Темы: Наши родители, Почитание родителей, Бенцион Зильбер, Рав Бенцион Зильбер
Есть ли исключения, когда можно не почитать свою биологическую мать? R.
Уважаемая R.!
Объясните, о какой конкретно ситуации идёт речь.
Автор Шулхан Аруха (Йорэ Дэа 240, 18) пишет: «…Даже если отец его злодей (раша) и нарушитель, все равно человек должен его бояться и почитать».
Рамо (раби Моше Иссерлес) комментирует: «А некоторые считают, что человек не обязан почитать отца, если тот раша, если не соблюдает заповеди Торы, — [человек будет обязан почитать такого отца,] только если тот сделает тшуву (вернется на правильный путь)».
Шах (автор комментария Сифтэй Коэн) добавляет (20): «Но даже если человек не обязан почитать отца, запрещено ему огорчать его».
Т.е. сефардские евреи, которые следуют постановлениям Мехабера (автора Шулхан Аруха), обязаны по Торе почитать отца, даже если отец — раша и нарушает запреты Торы.
Ашкеназские евреи, которые следуют постановлениям Рамо, не обязаны почитать отца-нарушителя, но им ЗАПРЕЩЕНО ЕГО ОГОРЧАТЬ. Прибавлю, что даже ашкеназские евреи, которые поступают в соответствии с мнением Рамо, в наше время в большом проценте случаев обязаны почитать родителей, даже когда те нарушают законы Торы и не соблюдают ее запреты.
Гмара в трактате Шабат (68) пишет: считается, что тинок ше-нишба (ребенок, который был взят в плен неевреями, вырос среди них и поэтому не соблюдает законы Торы) нарушает их нечаянно, а не сознательно. А тот, кто нарушает не сознательно, не считается раша. Хазон Иш писал: те, кто воспитывался не соблюдающими родителями и поэтому не соблюдают заповеди, считаются нарушителями нечаянными. Хазон Иш продолжает: надо оценить и взвесить меру их знакомства с Торой и её заповедями, чтобы знать, в каком случае они превращаются из нечаянных нарушителей в сознательных, а когда остаются нечаянными нарушителями. Эта оценка индивидуальна для каждого человека — в соответствии с его знанием и пониманием. И я думаю, что евреям — выходцам из бывшего Советского Союза, где вообще ничего не знали о Торе, определение тинок ше-нишба подходит больше, чем другим евреям. Поэтому в большинстве случаев у нас остаётся сомнение: может быть, родители нарушают законы Торы нечаянно, а не сознательно, и тогда человек обязан их почитать по всем мнениям.
Но, может быть, Вы имеете в виду что-то другое. Если отец или мать, не дай Б-г, сошли с ума, закон следующий: «[Человек] старается вести себя с ними в соответствии с их пониманием. Но если он не в состоянии выдержать этого, он уходит, оставляя их с другими людьми». Шулхан Арух (Йорэ Дэа 240, 10).
Если отец или мать велят нарушить законы Торы, сын или дочь не должны их слушать.
Мой отец и учитель рав Ицхак Зильбер зацал в «Беседах о Торе» (стр. 95—96) пишет об этом так:
«Есть только одна ситуация, когда не надо слушать родителей. Если отец велит сыну или просит его сделать то, что запрещено Торой (это относится к любой из ее заповедей), отца слушать нельзя. Мы уже приводили стих: “Всякий матери своей и отца своего страшитесь”. Далее в нем сказано: “и субботы Мои соблюдайте. Я Г-сподь, Б-г ваш” (Ваикра, 19:3). И это значит: надо чтить отца и мать, но если они скажут, например: “Нарушь субботу (свари для меня что-нибудь, пойди купи что-то)”, — нельзя их слушаться, ибо Б-г выше их: “Я Г-сподь, Б-г ваш”.
Мнению родителей мы не обязаны подчиниться и еще в одной ситуации — при женитьбе. Конечно, мы должны считаться с их жизненным опытом и мудростью, но если наш избранник или избранница — хороший религиозный человек, нам надо следовать своим симпатиям, а не желаниям родителей. Привязанность между супругами — основа правильного еврейского дома, и ее отсутствие может привести к печальным последствиям».
С уважением, Бен-Цион Зильбер
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский