Темы: Каббала, Мистика, Рав Меир Мучник, Бесы
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте! Будьте добры, подскажите, как называется явление полтергейст в еврейской литературе? Мы все знаем про иносказательный миф про Голема. Возможно, полтергейст описан и раскрыта природа данного явления. Суть в том, что да, происходят странные мистические передвижения предметов, странные явления вполне материальные, даже есть свидетели. Возможно, в каббалистических книгах есть описание данного явления? Я даже никому не могу сказать и спросить, что происходит, мне не поверят, кто поверит в самостоятельно двигающиеся предметы? Буду очень признательна, если направите меня или сможете пролить свет на природу данного явления. У меня нет сомнений, что в еврейской литературе это явление описано. N.
Здравствуйте, N.!
Вы правы, что упомянутое Вами явление (в той мере, в какой рассказы о нем могут считаться достоверными), если где и описано, то, скорее, в каббалистических книгах. Но серьезной Каббалой нам с Вами лучше не заниматься — вряд ли что-либо там правильно поймем, тут нужна особая подготовка. А пока что, не будучи каббалистом, могу лишь по-обывательски пересказать то, что известно.
Данное явление может быть связано с тем, что происходит с человеческими душами после смерти. Завершив выполнение своей миссии на земле и реализовав себя, душа возносится на Небеса, где в конечном счете обретает покой и получает то воздаяние, что ей полагается.
Но бывает, что миссия не полностью завершена, душа не полностью реализовалась, ей еще чего-то не хватает. В результате она может далеко не сразу обрести покой, получив место на Небесах, и какое-то время блуждать, в том числе — в этом физическом мире, не полностью его покинув (это уже называется «духом» — руах). Ощущая свою нереализованность и необходимость что-то доделать, но не имея тела, дух может попытаться вселиться в тело живущего человека (обычно душевно нестабильного, депрессивного, по-крупному мучимого совестью, т.е. обладающего слабым иммунитетом и уязвимого в этом плане) и подталкивать его к определенным действиям (это называется диббук). Или может даже без тела попытаться что-то сдвинуть с места.
Некоторые думают, что эти действия — результат работы шедим — «демонов». Не вдаваясь в вопрос о том, кто они и насколько реальны сегодня, приведем лишь комментарий Ор а-Хаим к Торе (Шмот 7:21). В этом стихе сказано, что, когда вода в Ниле обратилась в кровь, вся рыба в реке погибла. Это было доказательством, что вода реально превратилась в кровь, а значит, это деяние Б-га, а не работа шедим. Ибо последние могут создавать только иллюзии, галлюцинации и т. п. Маараль (Беэр а-Гола 2) тоже пишет, что шедим могут издавать звуки, но не менять что-либо в этом мире. Таким образом, если что-то реально сдвигается с места или разбивается, это не шедим. Впрочем, в тех случаях, когда подобное явление — плод иллюзий и больного воображения рассказчика, то, может быть, действительно шедим?
В любом случае Тора, данная всем нам, упоминает шедим (или сэирим) лишь изредка и вскользь, отмечая, что не только грешно, но и глупо приносить им жертвы (Ваикра 16:7; Дварим 32:17), и что тот, кто живет с Б-гом и полагается на Него, может их не бояться (Тэилим 91).
А о духах умерших людей Тора вообще практически не упоминает, зато открытым текстом запрещает сеансы вопрошения мертвых и тому подобные действия. Ибо в той мере, в какой все это реально, оно относится к сфере, с которой нам лучше не соприкасаться: не обретшие покой души, чаще проблематичные и недобрые, силы нечистоты и т. д. Нам же следует налаживать прямую связь с Б-гом и делать свое дело в открытом и доступном для нас мире жизни. Как в самом этом мире лучше не посещать неблагополучные районы или заведения для душевно больных или уголовников (если это не связано с нашей профессиональной деятельностью и если мы никак не можем помочь этим людям). Соприкосновение со всем этим вряд ли добавит нам позитивного настроя и вдохновения для выполнения задачи, поставленной нам Б-гом в этом мире, а может и откровенно навредить.
Жизнь этих людей во многом подобна смерти, а ведь не случайно человек, пораженный язвой цараат за злословие и уподобленный Торой мертвому, должен, пока не вылечится, пребывать за пределами города, в изоляции от общества. Ему надо прожить этот период, прочувствовать всю тяжесть своих поступков, а обществу тоже лучше с ним не иметь дела. Коаним — священникам, служителям Б-га, обладающим особой святостью и потенциалом к позитивной жизнедеятельности, Тора в этой недельной главе запрещает соприкасаться с человеческим трупом и даже находиться в одном с ним помещении или на кладбище. Ибо их дело — жизнь, а это — служение Б-гу в центре событий, в Храме.
(Рав Шимшон-Рефаэль Гирш замечает интересную вещь: в отличие от христианских кладбищ, которые находятся при церкви, еврейские кладбища находятся за пределами города. И заведуют погребением вовсе не коэны — им как раз велено держаться от всего этого подальше. Коэн не приходит тогда, когда уходит врач, — он уходит вместе с врачом. Приняв участие во всех важных этапах жизни человека. И в христианстве, и в исламе существует в определенной мере культ смерти. Христианство по большому счету основано на смерти своего основателя, ее образ является главным символом религии и предметом страстей. Ислам тоже, особенно в наши дни, явно считает высшей доблестью именно «умение» умереть — захватив с собой как можно больше народу. Но в Торе если и есть культ, то жизни).
Поэтому в этом мире Б-г устроил так, чтобы присутствие проблематичных явлений и людей ограничивалось определенными районами, зонами и заведениями, которые обычные люди, живущие полноценной жизнью, могли бы избегать. Большинство людей мало знают о том мире, но им и не надо его познавать. Вот и явления, связанные с потусторонним неблагополучием, если и существуют, то привязаны к определенным местам и людям, которых обычные люди могут избегать и не волноваться о них. О таких местах и людях могут ходить всякого рода истории разных степеней достоверности, но нам в любом случае лучше стремиться к местам и людям, истории о которых нам строить и свято жить помогают.
С уважением, Меир Мучник
Журнал «Мир Торы»
Если и существует в Торе уровень, к которому применимо понятие «каббала» — принимать — то это именно уровень каббалы — сокровенной части Торы — знания, предназначенного для посвященных
Рав Реувен Куклин
Как тайная часть Торы соотносится с остальными её частями?
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
Глава из книги р. М.-Х. Луццато «Дерех Ашем», часть «Об основах мироздания»
Рав Меир Мучник
Ведь и Моше сделал исцеляющее изображение змея, а умерший воскрес, прикоснувшись к костям Элиши?
Рав Меир Мучник
Какого успеха помогает достичь Тора?
Толдот Йешурун
Обзор
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Моше Абрамович
Что за просьбы о помощи к нечистому?
Рав Реувен Куклин
Необходимо понять природу чертей...
Рав Меир Мучник
А где же награда сынам Исраэля?
Рав Яков Шуб
Что об этом говорит Тора?
Рав Ашер Кушнир
Рав Бенцион Зильбер
Все евреи или только некоторые представители ашкеназской общины?
И. Чериковер
Знаменитый процесс 1840 года.
Рав Реувен Пятигорский
Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история со времен постройки второго Храма»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Потомки Эсава постоянно возводили напраслину на еврейский народ. О корнях «кровавого навета», жертвами которого стали тысячи наших братьев.
Рав Реувен Пятигорский
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5108 (1348) году в Европу пришла чума. За два года эпидемия унесла миллионы жизней, но почти не задела евреев, соблюдавших кашрут.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5050 (1290) году около 16 тысяч евреев было изгнано из Англии. Только через 400 лет евреи вернулись в Англию.
З. Рубашев
Статья рассказывает о "лжемашиахе" Якове Франке.
Батшева Эскин
Кто на самом деле управляет миром? В каждый период истории у конспирологов находится свой ответ на этот вопрос…
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Два крестовых похода способствовали усилению религиозного фанатизма в странах Западной Европы. Ненависть черни к евреям сопровождалась повышенной подозрительностью.
Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история со времен постройки второго Храма»