Темы: Тшува, Йом Кипур, Загробная жизнь, Виктория Ходосевич, Богобоязненность
Небесная видеокамера ничего не пропускает, и каждому из нас предстоит увидеть фильм о себе. Разве это не хороший стимул поступать правильно?
Еще совсем недавно американский футболист Рэй Райс находился на вершине своей карьеры. Один из лучших игроков Национальной Футбольной Лиги, он заключал многомиллионные контракты и был рекламным лицом модных брендов. Все это закончилось в одночасье. В сети появилось видео, снятое камерой наблюдения в лифте, на котором звезда футбола жестоко избивает свою невесту. Сейчас Рэй бессрочно отстранен от игр, а его рекламные контракты расторгнуты.
В наш век высоких технологий камеры вездесущи. Они наблюдают за нами в магазинах, банках, лифтах, на уличных перекрестках. Они заставляют нас лучше себя вести и остерегаться нарушать порядок и закон. Недавнее исследование показало, что на перекрестках, оснащенных видеокамерами, количество аварий снизилось на 28%. Если вы знаете, что вас снимают на видео, вряд ли попытаетесь проскочить на красный свет. С появлением камер наблюдения мы стали более осторожными в своих поступках.
Но для религиозных людей в этом нет ничего нового. Тот, кто верит во Всевышнего, знает, что всегда находится под Его неусыпным наблюдением. Талмуд предупреждает: «Помни о трех вещах — и ты не согрешишь: знай, что над тобой око видящее, ухо слышащее, а все твои поступки записываются в книгу» (Пиркей Авот 2:1). Все наши поступки, хорошие и плохие, имеют космическое значение; они хранятся в Небесной «базе данных» и однажды будут предъявлены нам на последнем суде.
Сейчас много говорят о клинической смерти. Благодаря современным медицинским технологиям врачи во многих случаях способны реанимировать пациентов, у которых определенное время отсутствовали сердцебиение и мозговая деятельность. Конечно, мы не знаем, что происходит после смерти, и все разговоры на эту тему — всего лишь гипотезы и предположения. Но Каббала — еврейская мистика — дает нам некоторую информацию. Согласно этому учению, после смерти мы оказываемся в тоннеле, в конце которого сияет прекрасный яркий и теплый свет. Продвигаясь по направлению к этому свету, мы видим всю свою жизнь. Она проходит перед нами — как в кино. Вспыхивают и исчезают пережитые события. В эти моменты мы вспоминаем и понимаем все, что с нами происходило, и испытываем невероятные по силе и глубине эмоции. Когда перед нами проходят картины наших добрых дел и духовных достижений, мы чувствуем ни с чем не сравнимую радость и наслаждение. Но когда нам показывают наши грехи перед Всевышним, недостойное поведение, обиды, которые мы причинили другим людям, мы испытываем невыносимый, обжигающий стыд. Это самое страшное наказание, ожидающее нас после смерти. Именно с этим чувством обжигающего стыда мы готовимся предстать перед Всевышним.
Небесная видеокамера ничего не пропускает, и каждому из нас предстоит увидеть свой фильм. Разве это не хороший стимул поступать правильно?
Приближается Йом Кипур, и, готовясь предстать перед Судом, нам следует помнить, что все наши поступки записаны и учтены, и их последствия куда более серьезны чем те, что постигли Рэя Райса из-за того, что он забыл про обыкновенную камеру наблюдения в лифте.
Раби Бенджамин Блех, сайт Aish.com
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Законы раскаяния»
Предписывающая заповедь: грешник должен прекратить грешить, вернуться к Всевышнему и исповедаться в своем грехе.
Рав Ицхак Зильбер
Рав Йосеф Б. Соловейчик
из книги "О раскаянии". Два аспекта тшувы.
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Исроэль-Меир Лау
«Не было таких праздников у Израиля, как Пятнадцатое ава и Йом-Кипур»
Переводчик Виктория Ходосевич
Можно ли прощать террористов? К годовщине теракта 11 сентября 2001 года
Рав Ицхак Сильвер,
из цикла «Пути мира и добра»
Тора запрещает мстить, потому что месть ошибочно воспринимается жертвой как компенсация за перенесенные страдания. На самом деле, всё в этом мире предусмотрено Творцом.
Рабби Шнеур-Залман Бааль аТания,
из цикла «Тания»
О том, что смирение в сердце — это нижнее покаяние, как было сказано выше, а также и радость во Всевышнем, и то и другое вместе, уже говорилось в первой части книги «Тания», в конце главы 34. И написано в священной книге «Зогар»: «Радость в сердце, с одной стороны, и т. д».
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Книга нашего наследия
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
То, что сказал Йосеф братьям, было не просто попыткой спасти их от угрызений совести. Йосеф видел, что братьям очень стыдно, поэтому они могли поссориться на обратном пути.
Рав Авраам Елин,
из цикла «Как одолеть гнев»
Приводится совет от имени рава Ицхака из Акко: во время беседы обращать внимание только на главное, основное в обсуждаемом вопросе, и пропускать мимо ушей употребляемые в ваш адрес различные эпитеты.
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Велико раскаяние, — оно достигает Трона Величия