Оглавление
1. Кидуш — освящение дня над бокалом вина. [↑]
Из сказанного в Торе: «Помни день Шабата, чтобы освятить его» учили наши мудрецы, что в Шабат необходимо упомянуть о святости Шабата (сделать кидуш). Они обязали сделать это уже в самом его начале над бокалом вина и запретили даже пробовать какую-либо еду до кидуша. И хотя кидуш можно делать не только на вино, но и на хлеб, все же изначально следует освящать Шабат на вино, кроме тех случаев, когда вино трудно достать или человеку тяжело по какой-либо причине его пить.
При произнесении кидуша на вино, халы [особый субботний хлеб] прикрывают (если едят после кидуша другие мучные изделия, то следует прикрыть и их).
[Это также может быть применимо к кидушу в Праздник — Йом тов. Прим.ред.]
Женщины также обязаны выполнять заповедь кидуша. Несмотря на то что кидуш — предписывающая заповедь, которая зависит от времени, женщины обязаны выполнять все заповеди Шабата, так как мы учим, что тот, кто обязан соблюдать все запреты Шабата, обязан соблюдать и все предписания Шабата.
Кидуш произносят до благословения хал. Халы прикрывают
Как в прочих заповедях, выполняемых произнесением слов, достаточно услышать необходимую фразу от другого человека, так и кидуш можно услышать из чужих уст, но при условии, что и произносящий, и слушающий кидуш подразумевают, что слушающий выполняет заповедь посредством этого кидуша.
(Так как вечерний кидуш заповедан Торой, необходимо удостовериться, что его произносит взрослый человек. То есть даже если мальчик достиг тринадцати лет, но есть сомнения в том, что он уже возмужал, необходимо спросить раввина.)
Женщине, которая слушает кидуш из уст мужчины, желательно помолиться маарив [вечернюю молитву] заранее. Необходимо внимательно слушать каждое слово, поэтому во время кидуша все должны сидеть на своих местах (или стоять, если таков обычай).
Тот, кто не сделал кидуш вечером, должен сделать его утром (опуская фразу «вайехулу»).
2. На что делают кидуш [↑]
Лучше всего делать кидуш на старое вино (на иврите словом яин, «вино», называют исключительно виноградное вино). Но можно его сделать и на виноградный сок. Вино из изюма считается вином во всех отношениях.
Как было сказано выше, тому, у кого нет вина (или кому тяжело пить вино), разрешается сделать кидуш на хлеб. В таком случае он должен сначала сделать омовение рук, а затем произнести кидуш, сказав вместо благословения на вино благословение на хлеб.
Кидуш принято делать на вино или виноградный сок
3. Сколько необходимо выпить [↑]
Необходимо выпить из кидушного бокала количество вина в размере мло лугмав (объем жидкости, которая помещается за одну щеку) , то есть большую часть ревиита [объем жидкости, равный, по мнению Хазон Иша 150 см. куб. вина, а по мнению р. Хаима Ноэ — 86 см. куб. Прим.ред]; причем следует выпить его почти в один глоток, то есть быстро. Нельзя растягивать выпивание кидушного вина надолго, так как, если пить его медленно мелкими глотками, выпитое вино не составит вместе мло лугмав. Если делающему кидуш тяжело выпить необходимое количество, это может сделать любой из присутствующих.
Если же никто не может выпить столько вина, следует сказать кидуш на хлеб, поскольку кидуш не засчитывается без того, чтобы после его произнесения выпили необходимое количество (мло лугмав) вина. Хотя и не обязательно, чтобы все присутствующие пили вино, которое находилось в кидушном бокале, это делает заповедь кидуша исполненной наилучшим образом.
4. Кидушный бокал [↑]
Несмотря на то, что нет необходимости выпить больше мло лугмав, бокал должен содержать ревиит вина.
Перед кидушем принято ополоснуть бокал водой.
Кидушный бокал. Во время кидуша нужно
выпить минимум ревиит (86 мл)
Если из бокала уже отпили немного вина, над ним запрещается делать кидуш. Такое вино называется яин пагум (вино с изъяном). То есть если сделали кидуш над большим бокалом и отпили из него, а потом хотят еще раз сделать кидуш над оставшимся вином, нельзя перелить его в меньший бокал и сделать над ним кидуш, так как вино уже считается яин пагум (с ущербом). Как его исправить? Добавляют в бокал немного вина (или воды) и переливают все его содержимое обратно в бутылку, в которой есть еще вино. Теперь над этим вином снова можно делать кидуш. Некоторые придерживаются обычая оставлять немного вина от вечернего кидуша с тем, чтобы добавить его в бокал для авдалы (церемония разделения праздничных дней и будней).
Вино нельзя оставлять открытым продолжительное время, так как в этом случае оно приобретет статус яин мегуле (открытое вино), над которым кидуш не делают.
5. Кидуш в месте трапезы [↑]
Кидуш необходимо делать в месте, где будут есть, То есть заповедь о кидуше не выполняется, если сразу после него не едят именно там, где сделали кидуш. Нельзя заниматься ничем посторонним между кидушем и трапезой. Нельзя также делать кидуш в одном месте с намерением есть в другом месте. В случае необходимости, когда нет возможности есть в том же месте, где сделали кидуш, например, если женщина слушает кидуш в сукке [праздничные шалаши в праздник Суккот], а ест дома, следует спросить раввина, как поступить.
Что и сколько необходимо съесть, чтобы выполнить обязанность совершения трапезы в месте кидуша? Либо кезайит [объем, примерно равный 27 куб.см.] хлеба, либо, по крайней мере, кезайит выпечных изделий из муки.
Можно обойтись даже ревиитом вина, но следует иметь в виду, что поским [авторитеты в области Еврейского закона] разошлись во мнениях, достаточно ли выпить вино из кидушного бокала или необходимо выпить ревиит, помимо него. Кроме того, есть разногласия поским, относится ли этот закон к вечернему кидушу.
Дневной кидуш [↑]
Подобно тому, как существует обязанность делать кидуш вечером, есть также обязанность освящать Шабат и днем перед началом трапезы. Несмотря на то, что дневной кидуш — постановление мудрецов, он во всех отношениях равен вечернему кидушу.
То есть все законы, касающиеся бокала и вина, обязанность совершения кидуша в месте трапезы, запрет пробовать что-либо до кидуша должны соблюдаться и в дневном кидуше.
Но в одной детали есть различие: в законе о том, что делать человеку, у которого нет вина (или ему тяжело его пить). Если вечером в такой ситуации он делает кидуш на хлеб, а не на хамар медина (наиболее распространенный в данной стране напиток), то утром, наоборот, не делают кидуш на хлеб, но именно на хамар медина, так как главное в дневном кидуше — произнесение благословения «борэ при агафен» [благословение на вино] или «шеаколь» [благословение на другие виды пищи и напитков] на хамар медина. Поэтому этот кидуш на языке талмудических аллегорий называется кидуша раба — большой кидуш. (Относительно благословения на хлеб «амоци», которое и без того произносится за столом, неочевидно, что оно говорится в качестве кидуша).
Питье перед дневным кидушем [↑]
Мы уже упомянули, что вечерний и дневной кидуши равны по всем своим законам, поэтому утром также до кидуша нельзя ничего пробовать. Все же есть между ними и различие в том, что обязанность кидуша вечером наступает сразу с наступлением Шабата, тогда как днем — только со времени окончания молитвы.
Почему? Мудрецы обязали делать кидуш только тогда, когда сразу после него можно есть. И так как и в будни, и в Шабат нельзя есть до молитвы, не обязали мудрецы делать кидуш. Поэтому вечером в Шабат, когда обязанность кидуша наступает немедленно, то и пробовать еду запрещено сразу же с принятием Шабата. Днем же, вследствие того, что обязанность кидуша наступает только после молитвы Шахарит [утренняя молитва], тогда же вступает в действие и запрет пробовать еду. И так как утром до молитвы нет обязанности кидуша, можно пить до окончания молитвы, но, конечно, только те напитки, которые разрешается пить в будни до молитвы (еда же в любом случае запрещена до молитвы).
В связи с этим следует сказать, что закон меняется в случае, когда человек болен и т.п.: так как ему разрешается есть до молитвы, то, возможно, и обязанность кидуша тоже возникает для него до молитвы. Получается, что в данном случае закон относится к больному строже, чем к здоровому человеку, поскольку для больного обязанность кидуша возникает с самого рассвета, с этого же момента времени ему также запрещено пить. Как поступить в подобном случае, следует спросить раввина.
По той же причине закон отличает и женщин. Поскольку им также разрешается есть до молитвы, и, следовательно, для них обязанность кидуша возникает сразу же с наступлением утра, то, само собой разумеется, нам следовало бы сказать, что им запрещено и пить до молитвы. Поским уже разбирали этот вопрос и постановили, что, если женщина хочет попить перед молитвой, не делая кидуша, то изначально ей необходимо пить до того, как она произнесет какую-нибудь просьбу (бакашу) к Всевышнему (То есть так как она обычно произносит бакашу в будни, чтобы выполнить заповедь о молитве, то можно приравнять ее к молитве шахарит у мужчин, и мы можем сказать, что все время, пока женщина не произнесла бакашу, и если она не хочет еще есть, нет на ней обязанности кидуша).
Постфактум, если она уже сказала какую-либо просьбу, то в случае нужды, если она собирается еще помолиться шахарит прежде, чем услышит кидуш, ей разрешают также и пить без кидуша. Если же женщина не собирается молиться, то пить ей нельзя, пока не сделает кидуш (и тогда она обязана сразу и поесть в силу закона «кидуш в месте трапезы»).