Из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»», темы: Мудрость, Каббала, РАМХАЛЬ, Дерех Ашем, Качества Творца
В книге «Дерех Ашем» (Путь Творца) последовательно и систематически излагаются — на основе каббалы — основные положения еврейского мировоззрения.
Книга, к чтению которой вы сейчас приступите, есть не сочинение по еврейской философии, но произведение Устной Торы. Разница между двумя этими явлениями огромна и принципиальна. Источник философских идей — человеческий разум, исследующий и анализирующий явления с целью понять их истинную природу. В философии разум — высший судия. Источник же мыслей Торы — Б-жественное Откровение. Назначение человеческого разума состоит в осмыслении Откровения, выводе из него практических указаний: как жить человеку на земле в соответствии с волей Всевышнего. Рамхаль и другие еврейские мудрецы не придумали и не изобрели мысли, содержащиеся в написанных ими книгах. Они «лишь» придали умопостигаемую форму той мудрости, которую в сжатом виде еврейский народ получил на Синае во время дарования Торы. Величие мудреца не в том, что он придумывает идеи и концепции, которые становятся частью народного самосознания, но в том, что он раскрывает своему и последующим поколениям знание, которое уже содержится в идущей от Синая Традиции.
Тот, кто примет такой подход, обогатит себя несравненно, ибо знание — у смиренных.
Преимущество знания явлений в совокупности их частей, согласно их разделению и порядку отношения между ними, над знанием о них без различения, подобно преимуществу созерцания сада, великолепного своими клумбами и украшенного дорожками и рядами насаждений, над созерцанием зарослей кустов и дикорастущей лесной чащи. Ибо, действительно, для разума, желающего познания, картина многих частей, связь которых и истинная ступень каждой из них в общем здании неизвестна, есть не что иное, как нежеланная тягостная ноша, над которой он будет трудиться, прилагать усилия, ослабнет и устанет — и все без удовлетворения.
Ибо каждая из частей, чья картина дойдет до него, обязательно возбудит в нем стремление дойти в познании этой части до конца, но это не удастся ему, поскольку от него скрыто знание явления в его полноте. Ведь значительная часть явления — в его отношениях с (другими) соотносимыми (явлениями) и в его точном уровне в общем (явлении), а это скрыто от него. И получается, что он не может удовлетворить свое стремление к знанию, которое утруждает его; страсть причиняет ему боль — и нет покоя.
Не таков познающий явление во всей полноте. Поскольку объект воочию открывается ему таким, какой он есть, он пойдет и уразумеет (любую часть), к какой ни обратится, и будет наслаждаться и развлекаться красотой плода своего труда.
Основное, что человек должен различить в явлении, — это его истинная ступень, как мы упомянули. Ибо, когда мы произведем различение всего существующего, чувственного и рационального, — всего, чей образ может быть нарисован в нашем сознании, мы найдем, что не все явления относятся к одному виду и занимают одну ступень, но относятся к разным категориям с переменными уровнями. И в каждом виде свои уставы и законы.
И это одна из тех вещей, которые вынуждают нас различать между явлениями в нашем сознании, чтобы постигнуть их истинную суть, каждого — согласно его закону. Однако, у каждого вида и уровня есть один исток, и именно это следует различить в явлении: узнать, к какому истоку оно относится. Эти истоки: целое и часть, общее и частное, причина и следствие, само явление и то, что к нему присоединяется. В первую очередь об явлении необходимо знать, есть ли оно целое или часть, общее или частное, причина или следствие, основное или присоединяющееся.
И согласно уровню явления, различим в нем аспекты, которые требуются по его природе для завершения его понимания и формирования его образа: если оно — часть, постараемся узнать целое, частью которого оно является; если частный случай, исследуем его общий случай; если причина, исследуем его следствия, а если следствие, узнаем его причину; если оно — явление присоединяющееся, постараемся узнать то, к чему оно присоединяется, и исследуем, к какому виду присоединяющихся оно относится: предваряющее, продолжающееся или сопровождающее, сущностное или случайное, потенциальное или актуализированное — все это аспекты, без различения которых представление об явлении не будет законченным.
И в каждом случае человек поразмыслит о природе явления, чтобы узнать, абсолютно ли оно или ограничено, и если ограничено, исследует его границы. Ибо всякая истина обернется ложью, если будет отнесена не к тому объекту или взята вне своих границ.
Но необходимо понять, что количество частностей слишком велико, чтобы человеческий разум вместил их, и невозможно знать их все. Поэтому следует постараться узнать общие принципы, правила. Ибо всякое правило по своей природе включает много частностей, и когда человек поймет одно правило, окажется, что он, тем самым, постиг множество частностей, хотя еще и не различил их и не познал бытность их частными случаями этого правила. Но когда он столкнется с одной из этих частностей, не преминет узнать ее, поскольку ему уже известно общее, без которого невозможно существование частностей. И так сказали наши Мудрецы, благословенна их память (Сифри, Аазину 32:2): «Всегда собирай слова Торы в правила и выводи из них частные случаи».
Однако в этом знании правил необходимо знать их во всех их границах и аспектах. Даже вещи, кажущиеся по началу не имеющими последствий, следует хранить, обращать на них внимание и не пренебрегать ими. Как сказали наши Мудрецы: «Нет в Торе такой “пустой” вещи, что если истолкуешь ее, не получишь за нее награду в этом мире и основной капитал в Будущем мире». Ибо нет в правиле большой или малой вещи, для которой нет места в частных случаях. И то, что не добавляет и не убавляет в знании одних частностей, может произвести значительные изменения в других. И поскольку правило объединяет все свои частности, необходимо, чтобы оно содержало (всю информацию), достаточную для (понимания) всех (частных случаев). Поэтому необходимо крайне тщательно разобраться в этом, размышлять об явлениях, их соотношениях и связи между ними с большой точностью, с предельной ясностью различить их протяжение и развитие, как одно следует из другого, от начала и до конца, и тогда придет успех и разум просветится.
И вот, согласно всему этому, я составил для тебя, дорогой читатель, это небольшое сочинение, в котором намеревался исчерпывающе изложить общие принципы веры и служения таким образом, чтобы ты смог правильно понять их и достаточно отчетливо, без примесей и путаницы, обрисовать в своем сознании. Чтобы ты узрел с наивозможной ясностью их корни и ответвления и чтобы они стройно сложились в твоем сердце, а твой разум смог бы овладеть ими наилучшим образом. И после этого тебе будет легче разглядеть во всех частях Торы и в объяснениях к ней Б-жественный замысел и постичь все ее тайны, в соответствии с тем благословением, которым тебя наделит Ашем, твой Б-г.
Я постарался упорядочить вещи в порядке, который кажется мне наиболее удовлетворительным, и выразить их словами, которые я счел наиболее подходящими, чтобы дать тебе полную картину тех вещей, которым я решил тебя просветить. Поэтому и ты должен сейчас скрупулезно изучить все это и запомнить хорошенько до той поры, пока это (знание) не пригодится тебе. Не пренебрегай ни одной деталью, чтобы не скрылось от тебя что-нибудь необходимое. Поступай так: уточняй каждое слово и постарайся понять содержание всех понятий и зафиксировать в своем сознании их истинную суть; тогда найдешь себе покой, который одарит тебя благом. Я назвал эту книгу «Путь Творца», так как она (описывает) общие принципы всех Его путей, которые Он открыл нам через Своих пророков и дал нам познать в Своей Торе; согласно им Он управляет нами и всеми Своими созданиями.
Я разделил эту книгу на четыре части: в первой говорится об основах мироздания, во второй — о надзоре Всевышнего над Творением, в третьей — о пророчестве и в четвертой — о служении.
И ты, брат мой, ступай этой дорогой, и Ашем будет с тобой, и даст тебе глаза, чтобы видеть, и уши, чтобы слышать чудеса Его Торы.
Амэн, такова да будет Его воля.
О Творце, благословенно Его Имя
[1] Каждый еврей должен верить и знать, что есть первый Сущий, Предваривший (творение) и Вечный. Он сотворил все Бытие и продолжает поддерживать его существование. Этот Сущий есть Б-г, благословен Он.
[2] Еще нужно знать, что истинная суть этого Сущего ни для кого, кроме Него, совершенно непостижима. И только то известно о Нем, что Он существует и что Он совершенен всеми видами совершенства, и нет в Нем абсолютно никакого недостатка.
Знание об этом получено нами от праотцев и пророков. Стоя у горы Синай, все евреи постигли его, убедились в его истинности и научили этому Знанию своих сыновей, поколение за поколением, до сего дня. Ибо так приказал им наш учитель Моше, мир ему, со слов Всесильного (Дварим 4:9): «Чтобы не забыл ты того, что видели твои глаза и чтобы это не ушло из твоего сердца все дни твоей жизни. Поведай о них своим сынам и сынам своих сынов».
Впрочем, истинность всех этих вещей может быть доказана также и с помощью логического исследования. Правильность их можно показать, отправляясь от наблюдений природы, с помощью физики, механики и других наук, из которых можно взять первичные истины и совершенно определенно вывести из них эти истинные утверждения. Этим, однако, мы не будем заниматься сейчас, а изложим исходные принципы и упорядочим вещи с предельной ясностью согласно полученной нами традиции, известной всему нашему народу.
[3] Еще необходимо знать, что бытие этого Сущего, благословенно Его Имя, обязательно и что Его небытие совершенно невозможно.
[4] Еще необходимо знать, что Его существование совершенно не зависит от кого-либо другого, а вынужденно само по себе.
[5] И также необходимо знать, что Его существование есть простое существование, совершенно без структурности и множественности, и все совершенства находятся в Нем простым образом. Объяснение: в душе человека есть различные и многочисленные силы, каждая из которых имеет свою область действия. Например: память — одна сила, воля — другая, а воображение — третья, и ни одна из них не пересекается с другой. Ибо память — нечто одно, и воля что-то другое, и воля не пересекается с памятью, а память не заходит в пределы воли, и так все они. (Таким образом можно сказать, что человеческий разум имеет структуру и не прост).
Но Господин, благословен Он, не есть обладатель различных сил, хотя на самом деле есть в Нем аспекты, которые в нас различны, ведь Он желает, Он мудр, Он может и Он совершенен всеми видами совершенства. Однако истинность Его бытия едина и включает в свои рамки все, что является совершенством. Получается, что Он обладает совершенством не как чем-то дополнительным к Своей сущности и истинности, но со стороны самой Его истинной сущности, включающей в своей истинности все совершенство; то есть — сущность Его сама по себе не может быть несовершенна.
Но на самом деле все это очень далеко от нашего постижения и представления, и у нас почти нет способа это объяснить и слов, чтобы истолковать. Наше представление и воображение охватывают лишь то, что ограничено рамками природы, созданной Всевышним. Только это ощущают наши органы чувств и только такие образы они представляют перед разумом. Сотворенные же объекты многочисленны и разделены.
Но мы уже говорили выше, что истинность Его Сущности непостижима, и нельзя провести аналогию между тем, что мы видим в творениях, и Творцом, ибо их сути и сущности совершенно несопоставимы, и невозможно судить об одном, исходя из другого.
Но это — также одна из вещей, известных из традиции, и истинность которых проверена исследованием законов и принципов самой природы — что, во всяком случае, не может быть, чтобы не существовал один Сущий, Который вне природы, ее законов и границ; и к Нему не относятся небытие и недостатки, множественность и составность; Он — вне всякого отношения и сравнения и всех событий, происходящих с творениями, и Он — истинная причина всего существующего и всего, что происходит. Ибо без этого существование объектов, которые мы видим, и их постоянность были бы невозможны.
[6] И еще одно необходимо знать, что эта Сущность непременно одна и не более. То есть — невозможно, чтобы существовали многие сущности, существование которых обязательно само по себе. Только Он один должен существовать в этом обязательном и совершенном существовании; и если существуют другие объекты — То только потому, что Он производит их по Своему желанию, и все они зависят от Него, а не существуют сами по себе.
Получается, что всего этих фундаментальных принципов — шесть:
— истинность Его существования;
— Его совершенство;
— обязательность Его существования;
— Его независимость от других;
— Его простота;
— Его единственность.
Разрешение на публикацию было любезно предоставлено издательством «Швут Ами».
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»