Из цикла «Чтобы понять и постичь», темы: Избранность, Ассимиляция, Народы мира, Элиэзер Гервиц, Общество, Праведники народов мира
Иудаизм, безусловно, верит, что ни один из народов не является от природы менее развитым или способным, чем другие. Все люди — дети Б-га и имеют возможность вести достойную, счастливую жизнь. Неевреи также должны выполнять заповеди, установленные Б-гом, семь мицвот Бней Hoax, что сделает их жизнь осмысленной. Иудаизм с уважением относится к праведникам — неевреям и называет их хасидей умот аолам (праведники народов мира).
В то же время Тора называет евреев избранным народом, народом священников, обладающим особым потенциалом святости, которым наделил его Б-г и который он должен стараться не растратить. Путь к этому — жить согласно жестким требованиям Торы, соблюдая определенные законы и избегая некоторых действий, дозволенных неевреям.
Практически это означает, что подлинно еврейский образ жизни в некоторых отношениях весьма отличается от образа жизни неевреев. Действительно, и евреи, и неевреи получают образование, зарабатывают себе на жизнь и создают семьи. Евреи могут жить и работать в современном обществе столь же успешно, как и все остальные. Однако евреям даны более детальные указания, как выполнять волю Б-га в стремлении к достижению своих жизненных целей.
Они должны сохранять духовность, соблюдая законы шабата и праздников, кашрута, молитвы и другие заповеди. Если они этого не делают, если они ведут себя как неевреи, свободные от этих заповедей, они отказываются от своего духовного наследия. Следовательно, еврей не может жить, во всем подражая неевреям, и заявлять, что он — настоящий еврей.
Сказанное, конечно, не означает, что евреи и неевреи не должны иметь между собой ничего общего, хотя на протяжении веков именно неевреи последовательно и неуклонно стремились изолировать народ Израиля. Несомненно, евреи и неевреи должны объединять свои усилия в борьбе за всеобщий мир, права человека и защиту окружающей среды, как это часто и бывает. Следует под-черкивать сходство между людьми, если это помогает им жить в мире.
Но поддерживать добрососедские отношения это одно, а вступать в близкие связи, приводящие к ассимиляции, — другое. Ассимилянты часто утверждают, что они лишь соединяют лучшее, что есть в еврейской и нееврейской культурах. Однако результат почти всегда бывает противоположным: полный отказ от еврейской религии и утрата своего еврейства. Иногда эти люди и их дети доходят до того, что отказываются от своих еврейских имен, еврейских обычаев и еврейского наследия, становясь при этом больше «гоями», чем те неевреи, которым они подражают. Они уже не выказывают преданности Торе, игнорируют ее законы, лишают своих детей еврейского воспитания в какой бы то ни было форме, и те вырастают невежественными врагами еврейства. Такие люди от-казываются от четырехтысячелетнего наследия, от возможности остаться духовно преданными Б-гу ради преходящего блеска нееврейского мира: ночных и загородных клубов, дискотек, сиюминутных удовольствий.
Всегда находятся такие, кто уверенно заявляет, что приведенное выше описание к ним не относится, что они способны сохранить свое еврейство, сохранить свои еврейские имена и воспитание, ходить в синагогу и в то же время быть полноправными членами мира «универсальных ценностей». Но они не понимают, что тем самым лишают себя части особой духовности, отрицают особый еврейский характер. Как могут евреи быть «народом священников», если они должны усвоить образ жизни неевреев, чтобы почувствовать удовлетворение?
Следует иметь в виду еще кое-что. Если человек отрицает свое еврейство, то кто он тогда? В современном обезличенном мире обычным явлением для людей стали поиски «корней», исторического свидетельства того, что они принадлежат к какой-то определенной группе. Они хотят гордиться своим прошлым, ощущать свои истоки. Им необходимы доказательства, что они действительно заслуживают уважения уже самим фактом своего существования. Но на какие «корни», на какое уважение может претендовать еврей, отошедший от еврейства? Какие у него корни? К какой семье сможет он вернуться?
Кроме того, таким людям следует понять, что признают они это или нет, их еврейское происхождение не останется тайной. Во времена катаклизмов неевреи всегда доискиваются, в ком течет еврейская кровь. Евреи, отошедшие от еврейства, тоже подвергались преследованиям антисемитов. Нацисты не делали различия между ассимилированными и неассимилированными евреями. Те, кто ассимилируются, чтобы чувствовать себя в большей безопасности, лишь обманывают себя. Евреям, соблюдающим традиции, в тяжелые времена по крайней мере служит опорой близость к Б-гу и ощущение общей исторической судьбы. А что остается ассимилированному еврею, когда от него отворачиваются нееврейские друзья?
Действительно, он может какое-то время наслаждаться блеском и роскошью нееврейского мира. Но куда же делась его еврейская духовность?! Что стало с его святым наследием, целью его существования? Можно ли быть уверенным, что когда-нибудь неевреи не станут обращаться с ним как с чужаком? Сможет ли он прожить без чувства вины, комплекса неполноценности, раздвоения личности? Что он будет делать, когда, в конце концов, придется отвечать за свою жизнь перед Б-гом? Если бы он сохранил свою веру, то, по крайней мере, мог бы чувствовать себя членом еврейской общины, одним из представителей святого народа. Ему была бы обеспечена благосклонность Б-га, он мог бы прожить святую жизнь. Он мог бы открыто гордиться своей принадлежностью к великой нации, но… он предпочел этого не делать. И, в конце концов, ассимилированный еврей останется ни с чем — одинокой жалкой фигурой. Богатым, — может быть, современным, — возможно, но человеком без нации, без духовности, без Б-га.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.