Из цикла «Исследователь и каббалист», темы: Сфирот, Каббала, РАМХАЛЬ, Духовный мир, Рав Лейб Александр Саврасов
А сейчас, с Б-жьей помощью, объясним десять сфирот. Это десять обобщений, в которых мудрецы Каббалы соединили все детали ашгахи так, что каждое обобщение включает бесконечное число деталей. Все детали добра, во всех мирах, включены в одну совокупность из этих десяти, называемую качество Хесед 71. А все аспекты власти, правления и суда включены в другое обобщение, и оно называется качество Гвура 72. Существует еще одно качество, среднее между этими двумя, — Рахамим 73. И для каждого из них есть три основы ашгахи, с помощью которых управляется мир. Прародитель, являющийся чем-то наподобие источника и древнего корня для каждого из качеств, порождение, которое само подобно прародителю, источнику и корню для своих порождений. (Мы называем их понятными нам именами только для того, чтобы иметь возможность говорить об их провидении и управлении нижними.) А еще у двух вышеперечисленных есть скрытый источник, корень всего. Из трех этих основ, в силу их единства, возникает нечто подобное дереву с ветвями. И как мы уже объясняли выше, в простой аллегории, все связано абсолютным единством во всех отношениях, ведь суд — это тоже доброта, тем более это относится к среднему качеству — милосердию. Поэтому для всех трех упомянутых аспектов определили единый источник, назвав его Кетер 74. Его назвали так в силу того, что все увенчаны им и им управляются. Кроме того, этот источник называют еще и «Эйн» 75, дабы показать, насколько он сокрыт, подобно корню дерева, и источник этот непостижим. Однако о собственной сущности Создателя мы не говорим вовсе, ибо ее мы не можем даже назвать никаким именем. Только иногда, в силу большой необходимости для понимания некоторых вещей, мы называем Его Эйн Соф, показывая этим только то, что Его сущность и Его недоступность бесконечны.
А вот схема того, что получили мудрецы Каббалы, — все детали ашгахи, стоящие на трех ступенях: прародитель и древний корень его, и порождение, идущее за ним, все это в трех видах и с единым источником. Корень всего — это:
Кетер
Бина Хохма
Гвура Тиферет Хесед
Ход Йесод Нецах
Малхут
Так вот, вся ашгаха добра состоит из трех видов 76, а Хохма 77 — их источник. Ашгаха суда состоит из трех аспектов с левой стороны, их источник — Бина 78. А три аспекта в середине составляют среднее качество — Рахамим. Йесод и Тиферет фактически едины, как еще будет объяснено, а их источник — это сокрытый Даат 79. Источник же всех источников, корень всех корней, единый сокрытый аспект — Кетер. Кетер — корень всего, и все возникает из него, подобно дереву, растущему из невидимого корня.
74 Корона.
75 «Нет» или «ничто».
76 Вся правая сторона — Хохма, Хесед и Нецах.
77 Обычно слово Хохма переводят как «мудрость», хотя и это весьма неточно. Раши, в комментарии на книгу Шмот (31:3), объясняет это понятие так: «то, что человек учит от других»; а вот что говорит об этом Рамхаль в книге «Даат Твунот»: «мудрость мы определим как “наполненность сознания верными образами”» (пункт 38), однако не следует забывать, что сказано там же (пункт 34): «аспекты неисчерпаемого совершенства Творца не могут быть прояснены для нас вообще, так как нет средств, чтобы их постичь. Например, известно, что Он мудр, — но не постичь нам всей глубины Его мудрости».
78 Дословно — «понимание», а Раши (Шмот 31:3) объясняет это как то, что человек понимает сам из уже выученного [от других].
79 Дословно — осознание, а Раши (Шмот 31:3) объясняет это как «дух святости», нисходящий на человека, то есть осознание из Б-жественного источника, что выше человеческого разума.
Скопировано с сайта р. Л.А. Саврасова с его любезного согласия.
Перевод р. Л.А. Саврасова.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?