Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
На горе Синай были получены Письменная и Устная Тора. В Письменной законы, которые должен исполнять еврей, обозначены кратко и лаконично. Подробности же сообщает нам Устная Тора, которая на определенном этапе была записана мудрецами. Существует целый ряд правил для того, чтобы при помощи толкования прийти к пониманию тех или иных заповедей.

Закон, установленный людьми в результате давления различных социальных групп, медленно и мучительно пролагает себе дорогу через компромиссы и ошибки.

В отличие от него, еврейский закон появился в блеске огня и славы и был дан Самим Б-гом.

Кабалат Атора — акт вручения Торы на горе Синай — явился, очевидно, самым возвышенным моментом человеческой истории. Б-жественное Откровение, чудо, внушающее благоговейный трепет, было отмечено тем, что Б-г в присутствии трех миллионов мужчин, женщин и детей сорвал покровы со Своего святого закона.

Наасе венишма — сказали евреи еще до Кабалат Атора: «Мы принимаем обязательство соблюдать законы; теперь выслушаем их». С тех пор верные традиции евреи в каждом поколении принимают то же обязательство.

Законы, которые даны на горе Синай, называются Алахот МидеОрайта. Их можно разделить на несколько категорий. Одна группа законов составляет значительную часть Письменной Торы. Они перечислены в Хумаше — Пятикнижии Моше.

Однако там эти законы только обозначены. Детально же они объясняются в Устной Торе, которая также была дана на горе Синай. Как говорилось ранее, Устная Тора передавалась из поколения в поколение без того, чтобы быть записанной. Таким образом, другие народы были лишены доступа к ней и не могли объявить ее своей, как это случилось с Письменной Торой.

Законы Устной Торы многочисленны и сложны, и мудрецам древности было не так просто их запомнить. Чтобы упростить эту задачу и помочь их использованию в новых условиях, мудрецы применяли следующие вспомогательные средства:

а) Свара (логика). Опираясь на здравый смысл, подкрепленный глубоким пониманием Торы, мудрецы могли применять основные законы Торы в новых ситуациях. Например, Тора велит нам не переносить в шабат никаких предметов из общественного владения в частное. Отсюда мудрецы вывели правило о запрещении выноса предметов в шабат из личного владения в общественное. Свара является одним из способов выведения законов, основывающихся на Письменной Торе.

б) Драш (толкование). В тексте Письменной Торы содержатся косвенные указания на многие законы, а мудрецам следовало выводить эти законы с помощью определенных методов интерпретации.

в) Существуют 13 герменевтических правил, которые употреблялись для толкования текста Торы. (Их перечисление можно найти во многих молитвенниках). Объяснение этих правил Моше получил на горе Синай. Мудрецы древности (до завершения Гемары) употребляли их для подтверждения законов, не описанных прямо в Письменной Торе, а лишь обозначенных в тексте намеками.

Далее следуют Алахот ЛеМоше МиСинай (Законы, полученные Моше с Синая). Эти законы также открылись Моше Рабейну на Горе Синай, но они не содержатся в явном виде в Торе и их нельзя вывести с помощью 13 герменевтических правил. Таковы законы, детализирующие приготовление Сэфер Торы, тфилин и мезузы.

Тора остается безусловным источником еврейских законов до настоящего времени. Она во всей полноте передавалась из поколения в поколение, детали же ее объяснялись мудрецами разных периодов. В эпоху правления Судей и Царей в Израиле передача закона была стабильной. Изучающие Тору обсуждали ее подробно, а Санхедрин (Верховный Суд) основывал на ней свои решения. Однако жестокие преследования времен римского владычества вызывали опасения, что Устный Закон будет забыт. Тогда он был записан в виде Мишны и Гемары, дошедших до нашего времени без изменений.

Существует также и другой источник еврейского закона: Алахот МидеРабанан (Установления Мудрецов). Тора предоставляет мудрецам, повсеместно уважаемым за свою ученость и праведность, особое разрешение на введение установлений, охраняющих традиции Торы. Нап-ример, Аншей Кнэсет Агдола (Мужи Великого Собрания), возглавляемые Эзрой, по возвращении из вавилонского плена установили произнесение Кидуша и чтение Торы по понедельннкам и четвергам. Установления Рабаним (мудрецов) в принципе не могут ни противоречить закону Торы, ни игнорировать его.

Пятикнижие и Талмуд являются основой всего еврейского закона до настоящего времени. Но это не просто свод законов. В них также отражена история, философия и моральные наставления, существенные для духовного процветания еврейского народа.

В Талмуде иногда приводятся различные точки зрения на один и тот же предмет, возникшие в результате разных версий традиции или связанные с разными способами рассуждений. С течением времени возникла необходимость в таких книгах по алахе, которые содержали бы окончательные решения, расположенные в строгом порядке, и могли удовлетворять ежедневные потребности каждого еврея.

Кроме того, в постталмудическую эпоху начался процесс рассеяния евреев по миру. Они оседали в Европе, Азии, Америке, попадая в условия, о которых прямо не упомянуто в Торе или Талмуде. По всем возникавшим вопросам они обращались к ведущим мудрецам своего времени. Так, в VI-X вв. возникли книги, называемые Шеелот Утшувот — собрания вопросов и ответов на различные темы. В дополнение к сказанному следует добавить, что новые условия, в которых оказались евреи, привели к появлению различных обычаев (минхагим) в выполнении законов. (Например, хотя основы церемонии еврейского бракосочетания повсюду остаются неизменными, детали ее разнятся от общины к общине.) Поэтому-то потребовался точный свод законов — основа правильной практики.

Упомянем важнейшие кодексы, составленные от начала эпохи Ришоним (Первых Комментаторов, живших тысячу лет назад), до настоящего момента.

Рабейну Ицхак Альфаси, которого обычно называют Риф (1013—1103 гг.), родился в Алжире, позже прибыл в Испанию. Он записал окончательные алахические решения Гемары, опуская не относящийся к ним материал. Рамбама настолько впечатлила эта работа, что лишь несколько моментов в ней он счел спорными.

Сам Рамбам (Рабби Моше бен Маймон, 1135—1204 гг.) был выдающимся знатоком Торы своего времени; он был также известен как философ и врач. Его Мишнэ Тора (которую еще называют Яд Ахазака) представляет собой строго систематизированный четырнадцатитомный свод законов, охватывающих все аспекты еврейской жизни.

Рабейну Яаков бен Ашер (сын Роша) написал книгу Арба Турим, состоящую из четырех частей: Орах Хаим (законы повседневной жизни — молитва, шабат, праздники), Йорэ Деа (законы кашрута, семейной чистоты), Эвен Аэзер (законы о браке и разводе) и Хошен Мишпат (гражданское право).

Эти три книги явились основой для Шулхан Аруха рабби Йосэфа Каро (1488—1575 гг.), свода законов, ставшего чрезвычайно популярным. Рама, рабби Моше Исерлис из Кракова (1530-1572 гг.) добавил к труду цфатского мудреца ашкеназские обычаи. Шулхан Арух с замечаниями Рамы стал универсальным сводом законов иудаизма. Сокращенная версия Шулхан Аруха — Кицур Шулхан Арух, составленный рабби Шломо Ганцфридом (1804—1886 гг.), завоевала большую популярность среди евреев; широко известен также глубокий комментарий на Орах Хаим — Мишна Брура, написанный Хофец Хаимом (Рабби Исраэл Меир Акоэн, 1838—1933 гг.).

В наши дни Игрот Моше рабби Моше Файнштейна, זצ"ל является одним из примеров продолжающейся серии алахических ответов, касающихся применения вечных законов Торы в современных условиях.

Каждый еврей должен знать основы еврейского закона и если у него возник вопрос, обратиться к компетентному раву. При этом он может быть уверен, что он действует в соответствии с той самой Торой, которую евреи получили на Синае.

с разрешения издательства Швут Ами


Сара — великая праведница и пророчица. Даже Аврааму велел Б-г «слушать» все, что она скажет. Тем не менее, долгие годы Сара была бесплодной, и только прямое вмешательство Всевышнего помогло ей родить сына Ицхака. Читать дальше