Темы: Раввин, Мудрец, Изучение Торы, Рав Ашер Кушнир
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныВ наш город из Израиля приезжают раввины. Поначалу к ним все относились очень уважительно, но со временем оказалось, что они отличаются от всех остальных только одеждой… Кто такой рав? Кого можно называть равом?
Вопрос
Скажите, можно ли полагаться на совет молодого раввина, который не имеет жизненного опыта?
Тема «Кто раввин?» – непроста, а для многих из нас, кто прежде не жил еврейской жизнью, — и вовсе загадочна. Если покопаться, то заметим, что понятие рав, ребе впервые появилось у нас в сознании то ли из художественной литературы, то ли из хасидских историй, то ли из безосновательных фантазий. Многим раввин порой представляется некой исключительной личностью, которая каким-то мистическим образом способна решить все наши личные проблемы, читать мысли и предвидеть события. Поэтому, чтобы более реально разобраться в Ваших непростых вопросах, попробуем вначале понять, что включает в себя понятие рав.
Кто такой рав?
Во всех еврейских источниках раввина называют талмид-хахам, в переводе — «мудрый ученик». Уже из самого названия следует несколько требований.
· Первое — мудрость. Рав должен обладать колоссальными знаниями, прежде всего, знать все составные части Письменной и Устной Торы. Показатель этого — способен ли он сразу же ясно ответить на любой вопрос по Галахе (еврейскому Закону), даже такой, который редко задают.
· Второе — речь идет о мудрости, которая обязывает всегда находиться в статусе ученика. Проверка «мудрого ученика» заключается в том, насколько он эту мудрость любит, ищет и желает обрести, насколько хочет ее расширить и углубить.
Но как бы ни были высоки требования к мудрости раввина, в еще большей степени высоки требования к его нравственной чистоте.
Сказано в Талмуде, что мудрец, у которого есть пятно на одежде, достоин «смерти». «Пятно» — в прямом смысле, ибо если ходит в грязном одеянии, то тем самым принижает ценность Торы в глазах людей. И в переносном — рав должен быть незапятнанным в деяниях, в словах и в помыслах.
Сказано еще, что рав, у которого внутреннее духовное содержание не соответствует его поведению, — не называется «мудрый ученик». Профессор этики не обязан сам вести себя этично, а к раву это первое требование.
Чем рав выше, тем он скромнее и проще, тем более его слова не расходятся с делом, а то, что в сердце не расходится с тем, что на устах. Когда рассказывают о раввинах, то упоминают не их гениальность, это и так явно открыто в их книгах, а их праведность и благочестие в самых мелких поступках.
Кроме этого, есть еще длинный перечень строгих требований к «мудрым ученикам», который не предъявляется любому другому еврею. Все это вместе и составляет понятие рав.
Теперь по сути вопросов.
Кого можно называть равом?
Когда-то раввином называли того, кто в разной степени обладал всеми вышеупомянутыми качествами. Это были главы йешив и общин, раввины городов и т.д. Со временем многое изменилось. Поколения мельчают, представления эволюционируют. Сейчас равом называют любого религиозного мужчину в костюме, со шляпой и бородой. Кто без шляпы — реб. В принципе, это стало уважительной формой обращения вместо адон — господин.
Начинающим баалей-тшува на первых порах все, кто даже просто с кипой на голове, кажутся раввинами. Но, как было сказано, настоящих раввинов — мало, среди русскоязычных — единицы. Получается, что большинство русскоязычных евреев никогда не видели и не встречались с раввинами. Поэтому вполне возможно, что Вы просто оказались жертвой семантического недопонимания…
Ну, а все-таки, кого, кроме настоящих раввинов, правомерно называть рав? Например, как долг уважения, тех, кто обучил Вас азам еврейской жизни, обучал Торе и первым шагам в соблюдении заповедей.
Поэтому те, кто принес в Ваш город первоначальные знания о Торе, для Вас — действительно равы, и так их следует называть, даже если…
Раввин без жизненного опыта?
Раввин должен иметь смиху — полномочия, чтобы отвечать на вопросы по Галахе. И жизненный опыт, чтобы давать житейские советы. Как правило, пока будущий рав получает смиху, у него набирается огромный жизненный опыт. Но… мы можем опять запутаться в терминологии. О чем идет речь?
Когда Вы спрашиваете о раввине, то, скорее всего, имеется в виду молодой человек, который проучился в йешиве какое-то время и согласился приехать к Вам в город заниматься развитием еврейской жизни. У него нет смихи, нет жизненного опыта и не так много знаний. Но…
У нас принято к учителю Торы обращаться с уважением. Мы обязаны принять авторитет учителя, быть «ниже его», даже если он — моложе и знает немногим больше Вашего. Без авторитета учителя, даже то малое, что он знает, он не сможет Вам передать. Поэтому он для Вас – рав. Но…
Он для Вас рав лишь в изучении Торы, а в житейских проблемах следует обращаться только к тем еврейским мудрецам, которые пропитаны духом Торы, имеют обширные знания и накопили богатый опыт жизни.
Рав Александр Айзенштадт
В чём состоит работа раввина? За какой срок можно выучиться на раввина?
Неизвестный автор
Раби Шломо бар Мордехай Гольдман (5630-5705 /1870-1945/ гг.) — выдающийся хасидский наставник и бааль мофет (чудотворец). В 5686 /1926/ году р. Шломке получил разрешение на выезд из Советской России и отправился на Землю Израиля. На корабле он потребовал от сопровождавшего его внука, чтобы тот не открывал никому на Святой Земле, что он — Ребе из Звиля. «Я выбрасываю свое раввинство в море! — сказал р. Шломке». Он обосновался в Йерушалаиме и жил в крайней бедности, днями и ночами занимаясь в учебном зале ешивы Хаей олам , расположенной в Старом городе. Соседи и учащиеся ешивы даже не знали его имени и называли его просто «еврей из Звиля». Через некоторое время руководитель иерусалимской общины р. Йосеф-Хаим Зонненфельд (см.) получил письмо из Европы, в котором сообщалось, что в святой город отбыл знаменитый Ребе из Звиля. Р. Зонненфельд начал поиски, но они не увенчались успехом. Лишь три года спустя некий паломник из Звиля, заглянувший в ешиву Хаей олам , опознал в нищем старике, склонившемся над книгами, своего прославленного Ребе — и от неожиданности во весь голос известил об этом всех окружающих (там же с.82—83; Гдолей адорот ). Р. Шломке больше не мог скрываться — люди потянулись к нему за советом и благословением, и вскоре его бедный дом в квартале Бейт Исраэль стал одним из центров святого города. В эти годы р. Шломке всецело посвятил себя нуждам сирот и бездомных детей. В его доме также находили приют юноши, приезжающие в Йерушалаим, чтобы изучать Тору, — бывали дни, когда за его обеденным столом собиралось три, а то и четыре десятка юных гостей ( Гдолей адорот ). Каждый день он молился у Стены плача. Однажды, возвращаясь после молитвы, он увидел над одной из арок молодого араба, готовящегося встретить евреев градом камней. Р. Шломке посмотрел на араба пристальным и тяжелым взглядом, — и тот, потеряв сознание, безжизненно рухнул вниз (Р. Б. Гефнер, Оламо шель хасид т.2,с.112). Но гораздо чаще Ребе из Звиля оказывал исцеляющее воздействие. Однажды он пригласил к себе на выпечку мацы еврея, у которого одна из рук была парализована. Как только больной, следуя приказу р. Шломке, приступил к работе, его рука, впервые за долгие годы, ожила ( Гдолей адорот ). В 5700 /1940/ году один из иерусалимских знатоков Торы, р. Залман Гальперин, получил тревожную телеграмму, в которой сообщалось, что его внук, живущий в Канаде, попал в дорожную аварию и его состояние очень тяжелое. Р. Гальперин поспешил к Ребе из Звиля и показал ему телеграмму. Приблизив телеграмму к глазам, р. Шломке стал читать ее вслух — однако вместо слов «Мальчик в тяжелом состоянии», он прочел: «Мальчик здоров», а вместо слов «Врачи опасаются за его жизнь» — «Врачи говорят, что его состояние не вызывает никаких опасений». Несколько позднее р. Залман Гальперин сумел связаться с Канадой: ему сообщили, что ребенок начал стремительно поправляться. Р. Гальперин спросил, когда именно врачи обнаружили первые признаки улучшения. Оказалось, что в пересчете на время Земли Израиля, улучшение началось именно в ту минуту, когда он беседовал с Ребе из Звиля ( Везэ шаар ашамаим с.512—513). В начале 5700-х /1940-х/ годов к нему обратилась жена знаменитого иерусалимского магида р. Шалома Швадрона — врачи подписали приговор их пятилетней дочери, у которой был поврежден спинной мозг, категорически заявив, что девочка никогда уже не сможет ходить. «Ты должна сорок дней подряд молиться у Стены плача за ее выздоровление», — сказал Ребе из Звиля. Женщина растерялась — ведь в те дни из-за постоянных нападений арабов путь к Стене плача был смертельно опасен. Поняв причину ее смятения, р. Шломке сказал: «Я буду молиться вместо тебя!». Ровно через сорок дней девочка поднялась с кровати и со счастливой улыбкой пошла навстречу отцу и матери. По мнению ряда исследователей, именно этот случай стал источником широко распространившегося обычая молиться у Стены плача в течение сорока дней подряд (там же с.518—519). В годы второй мировой войны, когда германские войска под командованием генерала Ромеля приближались к Земле Израиля, Ребе из Звиля страстно молился за избавление еврейского народа от полного уничтожения. По свидетельству очевидца, во время молитвы он был подобен «пылающему факелу», свет которого сливался со светом Шехины . Своим близким он уверенно говорил, что Землей Израиля фашисты не овладеют ( Гдолей адорот ). С разрешения Швут Ами
Рав Ашер Кушнир
Неизвестный автор
Получает памятный подарок от Рава Бенциона Зильбера, Раввина Толдот Йешурун.
Редакция Толдот
Рав Ашер Кушнир
Йеуда-Лейб Аврех
Рав Зильбер дает урок в колеле подготовки раввинов и общинных лидеров в городе Лейквуд, Нью джерси, в «столице Торы в Америке».
Давид Россоф,
из цикла «Наш наследный удел»
Еще со времен вавилонского изгнания многие мудрецы и руководители еврейских общин по разным причинам избегали выполнения этой мицвы. Именно поэтому ведущие академии по изучению Торы оставались в Вавилоне вплоть до X века.
Рав Берл Набутовский
Кого каждый из нас может назвать своим учителем?
Йеуда-Лейб Аврех
Рав Бенцион Зильбер учится в хевруте с реб Довидом Бениашвили.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Кроме запретов, данных Торой, существует немало ограничений, установленных раввинами. Относиться к ним следует столь же внимательно и ревностно.
Неизвестный автор
Раби Цви Гирш Калишер, (1795- 1874 гг.) – один из основателей движения Хибат Цион (Любовь к Сиону), способствовавшего массовому возвращению евреев на Землю Израиля. Был одним из ближайших учеников Раби Акивы Эйгера (из книги «Еврейские мудрецы»).
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его