Из цикла «Чтобы понять и постичь», темы: Пятикнижие, Тора и наука, Пророчество, Элиэзер Гервиц, Письменная Тора, Истинность Торы
Традиция утверждает, что Моше принял Тору от Б-га на горе Синай, что Моше записал Тору и, в свою очередь, передал ее еврейскому народу. Это та Тора, которая затем передавалась из поколения в поколение вплоть до наших дней.
Никто не отрицает, что Письменная Тора существует или что она написана в древние времена. Но у многих возникает вопрос: где доказательства того, что Тора не была написана Моше или его современниками без всякого Б-жественного руководства? Вот, что можно сказать по этому поводу:
а) Тора содержит множество трудновыполнимых предписаний, в том числе и одиннадцать установлений (хуким), которые не поддаются рациональному объяснению (например, предписания не надевать одежду из смеси шерсти и льна, не смешивать молоко с мясом и т. д.) Во времена исхода из Египта евреи не были послушным народом. Они с трудом признавали власть над собой и зачастую роптали на своего вождя Моше. Крайне маловероятно, чтобы жившие в то время 600 000 взрослых евреев безропотно согласились с ограничениями, налагаемыми на них Торой, если бы эти требования исходили лишь от простого смертного. Моше был всего лишь почтенным старейшиной, и он не мог в одиночку утвердить свою власть. Значительно более вероятно, что евреи согласились принять заповеди Торы в результате прямого Б-же — ственного вмешательства — Откровения Б-га на Синае.
б) В Торе имеются заявления, которые не рискнул бы сделать ни один из смертных. Несомненно, что ко времени Исхода человечество не обладало соответствующей эмпирической информацией. Определенные утверждения Торы могли быть опровергнуты уже в следующем поколении, но все они были подтверждены, причем многие из них уже в наши дни. Одним из таких примеров, как указывалось ранее, является порядок сотворения мира. Действительно, ни один смертный во времена Моше не мог бы с определенностью сказать, что растения и водные животные появились раньше наземных организмов, — однако, именно это утверждает и современная палеонтология. Как мог простой человек утверждать, что только три вида из всех животных — гамаль (верблюд), арневет (заяц) и шофан (кролик) жуют жвачку и имеют неполностью раздвоенные копыта (Дварим 14:7—8)? Это мог знать только всезнающий Б-г, и действительно — никто во всем мире до сих пор не обнаружил животных с подобными чертами. И кто бы мог взять на себя смелость утверждать, что, если евреи не будут выполнять мицвот, их святыня будет разрушена, а сами они будут рассеяны по свету? А что, если бы предсказание не сбылось? Тогда Тора потеряла бы смысл, поскольку перестала бы соответствовать истине. На самом деле, только всезнающий Б-г мог сделать столь точное предсказание.
Евреи грешили, Храм был разрушен, и евреи до настоящего времени остаются рассеянными по всему миру. Подобно этому предсказания пророков (Иешаи, Ирмияу и Ехезкеля) о разрушении Первого Храма и о возвращении евреев из Вавилона после 70 лет изгнания могли быть сделаны только с Б-жьей помощью. Факт существования подобных предсказаний — свидетельство того, что за ними стоит всемогущий Творец.
в) Кроме того, логика показывает, что даже форма написания Торы была бы иной, если бы она являлась созданием человеческого гения. Всякий вождь, особенно в те древние времена, представил бы себя и своих предков богоподобными существами без всяких изъянов. Однако мы находим, что Тора упоминает многие недостатки Моше и его предшественников. Например, Моше происходит из колена Леви, но сам Леви показан человеком, который разрушил целый город Шхем, что Тора строго осуждает (Берешит 49:6). Тора не утаивает и недостойных действий брата и сестры Моше: Аарона, участвовавшего в создании золотого тельца, и Мирьям, которая дурно отозвалась о Моше. Сам Моше нарушает волю Всевышнего, ударив в скалу, чтобы получить воду, и в наказание лишается права войти в Святую Землю. Если бы Моше написал Тору сам, он, вероятно, не включил бы в нее эти нелицеприятные рассказы о себе, своей семье и своем народе.
Кроме того, Моше, наверное, не обнародовал бы многие законы, которые мы находим в Торе. Для чего ему создавать хуким — законы, не имеющие никаких рациональных оснований? Это вряд ли прибавило ему популярности. Зачем бы он уделил так много внимания законам Эрец Исраэль — земли, в которую ему не было суждено попасть? Почему он выбрал Иеошуа, а не одного из своих сыновей в качестве преемника? Почему он отказал своим соплеменникам, левитам, в постоянном наделе в Святой Земле?
Эти и многие другие факты свидетельствуют, что ни Моше, ни какое-либо другое человеческое существо не могло написать Тору. Только сам Б-г смог сделать Тору столь совершенной, что она остается актуальной до сего дня.
Резюме второй части
В этой части мы обсудили становление евреев как уникальной нации, избранной Б-гом для соблюдения законов Торы. Вместе с избранностью приходит и повышенная ответственность: евреи должны быть представителями Б-га на земле и вести себя так, чтобы служить примером другим народам. Тора, состоящая из двух частей: Письменной и Устной, управляет жизнью евреев. Соблюдая Тору, евреи достигали духовных вершин и большого личного удовлетворения. На протяжении всей человеческой истории наш народ сохранился как единое целое и внес большой вклад в развитие цивилизации. Однако когда евреи нарушали заветы Б-га и не оправдывали Его ожиданий, Он сурово их наказывал.
Мы видим, что Тора — не книга примитивных небылиц, но Б-жественная сокровищница мудрости, закона и исторических сведений. Исторические события, описанные в Торе, во все возрастающем объеме подтверждаются археологами, и мы показали, сколь нелепо утверждать, что Тора была написана человеком.
Но что это такое, конкретно, законы Торы? Какова их цель? Как эти законы позволяют народу создать образцовое общество и как они помогают людям жить более достойной жизнью?
Мы рассмотрим эти вопросы в следующем разделе.
с разрешения издательства Швут Ами
Читайте также: тема Истинность Торы
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.