слов невозможно говорить, мы вынуждены дать ей некое имя, однако следует выбрать наиболее близкое по смыслу. Из всех материальных субстанций свет — самая тонкая, поэтому данное слово не столь далеко от понятия Б-жественности, как другие, и мы назовем ее именно “светом”. При этом учти, что “свет” в данном случае — это не буквальный свет, подобный материальному, а лишь нечто, называемое светом, дабы у этого было хоть какое-то имя. “…которые могут быть видимыми” − в этом все их отличие от Эйн Соф — они могут быть видимыми».
5 Дословно «Эйн Соф» означает «Бесконечный», далее будет об — яснено, к чему относится это понятие.
6 Что такое «простота» Создателя, Рамхаль подробно объясняет в книге «Дерех а-Шем» (Часть 1, глава 1, пункт 5): «И еще необходимо
знать, что сущность Его — сущность простая, без всякой множественности и структуры. И все совершенства присутствуют в Нем в простоте. Пояснение: душа человека наделена множеством разных способностей, у каждой из которых свои границы (свое определение). Например: память — это одна способность, желание — другая, а фантазия — третья, и ни одна из них не пересекает границы другой. Ведь определение (границы) памяти — это одно, а желания — нечто другое, и желание не входит в границы памяти, а память — в границы желания, и так во всем. Однако Господь, благословен Он, не несет в Себе разные силы, хотя, конечно, Ему присущи понятия, которые различны в нас, — ведь Он желает, и Он мудр, и Он может, и Он совершенен всеми видами совер-шенства. Истинная сущность Его — это нечто единое, соединяющее в своей истинности все, что является совершенством. И выходит, что все совершенство присутствует в Нем не как нечто дополнительное к Его естеству и истинной сущности, а именно в силу самой Его истинной сущности, включающей в себя все совершенство. Ведь естество это само по себе не может не обладать всем совершенством».
7 Этими словами исследователь заклинает каббалиста.
8 Ситра Ахара, в дословном переводе «другая сторона», − источник всех зол в мире.
9 Сфирот.
10 Вот в чем смысл вопроса: поскольку мы верим, что и душа возникает из самого Создателя, то чем сфирот отличаются от нее, так что их мы называем Б-жественностью, а душу — созданием?
11 Тем, кто обожествляет что-либо, отрицая абсолютное единство Всевышнего.
Скопировано с сайта р. Л.А. Саврасова с его любезного согласия.
Перевод р. Л.А. Саврасова.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи не делают из своих эмоций культа, не устраивают зрелищ. Они не воздвигают мавзолеи над могилами, не превращают могилу в цветники.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Подмен Рахели на Лею произошел не случайно. Наши мудрецы подробно объясняют, что стояло за этим шагом.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Бенцион Зильбер
Учим Тору с раввином Бен-Ционом Зильбером в иерусалимской ешиве Толдот Йешурун
Рав Реувен Пятигорский
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
Яаков беспрекословно выполнял требования Лавана, несмотря на обман со стороны последнего. О духовном смысле такого поведения.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если Авраам — это корень еврейского народа, а Ицхак — часть дерева от корня до ствола, то Яаков — это сам ствол…
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.